Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

НАДЕЖДА САМОЙЛОВА

Наверное, незамеченная в суете многочисленных родственников, над колыбелью новорожденной склонилась вечно юная Фортуна, и беспечной улыбкой божества дарована была девочке счастливая жизнь.

Четыре дочери появились на свет в семье знаменитых артистов В. М. Самойлова и С. В. Черниковой-Самойловой вслед за первенцем — Василием. Любовь, Мария, Надежда, Вера. Четыре судьбы.

Старшей сестре, Любови, не суждено было выйти на сцену: помешала неподходящая для артистической карьеры внешность. Обладая тонким вкусом и художественным чутьем, Любовь стала чем-то вроде домашнего театрального педагога младших сестер, их безвестной верной помощницей.

Хорошенькая Мария блистала на сцене менее десяти лет и, выйдя замуж, стала затворницей в роскошном доме богатого и ревнивого мужа, купца Загибенина. После его смерти Мария Васильевна за полгода потеряла полумиллионное состояние, пережила смерть дочери и зятя. Оставшись одна с внучкой и правнуками, зарабатывала на жизнь вышиванием.

Самая младшая, Вера, провела на сцене около двенадцати лет и покинула театр, став женой офицера. Долгие годы семейной жизни (тоже роскошной в начале и очень скромной в конце) она испытывала беспокойную, неутоленную жажду сценической деятельности. Редкие благотворительные концерты и частные уроки не могли заменить напряженного ежедневного творчества на сцене.

Надежда же сумела быть счастливою во всем. Радостное детство, радостное начало самостоятельной жизни, когда исполнилось первое серьезное желание — ее приняли в театр. Немедленное признание критикой и зрителями. Двадцать лет шумного успеха. Спокойное прощание с театром. Счастливое замужество, небогатая, но очень обеспеченная семья, веселое, деятельное житье в кругу многочисленных друзей и почитателей. Идиллически-спокойная старость в светлом гатчинском домике. Семьдесят восемь лет жизни доставили Надежде Васильевне решительно все удовольствия, которые может пожелать себе женщина-актриса. Ей повезло во всем, начиная от окружавших ее людей и заканчивая временем, театральным вкусом той эпохи. Для репертуара 40-х — 50-х годов XIX столетия талант Надежды Самойловой был бесценным подарком. Для нее же репертуар стал уникальной возможностью блеснуть каждой черточкой дарования и стать кумиром публики.

Музыка и пение, увлекавшие Надежду Самойлову с детства, модные танцы, доставлявшие ей наслаждение, задорные маскировки и переодевания, легко дававшаяся имитация — все это стало ее работой, работой-игрой, работой-радостью. За двадцать лет на сцене Надежда Васильевна отдала театру все силы и талант без остатка — но разве она сама не желала этого? «Надежда ворвалась в театр с какой-то ненасытной жадностью и ушла из него, как от тяжелого труда, с которым рада развязаться.

— В мой прощальный бенефис <…> я не знала, как дождаться конца спектакля. Ни овации, ни исполнение — ничто меня не тешило. Когда кончился спектакль, я с удовольствием ушла из театра; передо мной как бы занавес опустился навсегда. Я словно перегорела»*.

*Крылов В. А. Сестры Самойловы: Из театральных воспомина¬ний // Исторический вестник. —1888. — янв.-февр. — С. 140 (Эта статья — единственная попытка собрать услышанные и прочитанные факты биографии Надежды и Веры.)

Актриса принадлежит одному времени, одним ролям, одной теме, совершенна в своем роде. Для Н. В. Самойловой идеальными ролями были юные, лукавые и звонкоголосые особы. Ей не пришлось долгие годы ожидать заветных ролей. С первых же минут на сцене она обрела свою стихию и ушла, когда эта стихия стала вчерашним днем театра. Кроме театра, много радостей еще ожидало ее в жизни. Она не пожелала удерживаться на сцене во что бы то ни стало, занимая чужое, не свое место. Не пожелала на сцене ожидать забвения, отстав от театрального времени, простившись с молодостью — непременным условием ее любимых ролей.

