14 декабря в здании Главного штаба Эрмитажа словами руководителя секции Славы Полунина «Главное — общение! Да здравствует культурный Форум — истинный праздник общения!» — была торжественно открыта секция «Цирк и уличный театр» в рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума.
На общем пленарном заседании собрались все деятели цирка и любители. Были затронуты три основные темы: тема циркового менеджмента, которая на протяжении трех последующих дней обсуждалась в подсекции «Индустрия Цирка», тема ухода клоуна из цирка и вымывания клоунады, как циркового жанра (подсекция «Новый цирк и уличный театр»), развитие социальных программ в цирке (подсекция «СоциоЦирк»).
Одно из направлений диалогов для подсекции «Индустрия цирка» задал Борис Мазо — директор Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры Российской Федерации, который поднял проблему нарастающего кризиса в цирковом деле. После распада СССР в ФПК «Росгосцирк» произошла смена 6 (шести) генеральных директоров, а за последние 30 лет в цирках России не производился капитальный ремонт. Прокатная система была сведена к минимуму. Сократилась ежегодная субсидия, выделяемая Российской государственной цирковой компании: если раньше она составляла более 1 млрд. рублей, то сейчас эта сумма уменьшилась до 750 млн. рублей, которые после назначения новым генеральным директором РГЦК Вадима Гаглоева расходуются в основном на капитальный ремонт цирковых зданий. Так, в 2014 году было отремонтировано 4 цирка, а в 2015 году еще 4 цирка: Тульский, Курский, Ивановский и цирк Чинизелли в Санкт-Петербурге. В 2016 году будут отремонтированы цирки в Рязани, Кисловодске, Омске и Нижнем Тагиле. На данный момент составляются сметы для капитального ремонта Уфимского, Ростовского, Саратовского цирков. Как отметил Борис Мазо, ремонт цирков не является самоцелью, важен контроль за последующим использованием зданий и оборудования.
2016 год, который объявлен годом кино, не пройдет мимо циркового дела: произойдет кинофикация цирка, в 24 цирках России появится кинооборудование. В каждом из этих цирков будут показываться социальные, документальные, патриотические и детские фильмы.
В малых городах нет цирков, а города эти растут, и специально для них разрабатывается 2 типовых проекта строительства: универсальный цирк с залом-трансформером и общежитие с гостиницей для артистов. Разрабатывается и единая система продажи билетов, которая будет охватывать все цирки и значительно снизит затраты.
Подсекция «Индустрия цирка» в этом году впервые появилась на секции «Цирк и уличный театр» благодаря генеральному директору «Росгосцирка» Вадиму Гаглоеву. Причиной ее создания стало намерение Вадима Гаглоева честно и откровенно поговорить на следующие темы: Почему цирк не стал мощной и целостной индустрией (как шоу-бизнес и кино)? Почему новые формы появились везде, кроме циркового искусства? Почему «цирковая кухня» на данный момент является тайной для большей части населения? Почему цирк не преодолел барьера XXI века? Почему в цирке до сих пор не произошла техническая революция?
Обсудив предложенные Вадимом Гаглоевым вопросы, директора российских цирков сошлись на том, что одной из самых важнейших проблем, разрушающей цирковое дело, является закрытость цирковой сферы. Чтобы стать цирковым, нужно быть изначально династийным. Поэтому в цирк не приходит ничего нового, а если и приходит, то воспринимается резко, в штыки, мастера не делятся своим опытом с начинающими. Именно поэтому за всю историю циркового дела не сформировалась мировая школа.
Еще одна проблема закрытости — непрозрачность системы проката: сегодня отсутствует внятная экономика, аналитика, узнать о сборах цирков практически невозможно. А ведь именно аналитика является основой для публичного инвестирования. Именно закрытость, по мнению, Вадима Гаглоева, завела цирковое дело в тупик.
