Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

НЕЗАВИСИМОСТЬ — ЭТО ПРИНЦИП

БЕЗ ДОСКИ, ТРЕСКИ, ТОСКИ:
НЕЗАВИСИМЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ АРХАНГЕЛЬСКА

«Мама, мама, я останусь». Фото из архива проекта

Архангельск — город на севере страны. Это такая местная шутка. Как и то, что в Архангельске всегда только доска, треска, тоска. Но сейчас в Архангельске нет доски (лес закончился), все меньше трески и вовсе не до тоски. Территория не предназначена для проживания людей, тем не менее именно здесь был построен город, которому уже больше 400 лет. «Обычно судьбы городов и государств совпадают. Для Архангельска же, наоборот, периоды ускоренного развития совпали с самыми тяжелыми эпохами отечественной истории, когда же нация искала и находила новые пути, город останавливался в своем развитии», — писал в своей книге «Архангельск. Архитектурная биография» краевед и историк архитектуры Ю. А. Барашков.

Рядом с самыми страшными лагерями — город-порт, открытый миру, пресловутой «загранице». Его жители в разные времена — художники, сказочники, полярники, джазовые музыканты, жертвы и палачи, промышленники и купцы, маньяки и потомственные моряки. История города и региона, его жители, поморская мифология и городской фольклор, краеведческая литература — эти источники востребованы в независимых театральных проектах, которые работают с историческими травмами (как с общими для всей страны, так и характерными только для региона), со стереотипными представлениями жителей о самих себе и своей истории, с современными проблемами города.

Северная Двина. Фото из архива автора

Независимый театр Архангельска отличается от подобных театральных проектов Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и других городов тем, что здесь часто нет кураторов, продюсеров, тех, кто со знанием дела занимался бы продвижением. А журналисты, которые пишут о премьерах спектаклей, не осмысливают их «независимую природу». Зритель, таким образом, воспринимает их как часть государственной структуры, а сам независимый театральный процесс теряется.

Но за последние два года в театральной жизни Архангельска появились несколько заметных личностей, которые в дальнейшем могут сформировать независимую сцену: режиссер и педагог Архангельского колледжа культуры и искусства Дмитрий Тарасов, режиссер Филипп Шкаев, куратор Кристина Дрягина — каждый из них представляет свою модель существования независимого театра.

Ресторан «Паратов». Фото Н. Стрекаловской

Дмитрий Тарасов — педагог Архангельского колледжа культуры и искусства, режиссер — привлекает своих студентов к работе над проектами, тем самым по-новому осмысляя учебный процесс. Филипп Шкаев совмещает работу в государственном, репертуарном театре и собственные проекты. Кристина Дрягина — куратор и продюсер — попробовала собрать команду из режиссера, хореографов, актеров и создать независимый театральный проект. Она работает в креативном бюро Arctic Art Institute, которое оказывает большое влияние на формирование и развитие современного искусства в Архангельске, занимается поддержкой художников, сбором информации о креативных практиках, организацией выставок, дискуссий, форумов, где обсуждаются важные вопросы от проблем оплаты труда работников культуры до того, как меняется культурный код города.

КУДА УЕЗЖАЮТ ЛЮДИ?

Спектакль-перформанс «Живые течения» (режиссер Ева Валиева, хореограф Николай Щитнев, куратор Кристина Дрягина)

К. Дрягина. Фото из архива К. Дрягиной

Архангельск не приспособлен для жизни — Двина слишком широкая, лес слишком густой, работы слишком мало, денег нет, дремучесть и депрессия процветают. Миграция из региона тоже процветает, молодежи все меньше, учиться и развлекаться негде. Но природа, прошлое и культура не отпускают людей. Мифология города притягательна и интересна. Архангельск зациклен на вопросе о тех, кто уехал, и тех, кто остался, такое общественное сумасшествие. Однако гораздо важнее, чтобы в искусстве закрепилась мысль о том, что художник не привязан к месту своего рождения, но он должен знать о нем. Многие темы, мотивы, истории из архангельского прошлого и настоящего еще не использованы, не осмыслены в искусстве. Проект «Живые течения» попробовал провести исследование о том, что люди знают о самих себе.

Известная дилемма «Уехать нельзя остаться», где жизненное решение определяется местом запятой, — основной посыл спектакля. В проекте заняты молодые актеры театров, музыку написал Сергей Жигальцов — еще одна местная легенда. Образность перформанса построена на главных природных константах Архангельска. Одна из них — холод, и актеры самозабвенно используют символы и метафоры холода: разогревают друг другу руки и лодыжки, жмутся к стенке, воображая ее печкой.

