
-
«Путешествие улитки». По одноименной сказке Н. Савчук.
Театр Lusores.
Режиссер Виктория Евтюхина, художник Наталья Павлова.Слушая подкаст о ёкае и вышивая «Большую волну в Канагаве», я мысленно пишу этот текст. Думаю о Фудзи и о том, как подниматься на гору в Японии, о том, что я знаю о восхождении в разреженный хрустальный воздух вершины. Мысль ползет неспешно, как улитка.
Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!С хайку Иссы начинается спектакль, оно звучит затактом всей истории. В этом подбадривании улитки много нежности и веры в возможность достижения вершины — маленькое существо способно не спеша достичь цели.
-
«Коралловый остров». С. Баженова, А. Терехин.
Театр Наций.
Режиссер Артем Терехин, художник Екатерина Злая.В 2021 году режиссер Терехин выпустил в Новосибирском театре «Глобус» спектакль «Мальчики» по повести советского писателя Владимира Крапивина, побывавший на многих фестивалях, в том числе включенный и в «Детский Weekend» «Золотой Маски». И вот спустя два года он вновь берется за тему детства — на этот раз на зарубежном материале. Его «Коралловый остров» — с виду вроде бы классическая история взросления, однако не лишенная неожиданных сюжетных поворотов и с парадоксальным финалом.
-
В Риге на 70-м году жизни умер режиссер и педагог Михаил Владимирович Груздов... Как я сейчас понимаю, важнейший человек в моей жизни, человек, потрясший меня абсолютным погружением и абсолютной преданностью театру. Педагог от Бога!
-
«Женщины Лазаря». М. Степнова.
РАМТ.
Режиссер Алексей Золотовицкий, художник София Егорова, драматург Мила Денева.В спектаклях по современной прозе все чаще обходятся без перевода текста в традиционную структуру пьесы — с персонажами, сценами и диалогами. Актеры теперь не играют героев романа, а существуют рядом с ними, описывают их, показывают, взаимодействуют. И пространство в этих спектаклях сделано мобильным, превращающимся, в котором мир как будто не вполне решил, каким ему быть: условным или все же реальным. Поэтому декорация примиряется на компромиссе — показан некий символический образ, при желании демонстрирующий нечто вполне конкретное: угол столовой, намек на кухню, на вокзал, площадь.
-
«СТОЛЕТВМАКОНДО». Г. Г. Маркес.
Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова.
Режиссер и художник Андрей Тимошенко.Сколько раз нехитрые сказки о богатом внутреннем мире человека разбивались о рифы его неглубокого ума и мутного сознания, которое порождало невиданных чудовищ из глубин неизведанного разума? Да, человек сложен. И часто, спасаясь от очередных социальных или природных катаклизмов, он замыкается в своей внутренней платоновской пещере, рисуя на стенах огнем души тени вымышленного мира, якобы ждущего его снаружи по прошествии вынужденной самоизоляции. Увы, на этом пути нас всегда ждало разочарование. И ведь сколько подобных миров уже разбилось вдребезги, когда камень открывал вход и позволял солнечным лучам осветить наполненные иллюзиями стены? Миллиарды. Но человек упрям и продолжает вынашивать планы строительства нового Города Солнца, Метрополиса или деревни Макондо, название которой означает дерево с крепким стволом и как нельзя лучше подходит под основание нового рода Буэндиа.
-
«Стражи Тадж-Махала». Р. Джозеф.
Малый драматический театр — Театр Европы.
Режиссер Артур Козин, художник по свету Василий Ковалев.Пьеса Раджифа Джозефа «Стражи Тадж-Махала» — один из самых сильных антитоталитарных текстов для театра. Минималистичный и метафоричный.
В упругих диалогах двух друзей-охранников Тадж-Махала в 1648 году, накануне его открытия для людских глаз, этот текст дает всю структуру, вскрывает весь механизм тоталитарного режима и заявляет тему убийства красоты прерогативой абсолютизма.
Социальное, политическое и философское — за час.
Ну да, конечно, это Агра и, конечно, 1648 год, хорошо знакомый нам.
-
«Исход».
Театр МТЮЗ.
Режиссер Кама Гинкас.На ХIХ Всероссийском фестивале «Пять вечеров» им. А. Володина был сыгран спектакль Камы Гинкаса «Исход»
«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» — песня на стихи Бродского — не просто как зачин ко всему спектаклю, она — лейтмотив, гениально прочерченная ось советского и постсоветского сознания, заговор человека, убоявшегося жизни. Ибо главный герой спектакля — человек, который так и не научился жить, чувствовать, любить.