Еще одной негативной составляющей современного цирка является отсутствие звезд. Цирк не привлекателен для молодых людей, цирковые имена никому не известны. Эта проблема решается, создана премия «Мастер» (награждение прошло летом в Сочи), но этого недостаточно. Даже существующие цирковые фестивали практически неизвестны нецирковым. Каждый фестиваль превращается в «междусобойчик» с одним и тем же набором номеров, меняется только локация. А ведь цирк является высоким искусством с элементом шоу-бизнеса! «Мы погрязли в меркантильных личных сиюминутных интересах», — сказал Вадим Гаглоев.
И что делать? Директор Саратовского цирка Иван Григорьевич Кузьмин нашел лишь один ответ: «Работать, работать, работать!».
Но кроме проблем Росгосцирка есть еще и другие, касающиеся цирков всего мира. На секции был задан вопрос: почему в России большая часть населения не знает о существовании мировых цирковых фестивалей? Почему об этом никто не говорит и не пишет? Ведь социальная ответственность за то, как пройдет фестиваль в другой стране, лежит в том числе и на России. «Успешность фестиваля в Марселе — это и моя задача», — заявил Вадим Гаглоев…
А что же в других странах? Лазло Эндреш, директор цирка «Blackpool Tower» (Великобритания), — клоун в трех поколениях и цирковой деятель в пяти поколениях, заявил, что в Великобритании так же существует династийность, и, хотя сами эти династии не готовы справляться с цирковыми проблемами в бизнесе, но все равно постепенно обновляются благодаря более молодым наследникам традиции. Но, с другой стороны, молодые люди в Великобритании не очень-то идут в цирк.
Во многих западных странах, и Великобритания не исключение, остро стоит вопрос о животных в цирке. Если животных окончательно запретят, то «…у молодого поколения не будет будущего. Что им останется делать? Цирк без животных — очень сложная история. Вы даже не представляете, насколько вам повезло!» — утверждал Лазло Эндреш. По его мнению, в современном цирке должны быть две составляющие: бизнес и шоу. Он призвал российские цирки не отчаиваться: «Всё везде плохо. В Англии, например, нет денег. В мире вообще все плохо… В России же есть и деньги, и новые люди!».
С ответом Лазло Эндрешу выступил Олег Хотим, директор Магнитогорского цирка, который заявил, что цирк в России и на Западе находится в неравной ситуации: в России цирк — искусство, а на Запале — бизнес. По его мнению, бизнесом цирк в России не станет, пока будут высокие кредитные ставки. Поэтому выйти на самоокупаемость без поддержки государства русскому цирку сейчас невозможно.

Аттракцион «На слонах вокруг света» п/р н. а. России Таисии Корниловой.
Фото — IV Санкт-Петербургский международный культурный форум.
Еще одной важной темой в подсекции «Индустрия цирка» была дрессура: что тут миф, а что реальность? Обсуждение началось с заявления Народного артиста РФ Николая Павленко.
«Больше всех мифов распространяют люди, которые не связаны с животными. Любой человек, который держал собаку, знает, что битьем никогда животное не научишь чистоте в квартире, командам «сидеть», «лежать». Такая же история и у нас. Придумывают все, что угодно! Например, у одного моего тигра был не очень хороший экстерьер — не было клыка. И чего только мы не наслушались по этому поводу!
Есть миф, что животные выполняют неестественные для них упражнения, движения. Тоже самая настоящая ерунда! Животные в цирке делают только те движения, которые могут выполнить физиологически, как заложено природой. То, что может медведь, не сделает слон. Дрессировщик не может научить кошку ходить на передних лапах, а задних — пожалуйста. Лошадь тоже не может стоять на передних ногах.