Северные доминанты соединены с социальной и архитектурной доминантой города — Набережной (Северной Двины). Ее многоголосие, наполненность людьми рифмуется с джазовой историей Архангельска и воплощается в песенке Дмитрия Шлёпа (музыкант из Северодвинска). Ее сыграют на гуслях, свистульке и глюкофоне. Спектакль также наполнен привычными для горожан звуками — медитативная музыка, напоминающая течение реки, крики чаек (их имитируют сами актеры), трещотка в руках у одной из актрис.

«Живые течения». Сцены из перформанса. Фото С. Шестаковой

Это попытка сценически воплотить городскую историю, притягательность Севера, то неуловимое, что роднит всех людей, которые родились и выросли здесь. Идентичность исследовалась самым простым и верным способом: для спектакля собрали несколько десятков интервью архангелогородцев. Из разговоров сформировался общий культурный код, а точнее — общее мировосприятие. Истории горожан разных поколений и взглядов были распределены между актерами. Друг за другом они делились воспоминаниями и рассказами от первого лица и как бы перебрасывали мячик друг другу: прогулки на набережной, скучные и веселые одновременно праздники в местных ДК, много дерева в быту, архитектуре, природе, северное сияние, нежные, дымчатые закаты и рассветы.

Все пронизано взаимодействием актеров и танцоров. Танец сопровождал, прерывал, иллюстрировал речь. Важен задник — белая стена, на которой тенями отражалось происходящее. Однажды показ спектакля проходил на природе во время арт-фестиваля Тайбола. И там именно северная природа служила естественным фоном происходящего. Проблемы, которые исследует спектакль, от мусора и экологии до неустроенной социальной жизни, здесь соседствует с космосом Севера, его метафизикой. Авторы понимают протесты как время идентификации северян. Осознания себя как хозяев этой территории, ответственных за нее, носителей этого культурного кода.

«Живые течения». Сцены из перформанса. Фото С. Шестаковой

АЛЬКА, БАБУШКА И СТУДЕНТЫ

Проекты Дмитрия Тарасова

В 2018 году в Верколе в рамках лаборатории по развитию территории Дмитрий Тарасов с командой студентов поставил иммерсивный спектакль «Мама, мама, я останусь» по повести Ф. Абрамова «Алька». Это новый опыт как для молодых артистов, так и для местных зрителей.

Д. Тарасов. Фото из архива театра

Абрамовское слово — один из культурных кодов Архангельска. Любой здешний школьник расскажет вам про то, что «оно журчит как ручеек». С Абрамовым также связан целый набор стереотипов, представлений о том, какой он и какими должны быть произведения о нем и по его текстам. Все должно быть возвышенно-лирично, немного надрывно, с переливом колоколов, пением старушек в народных костюмах и зеленой травкой. Благодаря тому, что это не меняется уже несколько десятилетий даже на родине Абрамова, в Верколе, в этой глубокой северной природе, у подростков происходит отторжение писателя и его творчества. А между тем в его текстах много важного для формирования идентичности северян, представления о Русском Севере и истории XX века.

Дмитрий Тарасов и его команда решили поработать с этим стереотипом, поставив иммерсивный site-specific «Мама, мама, я останусь». Повесть, которую воспевают как гимн деревне, прежней правильной жизни и женщине, здесь решена как история о мужской тоске, разрушенной любви. Главная героиня Алька — разрушительница этого уклада, а вот ее мать Пелагея — хранительница всего прекрасного и чистого. Site-specific построен как экскурсия по Верколе, а экскурсовод здесь Сережа. Тот самый милый беспутный парень из повести, что целуется с девушками, провожает их, расстается, а потом тоскует, тоскует… с которым у Альки была «полузабытая лесная любовь». Основное место действия — Иняховский дом, старинное жилище, ожидающее музеефикации. Этот дом — как бы еще одно отражение Сережи, его место обитания.

Е. Сорванова (деревенская Алька), Е. Едакина (городская Алька). «Мама, мама, я останусь». Фото из архива проекта

Сережу играет один из студентов Тарасова — молодой и красивый Макар Алмазов. Играет он очень чутко, нежно, умеет работать как бы внутри, генерировать темы молчания для себя и зрителей. Его работа заключается в том, чтобы вести зрителей за собой и привести в Иняховский дом, передать Алькам (в спектакле их две — городская и деревенская — и они связаны между собой лентой). Его молчание не технично, оно эмоционируемо. Сережа остался один на один с одиночеством, мужской тоской, отсутствием любви. Задача Макара Алмазова — транслировать брутальную грусть. Тарасов сознательно лишает спектакль слова и музыки. Он отказывается от набора традиционных стереотипов спектакля по Абрамову.

