Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

НЕЗАВИСИМОСТЬ — ЭТО АЛЬТЕРНАТИВА

ИЗ САМАРЫ С ЛЮБОВЬЮ

Гид по независимым театрам города

Е. Колотилин (клоун Миша). «Щенок». Фото из архива театра «Город»

Так сложилось, что Самара — глубоко мифологизированный город. Местное сообщество с удовольствием складывает легенды о «средневолжской идентичности» и «городе-курорте», тиражирует определения, уже ставшие клише: «Самара космическая», «Самара — запасная столица» и «Самара купеческая». Со второй половины XX века культивировался миф о «Самаре театральной». Это происходило во многом благодаря процветанию Куйбышевского академического театра драмы им. Горького, которым тогда руководил Петр Монастырский. Затем в 1990-е годы эстафету подхватил и «держал палочку» в «нулевые» Самарский ТЮЗ «СамАрт». В 2010-е на театральной карте страны стал заметен театр-студия «Грань».

Как и в других регионах, в Самаре в перестроечные годы открывались и закрывались независимые театры. С переменным успехом они ставили спектакли, искали свою аудиторию. Как правило, вершиной развития считался переход под крыло муниципалитета и, соответственно, получение бюджетных дотаций. Сегодня ситуация изменилась, и некоторые площадки принципиально выбирают путь «частного театра»: без государственных денег, но и без бюрократических сложностей. Они работают независимо от кризисов, оптимизации бюджета и даже в условиях самоизоляции. Вероятно, в этом заключается их неоспоримое творческое преимущество — свобода творить и находить своего зрителя.

«ГРАНЬ»

Д. Бокурадзе. Фото из архива театра

Последние несколько лет новокуйбышевский театр-студия «Грань» стал считаться обязательным к посещению для любого человека, интересующегося самобытным, актуальным искусством. С 2011 года театром руководит Денис Бокурадзе — выпускник режиссерского отделения Самарской государственной академии культуры и искусств и в прошлом актер «СамАрта». В репертуаре театра сейчас 14 спектаклей — 4 детских и 10 взрослых, и почти все ставил Бокурадзе. В багаже «Грани» — несколько номинаций на «Золотую маску», дважды (в 2017 и 2018 годах) художник по костюмам Елена Соловьева национальную премию получала.

За последние несколько лет эстетика «Грани» стала достаточно узнаваемой — камерность, сепия в тканях, но главное — невообразимая легкость и ритмичность, живущие в каждом спектакле. Ритм, взятый Бокурадзе в «Тане-Тане» в 2014 году, театру удается держать до сих пор. О «Грани» довольно много и подробно писали. К примеру, в разные годы в «ПТЖ» публиковались тексты Марины Дмитревской, Марии Кожиной, Марины Шимадиной.

Путь от Самары до «Грани» занимает примерно полчаса езды на маршрутке, при этом надо иметь в виду, что после вечернего спектакля обратно можно попасть только на такси — после 21.00 с общественным транспортом из Новокуйбышевска большие сложности.

«ГОРОД»

Первый самарский частный театр, который появился в 1985 году и прошел путь от театральной студии при Доме учителя до профессионального частного театра «Город». Сейчас им руководит Константин Грачков — ученик основателя театра, доцента кафедры режиссуры Самарского института культуры Виктора Тимофеева.

Ю. Бокурадзе (Таня). «Таня-Таня». Фото Ю. Кумашова

«Город» во многом — открытая площадка, ориентированная не только на взрослого зрителя, но и на совсем юного, этакий «независимый ТЮЗ», так что репертуар довольно четко делится на аудиторию 6+ и 18+. Утром вы можете увидеть спектакли по Остеру или Маршаку (при этом перед показами актеры-аниматоры наносят детям аквагрим), а вечером — по Слободзянеку, Вырыпаеву или Ремарку.

Е. Колотилин (клоун Миша), Т. Стенина (Дуня). «Щенок». Фото из архива театра «Город»

При всей неоднородности репертуар примерно наполовину состоит из современных названий. К примеру, весной прошлого года театр выпустил детский спектакль по пьесе Анны Богачевой и Елены Новиковой «Дуня, клоун и щенок». Это история об одинокой женщине-дикторе и таком же одиноком клоуне, которые однажды случайно встречаются благодаря бродячей собаке. «Щенок» в постановке Грачкова — первая попытка «Города» поговорить с детьми на языке теневого театра. Перед зрителями возникает как бы «теневой театр наоборот». Здесь нет намерения спрятать актеров — герои Татьяны Стениной (Дуня) и Евгения Колотилина (клоун Миша) «рисуют» декорации, двигая картонные трафареты перед лампой на фоне тканевого экрана. При этом они находятся перед зрителями, а не прячутся за ширмой, как в классическом варианте теневого театра.