Главный козырь зоозащитников — это запреты дрессуры в мире. Конечно, на меня произвело впечатление то, что «Цирк Кни» в этом году ограничивает работу слонов, а через два года слонов не будет в «Цирке Ринглинг». Это говорит об очень многом. Но если они сейчас ограничили слонов, человекообразных обезьян, то потом они будут ограничивать домашних животных, потому что уже раздаются крики: «Зачем на лошадку сели?!». Уже речь идет о том, чтобы даже на лошадь не садились. Так что мифы существуют все время, а что делаем мы? Много раз мы собирались на протяжении уже многих лет. И говорили о проблемах, которые в дрессуре существуют. Но до сих пор ничего не сделано.
Сейчас происходит ремонт во многих цирках. Да, прекрасно то, что покрасили стены, вставили стекла, сделали канализацию… Но те же помещения, которые были в 60-м году, и остались. Нет ни индивидуальной вытяжки… Особенные проблемы возникают в содержании медведей и собак. Это катастрофа! Один-единственный у нас есть в России дрессировщик, по которому нужно равняться по содержанию животных, — это Юра Александров. И, конечно, образцовый слоновник со слонами — у Корниловых. Это чудо, как они их содержат.
Дрессировщикам нужно не только защищаться, но и вводить систему открытых классов, чтобы приводили детей, и они видели, как с животными репетируют, как их содержат, как их кормят. Хотя бы на таком уровне", — подытожил Н. Павленко.
Одним из первых шагов в решении проблемы должно стать восстановление института стажерства в дрессуре. Опытным дрессировщикам необходимо готовить себе замену и обучать молодых надлежащему обращению с животными. Тем более, что цирки сталкиваются с отсутствием узаконенных стандартов содержания животных. И частные шапито зачастую портят представления о цирке в целом.
Народный артист РФ Эдгард Запашный, генеральный директор Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, уверенно заявил, что профессия дрессировщика заключается в воспитании животного, а не в его укрощении.
«Мой папа в свое время писал на афишах «Укротитель — Вальтер Запашный». Сегодня, если мы это напишем, то уже человек придет с определенным настроением. Поэтому сегодня укрощение переходит в дрессуру. А что такое укротитель, дрессировщик, воспитатель? В принципе это одно и то же. Просто разные интерпретации. И когда мы с вами говорим сегодня, чем дрессировщики занимаются — мы с вами занимаемся воспитанием. Кто-то воспитывает дома ребенка, кто-то воспитывает дома собаку, кто-то воспитывает лошадь, кто-то воспитывает страуса, кто-то воспитывает тигра.
Сама школа, подход дрессуры изменился. Мой отец рассказывал, как Марк Борисов в свое время брал пятилетних львов и целый день там с ними поступал не самыми лучшими способами. Сейчас этого уже нет. Сейчас если Павленко, Запашные или Багдасаровы берут тигров, то воспитывают, дрессируют их с самого детства. И это уже как дети! И вот это — самое главное, о чем мы обязаны как можно больше говорить.
Для меня зоозащитники делятся на 2 категории: есть адекватные зоозащитники, с кем можно и нужно вести разговор, и радикальные зоозащитники. Простите за аналогию, но это то же самое, что сейчас творится в мусульманстве. Есть религия, а есть радикальные направления внутри той же религии. И сегодня ситуация вышла на тот уровень, что кандидат в президенты США Дональд Трамп предлагает запретить ислам, а исламистам приезжать к нам в страну. Если он станет президентом, это произойдет. Это ужасно. Поддерживать это нельзя.
Так вот сегодня, говоря про зоозащитников, мы тоже не должны довести ситуацию до того, когда все сольется в одну кучу. Потому что есть критика, которую мы обязаны с вами принимать и менять ситуацию, а есть критика, с которой мы обязаны бороться. Потому что радикальные зоозащитники будут просто запрещать. Я вот пытаюсь сейчас вести себя как Владимир Вольфович Жириновский, и через десять лет могу оказаться быть правым, хотя вроде как и чушь сейчас несу. Запрет цирка, следующий шаг — запрет зоопраков, сафарипарков, следующий шаг — запрет содержания домашних животных, потому что это тоже ограничение животного в пространстве (то есть кошка в 20 метрах — это очень мало). Дойдет до этого! А следующим шагом… Внимание! Будет запрет воспитания детей в домашних условиях. Эта шизофрения дойдет именно до этого. Будем честны: насилие в семьях было, есть и будет. И каждый день мы в телевизорах в программе «Пусть говорят» видим, как дети бьются со своими родителями… Ну, ужас что иногда творится, правильно? Но нельзя обобщать, а радикальные зоозащитники как раз и обобщают. Вот с эти мы обязаны бороться«.