Единственные слова здесь — это развешенные по объектам таблички со знаковыми абрамовскими строками. Вместе с героем зрителям (или участникам) предстоит лежать на вымытом и окрашенном деревянном полу (советуем эту форму деревенской медитации). Сначала все — зрители, лишь в сцене с деревянным полом происходит первое разделение: есть те, кто лежит на полу, и есть те, кто за этим наблюдает. Нужно наблюдать за Альками, которые эти полы моют, хохочут и не могут договориться с собой и сделать выбор — остаться в деревне или уехать на автобусе в город. Но проблема в том, что автобус больше не ходит. Поэтому всем предстоит остаться, попробовать деревенский хлеб, омыть руки колодезной водой из жестяного ведра, надеть красное платье и лежать, лежать на деревенском полу, слушая сверчков. Звучит как счастье, но Тарасов доказывает, что русская мечта о деревне — это своеобразный Твин Пикс, пространство между жизнью и смертью.

Е. Сорванова (деревенская Алька), Е. Едакина (городская Алька). «Мама, мама, я останусь». Фото из архива проекта

Все время работы над спектаклем в Верколе был туман. Смысловое наполнение спектакля создается местом — из Верколы не так легко уехать, туда не так легко приехать, жить здесь постоянно тяжело, скучно и пресно. Идеализм места здесь обертка. Нам показывают интересную веркольскую жизнь во время мероприятий и событий, но что происходит во время затишья? Это пространство умирающей человеческой жизни и пышущая жизнью природа.

Эта тема характерна для режиссера. В августе того же года он поставил эскиз по «Общаге» Алексея Иванова. Вновь — о неслучившейся жизни, упущенной любви. Только здесь речь пошла уже не об умирании, не о существовании между жизнью и смертью, а буквально — об аде, наполненном криками, визгом, шумом. Мотив разрушения, невозможности будущего заиграл в этом эскизе с новой силой: коридор Архангельского театра драмы превратился в адскую общагу с дешевым вином, разнузданной сексуальностью, безуспешными поисками любви и принятия.

«Общага». Сцена из эскиза. Фото из архива проекта

ЕЩЕ ОДНА АЛЬКА, ТЕАТРАЛЬНАЯ СЕМЬЯ И АДСКИЕ ВЕЧЕРИНКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Проекты Филиппа Шкаева

Шкаев называет Архангельский молодежный театр «Особняк в особняке» — театр находится в старинном особняке эпохи модерн. Благодаря своим постановкам и фестивальной деятельности, он уникален в архангельском театральном пространстве. Шкаев поставил здесь свою версию истории декабристок «Дамская улица»; детский антимюзикл, смешное запретное веселье, утренник в стиле семейки Аддамс «ВуншПунш»; графическую, черно-белую, в стилистике американского «умного» кино версию пьесы Майенбурга «Урод».

Ф. Шкаев. Фото из архива Ф. Шкаева

Шкаев, как и Тарасов, обращался к тексту «Альки». «Мой самый нежный спектакль», — так говорит о своем провокационном детище режиссер. Абрамов, как уже было сказано, — фигура в Архангельске священная, шутить здесь нельзя. Но Филипп Шкаев, режиссер и актер, солист группы «Провинциальные меха», любит трэш, а свои спектакли предпочитает делать по формуле «быстро, резко, в подвале». «Алька» намеренно создана и «прокатывается» в нетеатральных пространствах — библиотеках, музеях.

Если «Алька» Тарасова — это спектакль-экскурсия, то у Шкаева спектакль-презентация книги «Как вывести из девушки деревню». Презентует ее сама Алька, названная полным именем: Алевтина Амосова. Девушка пытается вывести деревню из себя, то есть разобраться в самой себе, стать «чисто городской», без деревенских культурных кодов.

Провокация Шкаева — и розовая афиша, где изображен подмигивающий хлебный мякиш, и само отношение к тексту Абрамова не как к намоленной святыне, с которой нельзя экспериментировать, а как к драматургическому материалу, который еще предстоит проверить — нужен он сцене и зрителю сейчас или нет.

