За атмосферой свободы в творческом выражении, необычными формами новых спектаклей и смелостью экспериментировать, которой так не хватает городу, в первый независимый театр Краснодара пришел новый зритель. Тот, кто старается следить за событиями в сфере искусства, для того «Один театр» — один из главных проводников. За семь сезонов театр сменил три площадки, в основном по финансовым причинам, и на каждой из них создавал арт-пространство-лофт. За последние два года спектакли театра неоднократно участвовали в фестивалях и трижды попадали в лонг-лист «Золотой маски». Сегодня в постановках «Одного театра» играют выпускники Краснодарского института культуры, актеры театра драмы им. М. Горького и Молодежного театра.
Открытие «Одного театра» в августе 2012 года1 ознаменовалось творческой посиделкой, как назвали ее сами авторы, «шуточным культпросветшоу „Свидетели Станиславского“»: пели, играли, юморили, разговаривали, принимали гостей. На следующий день состоялась первая премьера — спектакль «Невеста». Пьесу написал Виталий Борисов, режиссировал Арсений Фогелев, а на сцене к соавторам присоединился Алексей Мосолов. Эффект подглядывания в замочную скважину соседней квартиры вполне удался. Актеры не пытались играть на публику, их персонажи были увлечены ситуацией и новыми поворотами в отношениях друг с другом. Трое друзей, проснувшись в квартире после бурного мальчишника, понимают, что опаздывают на свадьбу одного из них. Однако дверь квартиры оказывается заперта, а ключи потеряны. Попытки выбраться под неутихающие разговоры по душам только запутывают отношения между друзьями, вскрывая секреты из прошлого. Невеста появляется лишь в конце спектакля, высвобождая их из квартиры.
Никакого сценического экшена: на фоне полосатого бело-салатового павильона, в котором есть только кровать и стол, персонажи о чем-то вспоминают, ссорятся и шутят, едят вчерашние пельмени, задирают друг друга, пробуют выпрыгнуть из окна, обыскивают каждый угол и каждый гвоздь в надежде найти ключи от квартиры, в которой оказались заточены.
В репертуаре сохраняются пластические спектакли, появившиеся в «Одном театре» в числе первых. «…Тебя…» (2012) и «…Тебя-2» (2016) в режиссуре Арсения Фогелева связаны темой бытовых и любовных отношений Его и Ее. Первая часть — история о мужчине и женщине до женитьбы (про романтику первых чувств, страсть, чувственность), вторая — про жизнь после свадьбы (про остывание чувств и обытовление отношений). Эти спектакли напоминают пластические этюды на заданную тему, в которых простые истины рассказаны без слов. Минимум декораций компенсирует современная хореография и точечно расставленные пластические акценты. В «…Тебя…» основой художественного решения послужили кирпичная стена и дверь, вокруг и на фоне которых происходит сближение двух влюбленных. В «…Тебя-2» несколько квадратных столов то с особым трепетом ставились друг на друга, превращаясь в большой кукольный домик, то разбирались и составлялись в длинный обеденный стол-препятствие между супругами.
Такого же формата — пластический, без слов — спектакль Фогелева «PROГОН» (2014), в котором драматургия сочинена куда более замысловато и детально. Под разные версии исполнения известных песен Курта Кобейна мы наблюдаем историю о безответности чувств внутри любовного многоугольника, пробуждающую в героях ненависть друг к другу, ненависть к любви и отчаянную жажду мести. В одной компании три парня и три девушки разбиты по парам. Однако их отношения далеки от идеала: видя чувства своей второй половинки к другу/ подруге, некоторые персонажи решаются отплатить той же монетой. Экспрессивные танцы под всплески воды, сцепление рук сквозь тесно составленные металлические кровати, тайные прогулки под одним зонтом — на все это каждый из героев смотрит со стороны, становясь свидетелем предательства. И если поначалу кого-то это только забавляет и смешит, то потом начинает злить или же приводить в отчаяние. К финалу среди всех любовных перипетий возникает одна пара, в которой любовь кажется гармоничной и взаимной и которой суждено погибнуть от рук друзей — озлобленных завистью и одержимых разрушением.
Режиссерская работа Алексея Мосолова «Затворник и Шестипалый» (2014) создана по одноименной повести В. Пелевина. Ироничная история о побеге из курятника звучит по-философски мудрено — как у автора, так и у режиссера. Мосолов выразил черты характеров главных героев (Затворник — А. Акатов, Шестипалый — М. Золотарев) в угловатой ломаной пластике, представив актера театра драмы Михаила Золотарева в непривычном для зрителя, но столь органичном природе артиста амплуа неврастеника.
Другой спектакль авторства Мосолова (и его супруги Аллы Мосоловой) — пластическая постановка без слов «Параллели» (2012) в их же исполнении, рассказывающая о разнящемся взгляде на мир мужчины и женщины и том, что друг без друга гармония невозможна. Работа стала большим событием для театра в 2016 году: спектакль попал в афишу московского Форума независимых театров в Гоголь-центре.