Н. В. Самойлова в роли Кеттли. Литография из архива СПб музея театрального и музыкального искусства. Фоторепродукция В. Красикова

Н. В. Самойлова в роли Кеттли.
Литография из архива СПб музея театрального и музыкального искусства.
Фоторепродукция В. Красикова

Выросшая в большом веселом доме, в гаме птичьего щебета и детской беготни (четыре дочки и три сына подрастали у почтенной актерской четы), Надежда была бойкой, здоровой и поразительно музыкальной, в отличие от болезненной и тихой «плакучей ивы» Веры. С детства девочка мечтала о сцене, твердо уверенная в своем театральном будущем. Надежда окончила пансион, прекрасно читала стихи и пела. Девочку хотели серьезно готовить в оперу, но ей не терпелось поскорее выйти на сцену, хотя бы раз. «Ей было всего шестнадцать лет, когда, имея в виду бенефис ее матери, ей дали в руки роль в пьесе „Матушкина дочка“* и сказали: „Выучи роль, никого не спрашивая, как сумеешь“. Жадно схватилась девочка за ученье. Через несколько дней отец, мать и старшая сестра Любовь Васильевна — все торжественно засели в гостиную. Любовь Васильевна читала по книжке реплики, Надежда исполняла свою роль»**. Взрослые решили: можно попробовать. Еще целый месяц Надежда проходила роль с Любовью Васильевной, то дома, то, чтобы привыкнуть к сцене, ранним утром в Большом театре, где выступал ее знаменитый отец. Наконец дебют был назначен. 31 августа 1838 года, в бенефис своей матери, Надежда Васильевна впервые вышла на Александринскую сцену.

*Водевиль в 2 д. П. И. Григорьева «Матушкина дочка, или Суматоха на даче».

**Крылов В. А. Сестры Самойловы: Из театральных воспоминаний // Исторический вестник. —1888. — янв.-февр. — С. 121–156.

Три пьесы бенефиса прошли незамеченными, но «Матушкина дочка» с «девицей Самойловой» была встречена одобрительно. Четыре вызова за пьесу — неплохо для молоденькой дебютантки. Рецензенты великодушно прощают ей смущение, «неразлучное с первым появлением перед партером», и отмечают лишь положительные моменты: «Голос новой дебютантки обширен, чист, звучен; она может, со временем, занять блистательное место между оперными артистами. Лицо у ней сценическое: черты резкие, черные глаза очень выразительны, талия стройная. Если она останется на сцене, Александринский театр получит значительное приобретение. Г-жа Асенкова не может играть одна всех ролей. Девица Самойлова вовсе не похожа на г-жу Асенкову по роду характера: в первой преобладает французская вертлявость и живость, а во второй — немецкое простодушие и наивность. Роли будут разделяться между ними с величайшими удобствами, сами собою»*. О поступлении в театр говорилось как о деле почти решенном — так удачен дебют. И через месяц Самойловы получили запрос директора императорских театров А. М. Гедеонова о поступлении на сцену Надежды Самойловой. Согласие родителей, вызванное энтузиазмом дочери и практическими соображениями, положило конец планам оперной карьеры.

*Александринский театр. Бенефис г-жи Самойловой // Север¬ная пчела. —1838. — 14 сент. — № 206.

