
-
«21/21 Pornographies@».
Компания Great Investment (Бельгия/Дания) в рамках XXII фестиваля NET (Новый Европейский театр).
Концепция и исполнение Метте Ингвартсен, драматург Бояна Цвейич.«21» в названии для нашего зрителя, возможно, значит меньше, чем для европейцев. Вообще это NC-21 (No One 21 & Under Admitted), сочетание, знакомое, например, людям, читающим нишевую и/или сетевую литературу. Так обозначается самый высокий рейтинг произведения: открыв NC-21, вы подписываетесь под тем, что внутри могут быть эпизоды с высоким уровнем жестокости, подробное описание насилия и эротических сцен, и вы не возражаете.
-
«Зойкина квартира». М. А. Булгаков.
Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина
Режиссер Сергей Потапов, художник Эрвин Ыунапуу.В современном якутском театре Сергей Потапов воспринимается как главный режиссер-постмодернист. Национальная культура для него исключительно важна — как мировоззрение и сквозная тема. В этом смысле понятен интерес режиссера не только к якутскому мифу, но и к эвенским легендам, например.
Совсем другая история — постановки по русской классике. В каждом спектакле такого плана сталкиваются абсолютно разные мироощущения, но дело даже не в этом. Встреча с русским материалом и русскими актерами ставит перед режиссером проблему адаптации, перехода на условно европейский лад.
-
«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». В. Ерофеев.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Уланбек Баялиев.«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» — премьера в МХТ на переломе: заявленная в планах при прежнем худруке Сергее Женоваче, она выходит первой уже при Константине Хабенском.
Почему режиссер Уланбек Баялиев, ученик Женовача, выбрал пьесу маргинального гения советских времен Венедикта Ерофеева, в массовом сознании срифмованного с Веничкой, героем его романа «Москва — Петушки»? Пьеса была написана в 1985 году и опубликована только в 1989-м, за год до смерти автора, и впоследствии не особенно заинтересовала режиссеров. Вероятно, не только потому, что в 1990-х случился экономический коллапс и зрительные залы опустели. Реалии советской жизни в резко изменившемся мире казались совершенным анахронизмом. Никогда больше, думалось, не вернется эта ежеминутная и повсеместная униженность человека, его преследование любым ничтожеством, облеченным властью, вина за сам факт своего существования и способность мыслить.
-
«Иранская конференция». По мотивам пьесы И. Вырыпаева.
Воронежский Камерный театр.
Режиссер Михаил Бычков.Скажу сразу: этот спектакль Михаила Бычкова так мощно провоцирует работу ассоциативного восприятия, что оно рождает самые необычные параллели и сходства, возможно, даже в постановке и не заложенные. Но вот их появление у зрителя заложено точно. Все здесь ощутимо тяготеет к какому-то гамлетовскому масштабу, не зря же действие происходит «на нашей почве, на датской». Ведь именно там, согласно Ивану Вырыпаеву, проходит конференция по иранскому вопросу. Хотя персонажи отнюдь не принимают статус эпических «героев», как вроде бы положено в подобной ситуации. Они — вполне себе люди нашего времени, причем времени абсолютно конкретного, сегодняшнего. Люди со своими идеалами и заблуждениями, бедами и победами, порой сложными и запутанными отношениями друг с другом.
-
«Sepia. Синяя Борода».
Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» в рамках проекта Dance резиденция, представляемого театром «Новая Опера» и фондом MART.
Постановка и хореография Татьяны Багановой, сценография Анастасии Соколовой («Sepia») и Родиона Пашина («Синяя Борода»), костюмы Анастасии Соколовой («Sepia») и Юрия Помелова («Синяя Борода»), свет Нины Индриксон («Sepia»).Первая Dance резиденция театра «Новая Опера» показывает два составных вечера. Если замысел первого, «Весна священная. Свадебка», прозрачен (Стравинский, возвращение постановок на сцену), то второй может выглядеть неоднозначно. Казалось бы, «Синяя Борода», которую впервые показали в Екатеринбурге в июне 2021-го, логичнее смотрелась бы с предыдущей оригинальной премьерой труппы, «Приключениями сапожника Петра» (2020). Выбранная в пару «Sepia» вышла намного раньше, представляет Баганову начала 2010-х и, что важнее, вроде бы ни тематически, ни эстетически не сходится с «Бородой».
-
«Урожай». П. Пряжко.
Театр на Таганке.
Режиссер Марфа Горвиц, художник-постановщик Николай Симонов.На Основной сцене Театра на Таганке Марфа Горвиц поставила «Урожай» Павла Пряжко — он оказался очень смешной комедией и горькой притчей одновременно.