Для решения проблемы цирка с животными Эдгард Запашный призвал объединиться все цирки России и сделать процесс дрессуры максимально прозрачным, а иначе поодиночке задушат. Сам Эдгард Вальтерович успешно решает часть данной проблемы онлайн-трансляциями: на сайте цирка можно наблюдать то, что происходит на манеже во время репетиций.
А вот Фабио Монтико, президент Международного циркового фестиваля City Of Latina, президент Культурной ассоциации Giulio Montico (Италия), уверен, что отказ от животных — это вопрос культуры и невежества зоозащитников. На фестивале в Латине был случай, когда акция протеста против использования в цирке животных закончилась обвинениями в адрес организаторов в поддержке гомосексуализма. А все потому, что на фестиваль были приглашены участники тех стран, где разрешены однополые браки. По мнению Фабио Монтико, зоозащитники всегда найдут к чему придраться.

Аттракцион «На слонах вокруг света» п/р н. а. России Таисии Корниловой.
Фото — IV Санкт-Петербургский международный культурный форум.
К концу дискуссии из зала вышла известная дрессировщица Нина Корнилова, которая с волнением произнесла: «Надо бороться и доказывать, что с животными обращаются, как с людьми… Я жизнь отдам за слонов, так я их люблю! Когда у меня умер слон, я думала, я вместе с ним умру… Любовь к животным — первоочередное действие, второе — терпение!».
Закончилось обсуждение вопроса цирковой дрессуры призывом заслуженной артистки РФ, Карины Багдасаровой: нужно поддерживать братство дрессировщиков и соблюдать кодекс чести, а самое главное — создавать позитивный образ цирка и перестать кому-то что-либо доказывать.
Завершающим событием работы подсекции стало подписание договора о сотрудничестве компании «Росгосцирк» и международного циркового фестиваля «Читта ди Латина» в наступающем году.
Вадим Гаглоев: «Мы надеемся, что такое сотрудничество пойдет на благо циркового искусства и в России, и в Италии, и вместе мы сможем решать проблемы в мире цирка, о которых сегодня говорим: это и замкнутость, и уход жанров из цирка… Вместе мы сможем развивать этот вид искусства».
Фабио Монтико поддержал Вадима Гаглоева: «Вместе нам удастся сделать намного больше, чем по отдельности. „Росгосцирк“ — главная компания в сфере циркового искусства в мире. Очень рад, что нам удалось подписать этот контракт. Уверен, что в следующем году фестиваль в Латине будет совершенно необычным».
Завершилась работа подсекции «Индустрия Цирка» на позитивной ноте выступлением Гвинейла Аллана, продюсера и создателя The GAAP International Theatrical Merchants (Париж/Лондон/Рио-де-Жанейро/ Монреаль), который рассказал вместе со Славой Полуниным, как добивались коммерческого успеха такие крупные проекты, как «Снежное шоу»…
«Надо стараться заранее прописывать в контракте все, что может пойти не так в ваших взаимоотношениях с прокатчиком. Переговоры, которые происходят в самом начале — это самая тяжелая часть. Именно поэтому так важно быть готовым, и заранее обговорить все возможные трудности. Когда вы едите в тур, все гораздо проще: есть небольшие преимущества именно в плане взаимоотношений, ведь очень большая работа была уже однажды проделана перед тем, как вы в него поехали.