По-прежнему в газетах печатались восторженные рецензии об Асенковой, но с 1839 года все чаще хвалили и семнадцатилетнюю Самойлову. В водевиле П. И. Григорьева «Заемный муж, или Затейница вдова» Н. Самойлова (пока еще Самойлова-2, после матери) «пела итальянскую арию превосходно и играла так ловко, умно и мило, что, право, трудно поверить, чтоб она была только два месяца на сцене»*. Самойловой так удаются маленькие рольки, что журналист не сомневается: «В значительной роли она очарует каждого зрителя со вкусом и любовью к искусству»**. Порой критики подмечают небольшие недочеты в отдельных ролях, вполне оправдывая их неопытностью актрисы. А опыт накапливается быстро: за сезон 1839/40 годов Н. Самойлова сыграла 43 роли! Сравнивая игру Н. Самойловой и В. Асенковой, критики уже не всегда признают Асенкову победительницей: «В роли Сусанны мы видели двух артисток-соперниц — г-ж Асенкову и Самойлову-2. В первом акте пьесы победу унесла г-жа Асенкова своей оживленной, наивной мимикой; во втором пальма первенства принадлежит г-же Самойловой, которая веселостью, умною, скромною игрою и непритязательностью восхищала зрителей»***. Определилось место Н. Самойловой в труппе — «она заняла амплуа первых любовниц в водевиле и успела в самое короткое время сделаться любимицею публики»****. К этому времени относится один из сохранившихся портретов актрисы — с розами в черных волосах. Плотно сжатые губы, крупный нос, трезвый внимательный взгляд больших темных глаз под длинными дугами бровей. Черты лица слишком крупные и резкие, чтобы ее можно было назвать хорошенькой. Похоже, что А. И. Шуберт довольно точно описала актрису: «Черты ее лица были очень некрасивы, но это скоро забывалось — так много в ней было огня, прекрасные глаза и восхитительный голос»*****.

*Кони Ф. А. Бенефис г-на Брянского (Алекс. театр) // Северная пчела. — 1838. — 16 янв. — № 12.

**Бенефис П. Григорьева (Алекс. театр) // Северная пчела. —1839. — 5 мая. — № 98.

***Кони Ф. А. Алекс. театр // Северная пчела. —1840. — 17 февр.— № 39.

****Зотов P. M. Хроника Петерб. театра // Репертуар русского театра. —1840. —Ч. 2. —С. 42–43.

*****Шуберт А. И. Моя жизнь. — СПб., 1913. — С. 37.

Надежда Самойлова обладала замечательной способностью ко всякого рода имитациям и подражаниям, как, впрочем, многие представители этой актерской династии. В начале 40-х годов эта ее способность нашла блестящее применение: стали модными водевили с переодеванием. «П. С. Федоров и П. И. Григорьев смастерили две пьески с переодеванием: „Хочу быть актрисой“ и „М. А. Губкин“ — ради оказавшейся у Самойловых (Василия Васильевича и Надежды Васильевны) необычайной способности гримироваться и копировать семинаристов, жидов, цыган, греков и прочие типы»*. Самойлова с равным успехом играет и семнадцатилетнюю девушку и ветхую старушонку. Все чаще и чаще она берется за мужские роли.

*Вольф А. И. Хроника Петерб. императ. театров. — СПб., 1877.— С. 86.

После ранней смерти Асенковой Н. Самойлова стала незаменимой. «Теперь вся наша надежда на юную артистку Н. В. Самойлову»*. К ней перешли многие роли Варвары Николаевны. «Она играет и в драмах, и в комедиях, и в водевилях; ловкая, умная актриса, <…> она в прошедшем году (1841 г.) приобрела себе целый ряд успехов, где игрой, где пением, а где и танцами»**. Танцы приносят ей огромный успех в сезоне 1844/45 годов, который, по словам А. И. Вольфа, «отличался плясовым характером». Петербуржцы без ума от польки и от вальсов господина Кажинского. Влюбленная в вальсы Кажинского, Самойлова сама начинает сочинять вальсы, и весьма успешно.

*Соврем, хроника русского театра // Репертуар русского теат¬ра. —1841. —Т. 1. —Кн. V. —С. 30.

**Репертуар. Театр. Хроника // Репертуар русского и пантеон всех европейских театров. —1842. —Кн. 1. —С. 43.

Конечно, не одни только танцы занимали петербуржцев. В 1844 году Петербург аплодирует московскому гостю М. С. Щепкину и его очаровательной петербургской партнерше Надежде Самойловой. А в следующем году Надежда Самойлова приезжает на гастроли в Москву, чтобы новыми успехами подтвердить свое звание королевы водевильной сцены.