Драматургию Павла Пряжко мы как-то уже привыкли воспринимать в контексте сдержанно-лаконичных, минималистичных постановок Дмитрия Волкострелова. И меньше всего ожидали увидеть его пьесу на большой сцене, в зрелищной и яркой постановке. Хотя в свое время Филипп Григорьян ставил Пряжко именно так: смешивая гиперреализм его текстов с фантастическим антуражем и костюмами. Вспомнить хотя бы «Поле» в Школе современной пьесы, где комбайнеры, тоже, кстати, убирающие урожай, были одеты в космические скафандры, а женщины — в футуристического вида кокошники-нимбы, отчего пьеса, и так попахивающая абсурдизмом, превращалась в полный сюр.
-
«Петя и волк». С. Прокофьев.
Пермский театр оперы и балета.
Музыкальный руководитель постановки и дирижер Владимир Ткаченко, режиссер-постановщик Александра Ловянникова.Симфоническая сказка Прокофьева «Петя и волк» часто появляется на филармонических афишах и звучит в выездных — предназначенных детям — концертах. Мультфильмы с этой музыкой создавали и наши, и американские студии, а рассказчиками (структура сказки — монолог повествователя и иллюстрирующие его музыкальные фрагменты) выступали многие великие люди, от Жерара Филипа до Джона Гилгуда и от Натальи Сац до Шарон Стоун. Дидактический смысл «Пети и волка» прост: ребенка-слушателя знакомят с голосами оркестра (каждому персонажу соответствует свой инструмент). Иногда «Петя и волк» превращается в унылую образовательную тягомотину, которую дети высиживают с безразличными лицами (так часто бывает, когда в роли рассказчика выступает какая-нибудь назидательная дама), иногда — во взрослую пародийную шуточку, детям вовсе непонятную (это чаще за границей). Пермский театр оперы и балета решил заново взглянуть на замученный частым употреблением текст — и «Петя и волк» в нем стал совсем другой, непривычной и довольно личной, историей.
-
В архиве появился № 104. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Мастер и Маргарита». Музыка А. Шнитке и М. Лазара.
Большой театр.
Хореография Эдварда Клюга, сценограф Марко Япель.Каждый сезон планы Большого включают минимум один полнометражный сюжетный балет. Упорство, с которым театр погружается в инсценировки мировой литературы, вызывает как минимум вопрос «зачем?». Ответы можно давать разные, как и оценки этому масштабному проекту (от Шекспира до Толстого, прихватывая редкости вроде Лермонтова и Вулф). Только что вышедший «Мастер и Маргарита» Эдварда Клюга дает подсказку: если задача — стать витриной для кратких содержаний книг из школьной программы, то реализовано это со всей ответственностью.
-
«Жареные зеленые помидоры». По роману Ф. Флэгг.
Лысьвенский драматический театр им. А. А. Савина.
Инсценировка Алексея Житковского, режиссер Вера Попова, художник-постановщик Алексей Лобанов.Роман «Жареные зеленые помидоры в кафе „Полустанок“» Фэнни Флэгг написала в далеком 1987 году, потом он многократно переиздавался и в 1999-м появился на русском языке. Американская актриса, писательница и, как бы мы сегодня сказали, стендап-комик, Фэнни Флэгг смонтировала свою собственную альтернативную историю южан 1920–40-х годов, прошитую через мир женщин. В этой запредельно ироничной детективной саге она умудрилась вместить основные теги своего и нашего времени, сфокусировав внимание на Великой депрессии, расовой сегрегации, жестокости американского Юга, войне и т. д. Другими словами, Флэгг собрала свою собственную версию американских «Ста лет одиночества», рассказанную Урсулой Игуаран.
-
С 26 ноября по 2 декабря в Псковском театре драмы проходил фестиваль «Потапов-фест»
Якутский театр словно не до конца успел потерять свой синкретизм, его мысль не формируется без песни, танца, условного жеста, ритмичной звукописи родного языка. Внебытовое существование для актеров органично, выявление на сцене мистических сил естественно. «Потапов-фест» дал возможность погрузиться в магически уникальную культуру. Энергетика этих людей захватывает, все шесть дней казалось, что ты уже не в Пскове, а на якутской земле, что за углом Театра драмы всхрапывают олени, а воздух еще хранит многовековые отзвуки Олонхо.
-
«Родькин чердак». По мотивам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Содружество негосударственных театров, Театр «Суббота».
Режиссер Владислав Тутак, драматург Сергей Толстиков.Действие спектакля «Родькин чердак» происходит действительно на чердаке. Узкая темная лестница в два пролета, капельдинер, светящий под ноги огромным фонарем, чтобы зрители не споткнулись, и сидящая у входа кукла — все это становится частью спектакля. Капельдинер с треском выключает фонарь и захлопывает дверь, запирая нас наедине с Раскольниковым (Иван Байкалов), который сидит в нише наискосок от выхода.
-
«Сильфида». Ж.-М. Шнейцхоффер. Возобновление спектакля.
МАМТ.
