
Этот номер «Петербургского театрального журнала», во многом сложившийся благодаря совсем молодым авторам, мог бы носить подзаголовок — «актер»: он освещен лицами театральных актеров. Лицами тех, кто играл давно и был знаменит. Кто играл давно и особенно знаменит не был. Кто играет сейчас и известен. Кто не очень известен, но играет…
Так вышло случайно и в той же степени — закономерно. Номер нескольких (девяти? десяти?) профессиональных критических дебютов отчетливо объяснил пристрастия молодых театроведов, их умения-неумения: выяснилось, что слова «проблема», «процесс», «спектакль», «рецензия» не так важны для них, как были важны для предшествующих поколений. Почти не уговоришь нынешнего студента-аспиранта написать рецензию (а если и напишет, то сам поймет, что лучше не печатать…) Спектакль как единица измерения театрального процесса (вот оно, это привычное нам слово)! перестал быть значим. Лицо, судьба, индивидуальность сильнее волнуют молодых авторов, значат для них больше, думают они об этом легче, пишут — увлеченнее. Так в основном разделе журнала собралось некоторое количество интервью, портретов, эссе.
Конечно, в этом есть закономерность времени, в котором утратило свои привилегии «коллективное бессознательное», цена личности как будто бы возросла, а театр все чаще стал рассчитывать на звезд. Но «звёзд» этих не воспитывает, не делает, не «зажигает». Для этого нужна осмысленная репертуарная политика (а её нет), ощущение театра-Дома (а оно исчезает, и не только в Петербурге, а и в целой России), нужна отеческая режиссерская рука (где она?), нужно, наконец, развитое отечественное кино (его отсутствие вряд ли нужно комментировать). Сегодня многочисленные агентства катают по провинции наших театральных «звёзд», дающих коммерческий успех-прибыль, и не раз я слышала от продюсеров разных городов и весей, что последней настоящей «звездой» оказывается тридцатишестилетний Олег Меньшиков. Его узнают, а младше — никого, никто прочих не знает, и большие залы на них не собрать: кончилось кино, кончился Дом, кончились российские гастроли, кончилось, кончилось… А спектакли идут.
Не все актеры — звезды, не все звезды — артисты (если понимать артистизм широко — как художественный и личностный «энергетический потенциал» в любой области жизни), артисты — не обязательно актеры… Молодые авторы внимательны именно к актёрам — тем, кто каждый вечер выходит на сцену из гримерки и, если не звезда, как правило, обделён вниманием. «Визит в гримерку» называется одна из наших новых рубрик.
Сразу вслед за этим выйдет следующий номер журнала. Он уже готов и мог бы носить подзаголовок — «режиссер». Тоже о личностях больше, чем о процессе…
1996 год. Осень.
Комментарии (0)