Репертуар Надежды Самойловой необычайно разнообразен: от живых картин и концертов до драмы в пяти действиях («Материнское благословение», пер. с франц. Н. А. Перепельского) и настоящей оперы («Дочь полка» Доницетти). Оперу «Дочь полка» Н. Самойлова сама выбрала для своего бенефиса, не боясь сравнения с итальянской примадонной г-жой Маррой (опера только что прошла на итальянской сцене). Решительно все рецензенты признали, что Самойлова и спела, и сыграла свою роль лучше, чем ее соперница-итальянка. Оставалось только пожалеть, что прелестное сопрано Надежды Васильевны отдано не русской опере, а водевилю.

Н. В. Самойлова. Литография В. Погонкина. 1840 г. Фоторепродукция В. Красиков

Н. В. Самойлова.
Литография В. Погонкина. 1840 г.
Фоторепродукция В. Красиков

Ролей Н. Самойлова играет множество, больше, чем любая актриса Александринской труппы, из актеров уступает обычно лишь Мартынову и Григорьеву-1. В конце 1840-х годов ее репертуар составляет примерно 50 ролей в год (около 20 — новые), 120–150 спектаклей в год идут с ее участием. Она получает очень большое (для актера русской труппы) жалованье — 1142 рубля серебром в год и сверх этого поспектакльные за всякое сыгранное в казну представление — 13–15 рублей. Согласно контракту, Дирекция доставляла актрисе характерные костюмы, а городской гардероб актриса содержала сама. О костюмах Надежды и Веры заботилась Любовь Васильевна, и благодаря ей туалеты сестер были образцами изящества и вкуса.

Жили сестры очень скромно и уединенно, почти никого не принимая, все силы и все время отдавая работе. Своих будущих мужей и Вера, и Надежда встретили в открытом и гостеприимном доме своего брата, В. В. Самойлова. В 1848 году Надежда стала женой гвардейского офицера Макшеева, по такому случаю спешно подавшего в отставку и перешедшего на гражданскую службу в министерстве внутренних дел. Он быстро занял хорошее положение на службе, легко вошел в круг театральных интересов Надежды Васильевны. Дом в Кузнечном переулке стал свидетелем деятельной и радостной жизни супругов. Петербургским театралам оставалось лишь благодарить провидение за то, что чуть раньше Надежда Самойлова не стала женой богатого помещика (вернее, водевилиста и сына богатого помещика) Н. А. Коровкина (уже готовую свадьбу расстроил отец жениха — человек строгих правил, которому не пришлась по душе профессия невесты). Будущей супруге Коровкина предстояло играть в частном коровкинском театре, который жених обещал выстроить для нее в глухой степи. На десять лет раньше покинула бы Надежда Самойлова императорскую сцену, где играли ее постоянные партнеры и друзья — А. Е. Мартынов, М. Максимов, П. И. Григорьев, где рукоплескала ей публика и удостаивал своим вниманием и расположением высочайший театрал империи — государь Николай Павлович.

1850 год вписан в биографию Надежды Самойловой золотыми буквами небывалого триумфа. 18 января в свой бенефис она сыграла в двух новых пьесах Н. И. Куликова, написанных специально для нее, — «Бедовой девушке» и «Цыганке». Эти роли, наряду с «Кеттли» и Матушкиной дочкой«, стали ее коронными ролями. В «Бедовой девушке» она была воспитанной в Петербурге восемнадцатилетней проказницей Катенькой, которая ловко устраивает собственное замужество с любимым человеком, притворством и хитростями заставив старого богача отказаться от притязаний на ее руку. Лучшей роли для Н. Самойловой не придумать. «Воображение не может представить ничего совершеннее, как слияние этой наивности с хитростью, т. е. двух противоположностей, образующих особый характер, созданный Надеждою Васильевною»*. В «Бедовой девушке» артистка исполнила прославивший ее номер — арию попурри, в которой она блестяще представила первых артистов петербургских театров — Гризи, Марио, Фрецолини, Плесси, Вольнис, Эльслер. Ловкость имитации была выше всяких похвал.