Хореограф Пьер Лакотт.Кто не слышал от родителей хрестоматийное «не витай в облаках»? И кто при этом действительно перестал? Вот и хорошему парню Джеймсу наверняка что-то такое твердили родители. И вот он вырос, собрался жениться на такой же хорошей, крепко стоящей на земле девушке Эффи, и жизнь была понятна и распланирована на много лет вперед. А накануне свадьбы он всего лишь задремал, и в его такой понятной жизни все пошло кувырком — в ней появилась Сильфида. Непохожая на всех, кто его окружал до этого, воздушная, свободная, манящая шансом на другую судьбу. А вдруг?
-
«Зримые вещи».
Спектакль-экскурсия в Российском этнографическом музее в рамках проекта «Не зря».
Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Александр Мохов.В ноябре 2021 года участники инклюзивной музейной лаборатории «Не зря» придумали и поставили в залах Этнографического музея спектакль-экскурсию под названием «Зримые вещи». На равных введены в спектакль обычные и «особые» перформеры, напрямую обращающиеся к зрителям, точно ностальгирующие рассказчики в теплый вечер: если испытываешь желание, можешь быть слушателем, а можешь и сам рассказать. Спектакль поделен между актерами зрячими и актерами слабовидящими, они работают в локациях вместе, взаимодействуют, выступают переводчиками и проводниками друг для друга между мирами зримого и незримого.
-
«Бенвенуто Челлини». Г. Берлиоз.
Мариинский театр.
Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев, режиссер-постановщик Алексей Франдетти, художник-сценограф Вячеслав Окунев.Вместо привычного уже занавеса с летящим в вечности гусиным пером пришедший на премьеру в Мариинский-2 зритель видит новый, созданный специально для этого спектакля. На нем — вход на римскую киностудию «Чинечитта», и название студии написано крупными буквами, чтобы никто не ошибся, чтобы все сразу поняли: никакого XVI века, перед нами гораздо более близкие к нам времена. Но и не то чтобы нынешние — это становится ясно, как только на сцене появляются артисты.
-
Ушла выдающаяся актриса Нина Ургант... Она сыграла множество ролей в кинематографе, но поистине народную любовь принес ей фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», вышедший на экраны в 1971 году. Сыгранная ею санитарка Рая сделала ее легендой, как бы ни было затерто это слово в наше время, а ее исполнение песни Булата Окуджавы о Десятом десантном батальоне стало эталонным. Оператор Павел Лебешев снял эту сцену так, что не пропало ни одно душевное движение актрисы.
-
Вчера в пространстве «Скороход» Такой театр праздновал свое 20-летие. Силами нового поколения сложили длинный капустный спектакль с тяжеловесной драматургией, телепортацией и трансляцией на экран...
-
Максимально архаичный велеречивый, плотный и, чего уж там, сложный для восприятия текст Эразма Роттердамского режиссер Светлана Баженова обрамила узнаваемыми сегодняшними точными зарисовками. Ютуб-блогер интервьюирует звезд интернета: модного психолога, безапелляционно раздающего советы, как жить, двух отбитых руферов, домохозяйку, проповедующую бесконечно долгий и счастливый брак, знаменитую некогда, а ныне позабытую художницу-алкоголичку. Сленг, злые комментарии, провокации, самоуверенность, знакомые любому, кто хоть раз включал ютуб, персонажи и манера поведения. В какой-то момент сегодняшняя речь каждого прерывается рассуждениями Глупости из «Похвалы».
-
«Весна священная. Свадебка». И. Ф. Стравинский.
Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» в рамках проекта Dance резиденция, представляемого театром «Новая Опера» и фондом MART.
Хореография Татьяны Багановой, дирижер Валентин Урюпин («Весна священная»),
художник Александр Шишкин («Весна священная»), сценография Ярослава Францева («Свадебка»).Когда Антона Гетьмана, директора МАМТа, в ноябре 2020 года перевели в «Новую Оперу», помимо справедливости такого назначения посреди сезона возникали отдельные голоса с вопросом: а танец — хорошо же получалось? Тогда говорилось «подумаем». Спустя год «Новая», в которой долго появлялся только балет, и тот арендный, открывает свою Dance резиденцию. Первая участница — Татьяна Баганова с программой «новое и лучшее». О «новом» — позже. «Лучшее» выбрано так, чтобы стало понятно, кто этот автор и почему она.
-
«Почти серьезно...».
Независимая театрально-цирковая компания «Антикварный цирк».
Режиссер Елена Польди.«Почти серьезно и совершенно гениально», — написала я у себя в фейсбуке после просмотра спектакля Елены Польди, от которого, признаться, не ждала ничего особенного.
«Датский» повод (проект осуществлен в рамках празднования столетия Юрия Никулина), смешанная творческая группа (автор инсценировки Егор Зайцев, ни в чем театральном, кроме «Фрагментов любовной речи» в новосибирском «Глобусе» и «Семи дней в совриске» в московском Новом Пространстве Театра Наций, не замеченный; музыкальный руководитель и автор аранжировок Андрей Поляков, наоборот, активно работающий в «Гоголь-Центре»); выпускники кафедры цирковой режиссуры ГИТИСа в качестве перформеров — все, казалось бы, предполагало необязательный, «проходной» характер постановки.
комментарии