Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

НЕЗАВИСИМОСТЬ — ЭТО СВОБОДА

ТЕАТРАЛЬНЫЙ АНДЕГРАУНД В ПЕТЕРБУРГЕ — ЭТО?

Беседу с Владимиром Антиповым ведет Дарья Розенберг

Если мы решим поискать ответы на этот вопрос, то первая вкладка в поиске Google выдаст нам «Площадку 51», позиционирующую себя как «Единственный настоящий андеграундный театр, пропитанный духом творческой свободы, продолжающий традиции русской театральной школы и поддерживающий высочайший уровень театрального искусства». Ведь Петербург — это огромная почва для андеграунда, который пустил свои корни и в театре. В нашем номере мы говорим о независимости, поэтому решили обратиться к «Площадке 51», лозунг которой звучит так: «РУССКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ АНДЕГРАУНД ПОДНЯЛ ФЛАГ НА ПЛОЩАДКЕ 51».

«Площадка 51» была открыта 19 марта 2016 года «Этюд-театром». «Этюд-театр», созданный выпускниками Мастерской В. М. Фильштинского — художественного руководителя театра со дня его основания, давно заслужил славу скандального, но и высокохудожественного театра, из всех негосударственных театров обладающего наибольшим количеством премий, номинаций и регалий в творческой среде Петербурга. В 2016 году в труппу театра вошли выпускники следующего, на этот раз режиссерского, курса В. М. Фильштинского все из той же 51-й аудитории на Моховой.

«Площадка 51» — не только «Этюд-театр», на этой сцене в плотном творческом союзе работают такие корифеи петербургского андеграунда, как театр «Организмы», ClownBits Project, Новые Русские Символисты, Fuck Up Theater и другие известные в узких кругах театральные деятели.

Мы решили поговорить с одним из режиссеров «Площадки 51», Владимиром Антиповым, чтобы приоткрыть завесу над деятельностью театра и выяснить его позиции.

Владимир Антипов в 2007 году окончил Академию театрального искусства в Петербурге. Он — актер, режиссер, драматург, поэт и педагог. В 2009 году вместе с Сашей Бянкиным основал театр «Организмы». На данный момент является режиссером «Площадки 51 | Этюд-театра».

Неоднократный участник внеконкурсной программы премии «Золотая маска», «Маска Плюс». Лауреат правительственной премии города Санкт-Петербурга. Как актер играет в спектаклях театра «Организмы», «Этюд-театра», театра «За Черной речкой» и театральной компании «Melting Point». Спектакли по пьесам Владимира ставились в Санкт-Петербурге, Саратове, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске и Вологде.

В. Антипов (Шон), А. Донченко (Джессика). Промо к спектаклю «Шон и Джессика Шоу». Фото из архива театра

Дарья Розенберг Можно ли вас назвать — русский театральный андеграунд?

Владимир Антипов Думаю, что «русский» — это в первую очередь национальная принадлежность. Большая часть творческих единиц, так или иначе сосуществующих на «Площадке 51», — русские. Есть даже режиссер Коля Русский. Возможно, конечно, что кто-то и на четверть, но доподлинно мне это неизвестно. Знаете, кажется, Наполеон говорил или ему приписывают эту фразу: копни любого русского — и найдешь там татарина.

А вообще у нас коллектив, если можно так сказать, очень разношерстный. У всех свое мнение. И бывает, что у кого-то это мнение выходит на первый план, но это совершенно не значит, что все так думают. Я могу отвечать только за себя. Мы здесь все свободные люди. Живем в свободной стране, говорим все, что думаем, ну или не говорим, кто-то стесняется говорить, что думает. Может, иногда и не нужно говорить то, что думаешь. А андеграунд… ну это как-то само собой так получилось. Вот Леша Забегин не хочет быть андеграундом. А Маша Селедец говорит, что мы андеграунд. По факту — да, мы андеграунд, хорошо это или плохо.

Розенберг Это про противопоставление или нечто иное?

Антипов Это нечто иное. Сложно формулируемое. Вот жизнь — она про противопоставление или про нечто иное? Театр слишком древний вид искусства, чтобы хоть какую-то его форму характеризовать противопоставлением или чем-то другим. Так или иначе есть попытка создавать что-то новое. Получается это или нет — не мне судить.

Розенберг Почему у вас возникла потребность основать свой театр?

«Володя Антипов говорит про театр». Картинка из архива кабаре «Нога Бомжа»

Антипов Если говорить про «Этюд-театр», то он был основан на базе курса В. М. Фильштинского в 2011 году, его главным режиссером был Митя Егоров. Потом Семен Серзин. А дальше, уже в 2016 году, была построена «Площадка 51». Сам я еще в 2009 году основал вместе с Сашей Бянкиным театр «Организмы». Так сложилось, что лично мне проще играть или ставить то, что я сам придумал, сам сочинил. Поэтому творчески себя реализовать иначе я не мог. Сейчас «Площадка 51» — это россыпь разных творческих коллективов. В первую очередь это, конечно же, сам «Этюд-театр», театр «Организмы», Новые Русские Символисты, Fuck Up Theater, с этого года здесь играет свои спектакли театр ТРУ. Безусловно, мы друг другу не противны. Близки и все прочее.