Если ваш спектакль не до конца проверен многочисленными показами и малоизвестен, то скорее всего прокатчик предложит заплатить только половину суммы гонорара, а все остальное будет выплачено процентами. Очень важно при этой схеме НИКОГДА не соглашаться на процент от прибыли. Потому что нет абсолютно никакого способа контролировать эту сумму: непонятно, каким образом высчитывается эта прибыль. Тем не менее, есть стандартные формулы, по которым можно высчитывать этот процент в зависимости от вала. Это гораздо проще понять, гораздо проще проконтролировать, и сильно уменьшает вероятность конфликтов с прокатчиком. Никогда не соглашайтесь на оплату после последнего шоу — все денежные транши должны пройти до последнего спектакля: потому что не будете же вы потом в случае чего судиться с кем-то в Австралии. Вообще одна из основных целей любого договора — это создать дружественные взаимоотношения между сторонами, потому что они будут важны не только для конкретного тура, но также и для любого последующего. Ведь все это влияет на отношения с другими прокатчиками: любой недовольный клиент будет говорить гораздо больше о спектакле и о своём недовольстве — это касается как прокатчика, так и зрителя. Ведь если человек чем-то недоволен — то он сделает так, что все будут знать об этом; а если он будет доволен — то положительный отзыв будет распространяться гораздо меньше и только какой-то части людей будет о нём известно. Что лучше — вывод напрашивается сам собой.
Также понятно, что нужно учиться на своем опыте. Случалось много раз, когда жизненный опыт Славы Полунина, приобретённый в жёстких российских условиях, основанных на выживании и постоянном сопротивлении, очень мне помогал, и его рассказы меня чему-то научили. Поэтому, обращаясь к прокатчику, необходимо ему сразу объяснить все сложности. Никогда не пытайтесь ничего построить на надежде, что всё пройдёт наилучшим способом. Наоборот: примите в расчёт самый худший сценарий, а надежду пока отложите — на будущее. Даже надеяться, что «а вот потом всё как-то сложится в итоге» нельзя, сразу откажитесь от этой мысли. И только тогда появится настоящая возможность удачи.
Также ещё несколько размышлений с точки зрения коммерции. Если ваша компания становится успешной, то нужно быть готовым к тому, чтобы её «клонировать». Может срочно понадобиться дополнительная команда или дополнительные члены команды для того, чтобы заполнить все необходимые пробелы для проведения гастролей. Иногда бывает такая загруженность, такой спрос, что просто необходимо проводить сразу два спектакля в разных местах одновременно. Особенная сложность здесь заключается в грузоперевозках. Поэтому нужно планировать так, чтобы наготове были два, три, четыре сета декораций, очень много времени занимает доставка в Южную Африку, а потом оттуда в Японию… Все это логистическое планирование с учётом гастрольных групп требует скрупулёзного и точного расчёта — здесь ошибаться нельзя. Именно поэтому так важно иметь дополнительные ресурсы, чтобы эффективно владеть ситуацией. Да, это приносит и усложнение схемы, но важно это держать в голове.
И опять-таки, всегда при таком планировании нужно расчитывать на самый худший из возможных вариантов. Никакой ложной надежды. В этом состоит разница с западным менталитетом — мне это не просто далось. Нужно всегда учитывать только реальное положение дел, а не принимать желаемое за действительное, то, чему я научился у моих российских коллег: думать только о фактах и смотреть на мир реалистично. Ведь тогда, когда в итоге результат получается лучше — то он превосходит наши ожидания! На Западе в коммерческой модели принято «запланировать успех», который не сбывается в реальности — в результате чего приходится расстраиваться. Таким образом, надо было внутри себя понять и принять этот новый тип мышления, а в дальнейшем, перенести эту логику и в договоры.
Продолжение читайте в ПТЖ № 83.
О других событиях секции «Цирк и уличный театр»: об искусстве клоунады и о социальных проектах в цирке.
Комментарии (0)