К. Грачков. Фото из архива К. Грачкова

В ноябре 2019 года репертуар пополнился пьесой Александра Железцова «На ладони», представленной во внеконкурсной программе «Любимовки» прошлого года, — в рамках IV «Левановки» Грачков готовил эскиз по этой монодраме. На сцене — минималистичная сорокаминутная зарисовка из жизни сотрудника полиции, занимающегося политическими арестами. Оперуполномоченный в возрасте сильно за сорок (Борис Трейбич) проводит рабочее время в полупустом кабинете с тусклым освещением, навевающим то ли бесконечную тоску, то ли тошноту. Большую часть дня он занят телефонными разговорами. Из них мы узнаем о едва ли не единственном светлом эпизоде в его жизни — случайной встрече с девушкой Лидой в Крыму много лет назад. Эту же девушку в условном настоящем времени коллеги полицейского планируют привлечь к ответственности за участие в митинге. Герой Бориса Трейбича существует как бы одновременно в двух мирах: в одном он живет жизнью «обычного» человека, у которого есть воспоминания и привязанности, в другом — исключительно как «сотрудник правоохранительных органов». Из подобного расщепленного мира выйти можно, только сделав выбор между этими двумя состояниями — для героя Железцова это уход в глубины собственной памяти: «отодвигает в сторону папки, подпирает щеку рукой, да так и замирает — улыбаясь чему-то далекому и невидимому».

САМАРСКАЯ АКТЕРСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ДОКТОР ЧЕХОВ»

А. Коровкина. Фото из архива театра «Доктор Чехов»

«Доктор Чехов» — авторский театр актрисы и режиссера Аллы Коровкиной, который возник как антреприза без постоянной площадки в 2014 году. У «Доктора» оригинальный репертуар, состоящий преимущественно из пьес и сценических адаптаций прозы авторства Аллы Коровкиной. Не имея постоянной труппы, театр для каждого спектакля собирает отдельную команду — чаще всего это актеры самарского драмтеатра или выпускники местного института культуры, у которых преподавала руководитель театра.

Спектакли «Доктора Чехова» камерные — рассчитаны на 30–50 зрителей и обычно проходят в «барном» формате, хотя с недавнего времени команда осваивает и вполне традиционное театральное пространство, играя на площадке театра «Место действия» (пока что единственного независимого театрального пространства в городе).

Нынешний посткарантинный самарский театральный сезон «Доктор» открыл (кстати, первым из местных театров) спектаклем «Пробка» (по тексту Коровкиной). Почти сказочная история о судьбах трех женщин (вполне схематичных «бизнес-леди», «робкой студентки» и «грубой деревенской женщины») и о том, что жизнь может вдруг свести вместе совершенно разных людей — исключительно неслучайно. На сцене возникает достаточно условное городское пространство, которое легко опознается на слух. Шум дорожной техники, сигналы машин — угадывается проезжая часть, автомобильная пробка. Героини — на соседних барных стульях, разных по цвету и высоте (для тех, кто вдруг не догадался, что это — машины, к стульям прикрепили автомобильные номера). «Пробка» — один из немногих «несерьезных» спектаклей «Доктора Чехова», едва ли не волшебная история, в которой (как водится в таких случаях) все заканчивается хорошо. Может, так тоже бывает?

«Пробка». Сцена из спектакля. Фото из архива театра «Доктор Чехов»

В репертуаре «Доктора» сегодня 8 спектаклей, и едва ли не каждый из них посвящен любви в самых разных оттенках и проявлениях. Как драматург и как режиссер Алла Коровкина преимущественно исследует «женский» мир, раскладывая внутреннюю жизнь своих героинь на мельчайшие частицы и изучая разные форматы отношений человека с собой и с миром. Кроме работы с постоянным репертуаром, театр время от времени проводит для всех желающих тренинги по снятию мышечных зажимов и занятия по сценической речи.