-
6–10 февраля в Петербурге проходил ХIХ Всероссийский фестиваль «Пять вечеров» им. А. Володина
Драматургу Володину в Питере недавно поставлен памятник: сидит Александр Моисеевич в Матвеевском садике на лавочке, но лавочка та — на высоком постаменте, а в володинском духе было бы — прямо на аллейке, чтобы можно было к нему рядом подсесть. Хорошим местом для встреч мог бы этот памятник стать.
-
«Муха-Цокотуха». К. Чуковский.
Вологодский театр кукол «Теремок».
Режиссер и художник Амир Ерманов.Вологодский театр кукол «Теремок» недавно продуктивно отметил 85-летний юбилей, а вслед за собственным днем рождения решил отпраздновать еще один — нынче Муха-Цокотуха именинница. К 100-летию со дня создания сказки Корнеем Чуковским в театре выпустили премьеру — небольшое стихотворение здесь обрело масштабы блокбастера.
-
«Петр I». Ф. Уайлдхорн.
Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.
Режиссер Юрий Александров, художник Вячеслав Окунев, дирижер Алексей Нефедов.Спектакли в музыкальных театрах готовятся долго, контракты заключаются заранее, поэтому и спустя почти год после того, как европейцы и американцы стали отказываться от сотрудничества с нашими театрами, в афишах вдруг возникают премьеры, будто пришедшие из «старого» времени. Вот, пожалуйста — образцовая российско-американская копродукция, новенький «Петр I» в петербургской Музкомедии. Композитор Фрэнк Уайлдхорн, автор либретто Константин Рубинский. Три часа уверенного увеселения публики.
-
«Сад Борхеса». По рассказам Х. Л. Борхеса.
Театр Lusores.
Режиссер Александр Савчук, авторские аппликации Яны Звездочетовой.Легко заблудиться в пространстве Ленполиграфмаша. Где-то в корпусе «Дизайн-парк», среди мастерских, лестниц, лифтов и коридоров запрятана площадка Зал#3. Дизайн-парк, дизайн-сад. Не сразу зритель понимает, что спектакль начался. Два интеллектуала статично сидят друг против друга и занимаются философским трепом. Александр Савчук и Константин Моллаев играют неигру, антиигру. Актеры ничего не изображают и как бы просто разговаривают. Перед нами что-то вроде беседы-интервью, но несколько монотонное. Собеседники обходятся без экспрессии. Неясно, когда и как завязывается этот разговор. Пока зрители рассаживаются, когда они незаметно для себя расселись или еще до открытия зала? Дверь остается распахнута. Доносятся звуки тихой вечерней жизни засыпающего Ленполиграфмаша. Сквозь стеклянные стены видно коридор, по которому периодически кто-то проходит. Видно стол, за которым девушка в переднике мастерит что-то из бумаги.
-
12 февраля свой 85-летний юбилей отмечает Евгений Майхровский, легендарный клоун Май, один из последних представителей золотого века советской клоунады. В блоге «Петербургского театрального журнала» его поздравляет клоун Станислав Князьков.
-
«Русалки». По мотивам сказки О. Сомова.
Независимый проект на площадке Театра Поколений.
Режиссер Руслан Кацагаджиев, художник Елизавета Егорова.«Русалки» — премьера независимого проекта Руслана Кацагаджиева по тексту Ореста Сомова, который основан на малороссийских преданиях и быличках. По словам режиссера, он стремился создать страшную сказку, в которой понятным для подростков языком рассказывалось бы о том, что их волнует: первая любовь, первое предательство, сложные отношения с родителями и окружающими. Кацагаджиев работает с этнографическим и фольклорным материалом и «одевает» историю юной девушки Горпинки в яркий украинский наряд.
-
О двух показах проекта «Эскиз-театр»
Проект «Эскиз-театр», созданный на базе Самарского ТЮЗа «СамАрт», начал свою работу недавно. Год назад были проведены читки трех пьес современных европейских драматургов — в результате две из них, речь о которых пойдет дальше, вошли в репертуар проекта. В сентябре минувшего года репертуар также пополнился двумя названиями, созданными на лаборатории «Молодая режиссура»: «Мама, мне оторвало руку» и «За белым кроликом». В феврале лаборатория продолжит свою работу, сосредоточив внимание на драматургии для аудитории 12+. Целью «Эскиз-театра» является прежде всего прямой диалог со зрителем — после каждого показа авторы проводят обсуждение.