Постепенно репертуар «Одного театра», состоявший из авторских пластических спектаклей и нескольких постановок по классическому материалу (Чехов, Бунин, Сенека), стал с каждым годом все активнее пополняться постановками по современной драматургии: «Балерина из фаст-фуда» С. Баженовой (режиссер А. Суханов, 2014), «Сиротливый запад» М. МакДонаха (режиссер А. Фогелев, 2016), «Где-то и около» А. Яблонской (режиссер А. Акатов, 2017), «Сережа очень тупой» Д. Данилова (режиссер А. Акатов, 2018), «С училища» А. Иванова (режиссер А. Фогелев, 2018, лонг-лист фестиваля «Золотая маска»), «Иллюзии» И. Вырыпаева (режиссер А. Фогелев, 2018).
В 2018 году театр открыл новую (малую) сцену на 50 зрителей спектаклем «Полное счастье» Ч. Текс и П. Баана (режиссер Р. Букаев). К сожалению, из-за переезда театра в другое здание осенью 2019 года вторая сцена утрачена.
Важным шагом к нынешнему статусу актуального современного театра стала практика приглашения молодых и уже известных режиссеров. Речь идет о постановках Сергея Чехова, Дмитрия Егорова и Дмитрия Волкострелова, пополнивших репертуар за последние два сезона.
«Жизнь мертвецов» Сергея Чехова (премьера состоялась в ноябре 2018 года) — это первая попытка создать в Краснодаре сайт-специфик спектакль с элементами перформанса. На момент постановки «Один театр» располагался на пятом этаже кирпичного здания газетного издательства. Спектакль был сочинен под локации различных помещений этого этажа. Зрителей «Жизни мертвецов» делили на четыре группы (примерно по 20 человек в каждой) и отправляли в путь от самой дальней точки здания (пожарного выхода) до главного входа в него. За время всего пути маршруты групп не пересекались, зрители становились свидетелями мрачных этюдов в разных комнатках и уголках театра Спектакль объединен темой смерти, тезисно представленной в каждом этюде. Речь идет о предсмертном физическом состоянии человека — как тревожном и пугающем, так и умиротворяющем, — о моменте приближения к смерти, самой смерти и о том, что происходит после нее. Фантастические идеи заключены в дальнейшем повествовании о перерождении человека. Переродится он в дух ли, в зомби или в другой организм, зависит от развития сюжета в конкретном маршруте.
В каждом зритель видит по семь этюдов. Один маршрут — одна линия постановки, одна из сторон фантазии на тему смерти и бессмертия. Соответственно, чтобы обойти и увидеть все пространство спектакля, необходимо четыре раза прийти в театр на этот спектакль и попасть в четыре разные группы. «Жизнь мертвецов» вошла в лонг-лист «Золотой маски» в 2020 году и из-за переезда театра осенью 2019 года в другое здание была вынужденно снята с репертуара.
К концу 7-го сезона «Одного театра» Дмитрий Егоров сочинил историю по произведениям поэта Олега Григорьева и назвал ее «Я умер от варенья» (премьера состоялась в июне 2019 года). Взгляд на мир глазами ребенка, подростка, юноши и взрослого человека, размышляющего о смерти и чувствующего ее неминуемое приближение, выстроена иронично: с каламбурами и абстрактными иллюстрациями самих стихотворений.
Несколько актеров в бежевых рубахах по очереди разыгрывают сценки по мотивам того или иного стихотворения Григорьева. Декорациями служат сменяющие друг друга изображения из трафаретов и деталей игрушек, бусин и красок, воды и песка, которые с помощью кодоскопов рисуют нам не занятые в конкретном отрывке артисты. Маленькие картинки на стекле обретают внушительные масштабы благодаря их проекции на картонного цвета стену. На ее фоне, где появляются, например, эскизные пейзажи Петербурга или же интерьеры комнаты в нарочитой акварельной технике, персонажи сами становятся словно игрушечными.
Этюды об абсурдности и непредсказуемости отношений мира и человека создают атмосферу ностальгии — по детству, по беззаботной беготне, по друзьям, по первой влюбленности, по бесцельному гулянию по городу, по ушедшей эпохе и словно по поколению, чувствующему это так же тонко, как сам Григорьев. Спектакль также вошел в лонг-лист «Золотой маски» в 2020 году. Кроме того, «житуха в стихах», как определил жанр сам Егоров, обрела своего сценического брата: в январе 2020 года театр представил детскую версию этого спектакля — «Витамин роста».
Дмитрий Волкострелов поставил в Краснодаре спектакль на тему футбола — сверхактуальную в городе, ведь здесь, благодаря бизнесмену и меценату Сергею Галицкому, есть свой футбольный клуб «Краснодар» и самый большой и технически оснащенный стадион в стране.