У Шкаева водоворот событий и образов — здесь и перформанс бюджетных работников (Анастасия Хуртай в кокошнике и с надувным беременным животом тащит огромный стол, который не влезает в дверь), и психологический тренинг от самой Альки (Марина Земцовская), и влюбленный в Альку уборщик (Кирилл Ратенков танцует со шваброй под музыку Дебюсси), и сентиментальный вэдэвэшник (Дмитрий Тарасов).

Шкаев ставит «Альку» про умершую деревню и живую женщину, за которой тащится призрак этой самой деревни. Алька пытается избавиться от груза прошлого, пишет книгу и презентует ее в родной деревне. Неподвижные фигуры старых женщин выглядят как пугала, мумии, но в какой-то момент начинают шевелиться и завораживают зрителей. В повести читатель узнает о городской жизни Альки от нее самой. Ну а кто объективен, когда говорит сам о себе? Вот и шкаевская Алька прячет под очками синяк и притворяется успешным коучем, а деревня ее разоблачает. Не успешная дива, а одинокая деревенская баба. Призраки дома, мать Пелагея здесь воплощены в голосе, который исходит ниоткуда, как бы с громовых небес (Яна Панова). Все это хоррор. Деревня для Шкаева — русский социальный морок и неустроенность: беременные женщины таскают тяжелые столы, не влезающие в дверные проемы, голос матери громыхает с небес, вэдэвэшник опьянен идеей «Можем повторить». Если Абрамов старался сконцентрировать идеальную Россию в маленькой деревне, то Шкаев распространяет неидеальную деревню на всю Россию.

Ставил Филипп Шкаев и классическую драматургию — сделал бенефис для своего отца Евгения Шкаева «AntiФауст». Спектакль идет на немецком с синхронным русским переводом. Это и привет первому образованию режиссера (переводчик), и сознательное усложнение восприятия сценического текста, и отказ от текста как от защиты. Сам спектакль у режиссера назван «дегенеративной трагедией». В «Фаусте» Шкаева есть зомбирование зрителя телеэкранной головой, Гретхен в мужском исполнении (Антон Чистяков), и, кажется, весь смысл спектакля в том, чтобы поупражняться, попробовать новое, повторить увиденный материал.

А. Берестень в спектакле «Алька. Как вывести из девушки деревню». Фото Е. Чащиной

Текст для Шкаева, будь то Абрамов или Гёте, это не повод создать театральную иллюстрацию к произведению, а повод поспорить со значимостью, с традиционностью восприятия этого произведения. Но иногда для режиссера становятся значимыми и сам текст, и его восприятие людьми. 1 апреля состоялась премьера онлайн-спектакля «Изоляция» по повести Дефо «Дневник чумного года», сводкам новостей и рекомендациям по защите от коронавирусной инфекции. Все начинается с вечеринки труппы в честь Дня театра. А потом резко сменяются кадры, и мы видим самодельные картонные имитации средневековых фресок. В коробках из того же картона находятся сами актеры — видны только лица. Их связь с нами — видеокамера. У них нет никаких знаний о происходящем — даже выученного текста. Текст им поступает через наушники. Четыре актера — Яна Панова, Александр Берестень, Вячеслав Кривоногов и Валерия Коляскина — иллюстрируют четыре стадии принятия изоляции: от страха со слезами до насмешливого и флегматичного равнодушия. Чумные рекомендации здесь смешиваются с коронавирусными (не выходи из своего дома и закажи доставку вина), а точки гастролей театра (которые были запланированы на этот сезон) совпадают с очагами инфекций, актеры же в конце бунтуют и поют песню Джона Леннона «Imagine». Простая и безыскусная история о вечном страхе человека перед неизвестностью. И этот страх одинаков и в Средние века, и во времена доставки еды и гугл-поиска.

М. Земцовская (Алька). «Алька. Как вывести из девушки деревню». Фото Е. Чащиной

Имена, о которых мы говорили, возможно, с течением времени сотрутся, изменятся, уйдут или останутся. Но нам важно зафиксировать их как самые первые за долгое время. Сейчас эти люди единственные в Архангельске, кто делает независимые театральные проекты, их опыт может послужить примером для следующих режиссеров и кураторов. Если таковые появятся и если независимый театр Архангельска перестанет отличаться от подобных театральных проектов Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и других городов своей неустроенностью, неорганизованностью, отсутствием постоянных зрителей и тех, кто способен описать и зафиксировать независимый театральный процесс.

Июль 2020 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.