*Булгарии Ф. В. Заметки, выписки и корреспонденция Ф. Б. // Северная пчела. —1850. —22 февр. —№ 45.

В «Цыганке» Н. Самойлова исполнила роль очаровательной молодой цыганки, вышедшей замуж за русского барина Горского. Она завлекает старых волокит и картежников притворной благосклонностью, а потом разоблачает перед мужем их карточные мошенничества. Олинька — Самойлова окончательно покоряла сердца, когда пела с цыганским хором.

Обе пьесы были приняты удивительно. Счастливый автор, Н. И. Куликов, рассказывал в письме: «Вчера шло „повторение“ бенефиса Н. В. Самойловой-Макшеевой и, несмотря что это повторение шло в 12-й раз, театр все-таки был полон, как и каждое представление оных пьес, а в бенефис она собрала больше 2000 серебром. <…> Государь император подарил фермуар в 1000 рублей серебром. Бенефициантка вышивает мне в подарок огромный ковер. Так как я отказался от всякой благодарности, но она хочет и меня подарить трудами рук своих, от чего я, конечно, не откажусь»*.

*Куликов Н И. Дневник режиссера. Из записок Н. И. Куликова, бывшего режиссера Императорского Александринского театра и драматического писателя // Библиотека театра и искусства. —1913.—Кн. 3. —С. 17.

Сестры Самойловы, любимицы публики, заслужили праздник, который и устроили благодарные зрители 4 марта, на Масленице. Вера играла в драме «Окно во втором этаже», Надежда — в "Бедовой девушке«.Обе они получили венки и золотые браслеты с вензелевыми именами артисток из алмазов. Для такого подарка была сделана подписка с участием высоких особ: графа Воронцова-Дашкова, графа Орлова-Давыдова, графа Строганова, князя Щербатова, князя Урусова, княгини Голицыной, множества офицеров, обер-секретарей сената и проч. Каждый браслет стоил около 2000 рублей. Когда по ходу пьесы «Дядюшка в хлопотах» (перевод с французского Надежды Самойловой) В. В. Самойлов вышел на сцену с обеими сестрами, «они были приветствованы громом рукоплесканий, и из оркестра каждой сестре поданы были букеты в богатых портбуке с алмазными кольцами». А. М. Максимов прочел стихотворение графа В. А. Соллогуба, посвященное сестрам:

Алмаз и жемчуг русской сцены!
Благодарим вас всей душой,
Что вы возвысили собой
Значенье русской Мельпомены…*

*«Окно во втором этаже» — драма в 3 д. Ю. Коженевского. Переделка драмы Э. Скриба «Une faute».

«Это было такое торжество на русской сцене, какого никогда еще не бывало»*. Путь сестер в тот день был в прямом смысле усыпан розами: «Когда после окончания спектакля даровитые сестры возвратились каждая в свое жилище, они вошли по лестнице и в комнаты, убранные самыми дорогими живыми цветами»**.

*Куликов Н. И. Дневник режиссера. Из записок Н. И. Куликова, бывшего режиссера Императорского Александринского театра и драматического писателя // Библиотека театра и искусства. —1913. —Кн. 3. —С.19.

**Булгарин Ф. В. Заметки, выписки и корреспонденция Ф. Б. // Северная пчела. —1850. —8 марта. —№ 55.

Чем бы ни занималась Надежда Самойлова — играла ли, пела ли, танцевала ли, сочиняла ли вальсы, в ответ раздавались похвалы и аплодисменты, летели цветы. Она делала все для современности, желая успеха сейчас и немедля, и успех всегда был к ее услугам. Она не делала ничего для будущего, ничего, что могло бы сохраниться в веках, и будущее от нее отвернулось. Любимица минувшего времени, забытая временем наступающим, властительница сердец, но не умов и не людской памяти — Надежда Васильевна Самойлова.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.