Главной точкой соприкосновения с прошлого года, наверное, для всех нас является Кабаре современного искусства и перформанса — «Нога Бомжа». Непопулярное для театральной публики название привлекает в театр новую аудиторию. Но иногда, к сожалению, она даже не понимает, что в этом помещении играют еще и спектакли. Нет, я не в том смысле, что «Нога Бомжа» — это сплошная жесть, которая к театру отношения не имеет (хотя и это тоже), на самом деле для андеграундной культуры Петербурга — это вполне себе традиционное мероприятие. Один актер, побывав на нашем кабаре, вообще сказал, что это какие-то 1980-е. А из этого следует, что мы, можно сказать, занимаемся сохранением культурного образа города. К нам можно как в музей ходить. Мы сохранили дух 80-х. Вот смотрите: АХЕ — вполне себе современное искусство — не сохранили этот дух, хотя родом из андеграунда 80-х. А я родился в 86-м, а делаю искусство, как в 80-х. Уникум.

В. Антипов в кабаре «Нога Бомжа». Фото Т. Атальян

Розенберг Ваша независимость — это позиция?

Антипов Нету никакой независимости. Мы уже рождаемся зависимыми. Независимость — это поза и не больше. Ты всегда зависим. Если ты независим от государства, значит, ты зависим от бабок, если ты независим от бабок, значит, ты зависим от государства или от фондов там каких-нибудь. Иоселиани убежал во Францию от советской цензуры, а во Франции столкнулся с цензурой денег. Вот тебе и независимость. Другое дело, что он и во Франции, и в России снимал годное кино, а главное еще, что и в молодости, и в почтенном возрасте. Так получается, что главное — это не цензура, не независимость, а что-то другое, или, как было сформулировано во втором вопросе, «нечто иное».

«Выгони Пунь». Сцена из спектакля. Фото Т. Атальян

Розенберг Какие у вас основные темы творчества?

Антипов Практически все, кто сейчас что-либо делают на «Площадке 51», делают это по авторскому материалу. То есть сами сочиняют пьесы, тексты и пр. Соответственно, как мне кажется, темы для творчества черпаются из жизни. А значит, они напрямую рифмуются и соприкасаются с сегодняшним днем. Темы самые разнообразные, от прошлого до настоящего и будущего. Проще всего прийти, посмотреть и определить, какие тут темы. Разные спектакли, разное авторство, разные темы.

В. Антипов в спектакле «Небольшой концерт для Вовы с одиноким магнитофоном». Фото Д. Денисова

Розенберг Кто ваш зритель?

Антипов Молодые, красивые и любознательные студентки театроведческого факультета РГИСИ.

Розенберг Каких вы придерживаетесь принципов и схем работы при создании спектаклей?

Антипов Пишется текст, потом он ставится на сцене. Есть места в постановках, где допускается импровизация. Есть спектакли, где импровизации много. Что-то рождается путем этюдного метода.

В. Антипов в спектакле «НоуШоу». Театр «Организмы». Фото Т. Атальян

Розенберг Насколько активно вы включились в театральную онлайн-жизнь? Чем стал для вас опыт пандемии?

Антипов Слабовато. Поначалу сделали две онлайн «Ноги Бомжа», но, видимо, ко второй «Ноге…» уже все зрители так задолбались разного рода онлайн-мероприятиями, что нас почти никто не смотрел. Или это показатель нашей популярности. Не знаю, короче. Но лично я понял: либо ты занимаешься живым театром (во всех его проявлениях), либо ты занимаешься интернет-контентом или компьютерными играми. И это совершенно разные вещи и разная специфика. А тут вдруг все театры решили: а не перейти ли нам в онлайн? А кому вы там нужны? Включая нас.

В целом же пандемия показала, что, по сути-то, можно, если особой необходимости нет, и вовсе не общаться. Я имею в виду лично. Да даже по телефону. Вот я, к примеру, сижу сейчас перед компьютером и печатаю ответы на вопросы, отправленные мне по электронной почте невидимым интервьюером.

Розенберг Как театр выживал в период самоизоляции?

Антипов Театр стоял, ждал. Надеюсь, что дождался. В сентябре откроемся.

Розенберг Подавали ли вы заявку на грант? Что думаете о сложившейся ситуации и сможет ли она повлиять на независимую театральную среду города?

В. Антипов в спектакле «Клоуны в лесу». Фото Т. Атальян

Антипов В смысле, что не дали субсидию большинству негосударственных театров? Ну, если не дадут во вторую очередь и к тому же вторая волна коронавируса накроет, то закроется большинство негосударственных театров. И мы тоже. Тогда картина поменяется.

Август 2020 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.