-
«Отец». По пьесе М. Горького «Последние».
Национальный Молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима.
Режиссер Денис Хуснияров, художник Александр Мохов и Мария Лукка.Вынесенный в название статьи мучительный вопрос задает себе Софья в спектакле «Отец» (по пьесе М. Горького «Последние»), премьера которого состоялась в конце января наступившего года в Национальном Молодежном театре Республики Башкортостан. Думаю, его задавали себе многие взрослые зрители, сидевшие в зале с детьми-подростками. Режиссер Денис Хуснияров и труппа театра сделали все, чтобы этот вопрос не мог не возникнуть. Ответ на него получить трудно. Хотя в спектакле он есть, и он звучит как обвинение. А уж как ответят на него зрители, нам не дано предугадать...
-
«Магазин». По мотивам одноименной пьесы О. Жанайдарова. Небольшой драматический театр. Режиссер Артем Злобин, художественный руководитель постановки Лев Эренбург, художник Алена Ромашкина.
Фирменный знак режиссуры НДТ — все «ружья» у них обязательно выстреливают. То есть любой предмет, попавший на сцену, даже самый маленький, обязательно оказывается объектом игровой манипуляции, раскрывающей и движущей действие. Ничего лишнего, случайного на сцене нет. Также и с деталями сценической установки, не всегда описываемой термином «сценография». Все они функциональны, непременно вовлекаются в действие и трансформируются-превращаются, обеспечивая-обозначая перемену ситуации в пространстве и во времени. Это касается спектаклей и самого Льва Эренбурга, и его бывшего ученика, преподавателя его курсов и режиссера Вадима Сквирского. В полной мере свойство это характерно и для спектакля их вчерашнего студента Артема Злобина, уже введенного в репертуарные постановки НДТ в качестве исполнителя, а ныне представляющего свою дебютную режиссерскую работу.
-
«Летели качели». К. Стешик.
Тамбовский академический театр драмы.
Режиссура и сценография Романа Чиркова.Тамбовский театр драмы привык к постановочной классике — режиссер Роман Чирков рискнул и предложил труппе отойти от мейнстрима. Вместо рюшей и кринолинов — белые кроссовки и берцы. Вместо комедии нравов — сиги и пацанские шуточки под выпивку. Вместо любовной интриги — жена-истеричка и связь со странной школьницей. А в целом — черно-белая драма о человеке, который никак не может построить свою жизнь.
-
О Лаборатории игрового театра в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского
Первая режиссерская лаборатория в Театре имени Маяковского (с момента прихода нового художественного руководителя Егора Перегудова) была посвящена игровому театру и творчеству Шекспира и Мольера. Для экспериментальной лабораторной формы намеренно выбрали комедийные тексты мировых классиков. Создатели и участники лаборатории задались вопросом: насколько уместно сегодня ставить комедии? И если есть такая необходимость, где тот художественный язык, который способен обнажить смешное и приблизить к нам тексты, далекие от современной реальности?
-
Сегодня начинает свою работу Театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина. И откроется он в 19:00 на сцене Театра на Литейном спектаклем Олега Липовецкого «История от Матвея» в исполнении артистов Театра драмы Кузбасса. А пока вы раскупаете последние билеты, публикуем в блоге рецензию на этот спектакль Марины Дмитревской.
-
«Все клоуны делают это».
Театр «Организмы».
Режиссеры Александр Бянкин и Владимир Антипов, художники Александр Брежнев, Антон Батанов и Мария Белоплотова.Творчество «Организмов» зиждется на слове — сложно представить их спектакли без авторского текста. В интервью «ПТЖ» (№ 109) Александр Бянкин и Владимир Антипов шутили, что следующий свой спектакль сделают без слов и музыки (мол, злоупотребляют выразительными средствами). «Щас будут деньги и силы — сделаем красиво», — сказал Антипов, а Бянкин добавил: «Без песен!» Шутка «Организмов» переросла в антиклоунаду (так авторы обозначили жанр) «Все клоуны делают это» — спектакль для маргинального хип-хоп-тандема Бянкина и Антипова антитипичный...
комментарии