Квинтет для четырех исполнителей и арбитра под названием «Квазифутбол» создан на основе историй актеров и режиссеров разных театров города на околофутбольные темы. Все цитаты представлены в вольном пересказе с попыткой сыграть манеру речи или поведения того или иного «спикера». Премьера состоялась в начале ноября 2019 года и ознаменовала открытие «Одного театра» после переезда. Каждый показ — другой, так как внутренняя схема спектакля напрямую зависит от структуры последнего матча команды ФК «Краснодар»: свистки, остановки, красные и желтые карточки — каждая деталь матча превращается в сценический жест во время спектакля.
Четверо актеров сидят в шезлонгах в темноте, актер в роли арбитра стоит по центру между ними. На экране стартует отсчет времени матча — 90 минут. Один из актеров начинает рассказывать от лица неназванного героя — «свои» могут угадывать — впечатления от первого посещенного им матча или же о нелюбви к футболу вообще. Внезапно звучит свисток арбитра, прерывающий этот рассказ, над повествующим сразу гаснет свет и вновь загорается уже над следующим исполнителем. В спектакле могут прозвучать истории и про непонимание футбола; и о матче, который кто-то смотрел с друзьями, но так ничего из него не вспомнит, потому что все общались между собой вместо того, чтобы следить за счетом; и про новый стадион в Краснодаре, аналогов которому нет не то что в России, но и чуть ли не в мире; и про остывший суп, не съеденный по причине побега с друзьями на матч, и т. д. С наступлением тайм-аута арбитр меняется с одним из актеров местами и сам становится рассказчиком.
Этот спектакль можно назвать игрой с мыслями разных людей и их видением одной конкретной темы, с формами самого театра. Здесь важно «поймать волну», парить над тем вроде бы буквальным, что происходит на твоих глазах, пытаться считать некий философский образ спектакля. Подобный эксперимент нельзя представить себе ни на какой другой площадке города, поскольку в нем нет конкретного сюжета и привычного способа его трансляции зрителю.
В последние несколько лет «Один театр», изначально задавший направление в сторону авторских проектов, не изменяет себе. Примером тому служит ощутимое желание не растерять студийный запал, который сильно способствовал стремительному развитию театра в начале его пути и привлечению нового зрителя.
Появившийся в репертуаре в сентябре 2019 года драмситком «Шоу-рум» Арсения Фогелева только подтверждает это. Авторство текста не обозначено, поэтому можно предположить, что каждый из участников работы приложил свою руку к сочинительству. На фоне белоснежного мини-павильона мы видим любовные перипетии героев, подпитывающие игривость одних и вызывающие крокодильи слезы у других. К паре Грегори (Елизар Хавцев) и Кристины (Кристина Клишова / Елизавета Вареникова) не первый раз приходят их друзья, тоже пара — Стас (Багдан Галась) и Дебора (Дарья Женихова). Очевидная интрижка Кристины и Стаса подкрашивает и без того черную полосу в жизни Деборы, а Грегори — художник, который никак не может дорисовать картину, — находится в раздумьях обо всей этой ситуации и пытается найти выход из собственного экзистенциального кризиса. Все это подается как комедийный сериал в самом несмешном и дубовом смысле: игра анфас, наигранные эмоции, рекламные интонации, вычурная жестикуляция, пустые паузы после нелепых глупых оборотов. Они, конечно, предполагают бурный закадровый смех, который в начале спектакля еще появляется в зале, но позже затухает совсем. Это спектакль об отношениях и о насмешке над ними.
Интуитивно нащупывая путь к реализации авторского театра в Краснодаре, «Один театр» начинал с пластических спектаклей — того, чего в городе, откровенно говоря, тогда не хватало; далее последовала череда опытов с современной драматургией — явление малоосвоенное в других театрах города; еще больший профессиональный расцвет пришелся на период приглашенной режиссуры — именитой, молодой, экспериментальной.
«Один театр» в Краснодаре — целая арт-площадка. Здесь проходят различные выставки, лекции, читки, лаборатории, акции, концерты, встречи со зрителями, блогерами и т. п. В 2018 году на сцене «Одного театра» прошли гастроли Екатеринбургского Центра современной драматургии. До осени 2019 года (до переезда) в афише «Одного театра» с момента их существования практически сразу стали появляться пластические спектакли новоиспеченной независимой танцевальной компании «Воздух», работающей с петербургскими хореографами-постановщиками и проводящей фестиваль современного танца «Тенденция». В 2020 году в новом пространстве театра открылась студия для детей «Один театр. Школа».
Март 2020 г.
1 Первый независимый театр Краснодара возник по инициативе актеров Краснодарского театра драмы им. М. Горького Арсения Фогелева (с июля 2020 года — главный режиссер театра драмы), Виталия Борисова и Алексея Мосолова.
Комментарии (0)