«МЕСТО ДЕЙСТВИЯ»

«Летние осы кусают нас даже в ноябре». Сцена из спектакля. Фото Т. Дубаносовой

Как и «Доктор Чехов», «Место действия» существует с 2014 года. Основатель и художественный руководитель театра — Артем Филипповский, выпускник Самарского государственного института культуры. Сейчас у театра появилось свое помещение, в котором, помимо текущего репертуара, планируется организация некой междисциплинарной лекционной и тренинговой площадки.

А. Филипповский. Фото из архива театра «Место действия»

Репертуар театра довольно пестрый — тут и чеховские «Три сестры», и вырыпаевские «Летние осы кусают нас даже в сентябре», и даже «Мы едем в Америку» Шолом-Алейхема. Спектакли «Места действия», как правило, густонаселенные, музыкальные и достаточно безопасные — команда чаще всего избегает неоднозначных и неудобных вопросов в работе (немногие, к примеру, пока что готовы говорить на социальные темы). Вероятно, это осознанный курс театра — радовать зрителей, а не провоцировать их.

В этом году в рамках президентского гранта театр готовит три спектакля, посвященных Самаре, — по текстам Маши Конторович, Серафимы Орловой и Сергея Давыдова. Премьеры эскизов команды «Место действия» по пьесам Конторович и Орловой уже состоялись в формате онлайн-показов, и сейчас эти записи доступны в группе театра ВКонтакте, а вот показ работы Игоря Катасонова (режиссер «Уместного театра») по тексту Давыдова «Ветер страха» перенесен на октябрь.

СОДРУЖЕСТВО АКТЕРОВ И РЕЖИССЕРОВ «УМЕСТНЫЙ ТЕАТР»

«Уместный театр» образовался в 2015 году, и первые пару лет команда занималась только читками современных пьес — в 2015–2017 годах на это был очевидный запрос от самарской аудитории. Изначально читки проводили в Литературном музее, расположенном в усадьбе А. Н. Толстого (в нем же каждый год проходит семинар по новейшей драматургии), сейчас театр базируется на площадке Горький-центра — филиала Литературного музея. За два года к актерским читкам добавились семь спектаклей, и практически все они — работы Игоря Катасонова и Артема Устинова (Устинов — выпускник Сергея Женовача, Катасонов окончил режиссерский факультет СГИКа и магистратуру ГИТИСа). Спектакли «Уместного театра» отличает постоянный поиск в работе с пространством (команда органично адаптирует постановки под нетеатральные помещения: комнаты музея, выставочные пространства и набережные) и светом (так, в спектаклях Игоря Катасонова раз за разом свет становится доминирующим выразительным средством). Команда определяет себя как «театр-пунктир», существующий в период от репетиций до показа. Пока что у театра нет постоянного репертуара, хотя некоторые спектакли играются с определенной периодичностью — раз в два-три месяца. Один из таких спектаклей — «Канотье. Пополам» (по пьесе Н. Коляды) в постановке Игоря Катасонова.

И. Катасонов. Фото из архива «Уместный театр»

У главного героя Виктора Сухинина (Евгений Клюев) день рождения, ему исполняется сорок пять лет, но кто-то на улице уже назвал его «дедушкой» — значит, время действительно уходит.

Сухинин закрылся от действительности, забрал из внешнего мира все, что ему дорого, и ушел в себя. Простой, понятный — таков мир Виктора. Его комната в коммунальной квартире превратилась в свалку, он существует среди старых вещей, которые словно метафора его жизни — ворох размотанных лент от видеокассет. Сухинин каждый день спит до обеда — он находится в мире снов, теней событий прошлого.

Канотье, соломенная шляпа, появившаяся больше века назад, в спектакле служит медиатором между условным «прошлым» и «настоящим» с разницей в восемнадцать лет. В черно-белой обстановке под музыку Игоря Горбача персонажи время от времени меняют оптику по отношению к окружающей действительности с помощью призм из пластиковых бутылок. Те же бутылки с помощью фонарика в руках Виктора превращаются в калейдоскоп. Каждый может прочитать этот режиссерский кунштюк как ему угодно — в мерцании воды не остается ничего однозначного.

«Канотье». Сцена из спектакля. Фото Е. Пчелинцевой

«Уместный» позиционирует себя как театр, в котором «актеры не играют», и считает важнейшей задачей «говорить сегодняшним языком про сегодня». Команда открыта к диалогу со зрителями, так что иногда спектакли предваряет небольшая справка об авторе и тексте, а после каждого показа проходит обсуждение с участниками спектакля.

Июль 2020 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.