Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

12 февраля 2023

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ДЯДЯ ЖЕНЯ!

12 февраля свой 85-летний юбилей отмечает Евгений Майхровский, легендарный клоун Май, один из последних представителей золотого века советской клоунады. В блоге «Петербургского театрального журнала» его поздравляет клоун Станислав Князьков.

Клоун Май.

Как же это по-настоящему «по-клоунски» — отмечать рождение Мая в феврале! А для цирковых Май — не только и не столько последний месяц весны, сколько знакомый псевдоним колосса традиционной цирковой клоунады — Евгения Бернардовича Майхровского, которому 12 февраля исполняется 85 лет.

О клоуне, да еще такого масштаба, плохо получается и говорить, и писать словами — вместо этого хочется восторженно махать руками и изъясняться междометиями эмоциональной группы. И все-таки сегодня, когда такая круглая дата (хочется избежать красно-папочного словища «юбилей»), кое-что нужно сказать громче, четче и только честно.

Наверное, можно было бы сказать, что свою жизнь Евгений Бернардович, Народный артист Российской Федерации, отдал цирку, но правильнее, на мой взгляд, сказать, что шаловливый озорник с чертятами в глазах, клоун Май подарил свою жизнь зрителю, который не остался в долгу. Еще недавно знаменитое «уую-юууй!» звучало на всех российских манежах. Но в духе сегодняшнего дня, который отзывается внутри меня постоянным рефреном «не знаю, зачем и кому это нужно», теперь этот фирменный клич Евгения Майхровского звучит только «для своих».

Клоун Май.

Рождение настоящего клоуна — всегда мистерия, магия, ребус, не поддающийся разгадке. Именно поэтому так мало учебных материалов по клоунаде. Система здесь не работает. Только чудо. Клоун Май — это драгоценный сплав фантастической работоспособности, исключительного упорства, непрекращающегося самоусовершенствования, настоящей страсти, верности себе и… чуда. И не капельки, а щедрой порции.

В наблюдениях за работой дяди Жени (в цирке часто старшим коллегам «дядькают», ведь это искусство сродни ремесленному и передается «из рук в руки») мы часто поражались неизменному качеству «большого» клоуна — умению исполнять простые, узнаваемые, незамысловатые, на первый взгляд, репризы с удивительным мастерством. Это риск сродни эквилибру на большой высоте без страховки. Миллиметр, миллисекунда ошибки — и вот все летит вниз, в клише, анахронизм и банальность. Клоун Майхровский безупречен в этой кажущейся простоте. Настоящий универсал — акробат, гимнаст, эквилибрист, дрессировщик, все эти «корючки» и «каскады» исполняет, будто только сейчас, на наших глазах их придумал и исполнил. Его диалоги с терьером Простофилей, неизменным партнером — единственное, что держит меня в рядах людей, считающих, что в цирке какие-то животные должны остаться.

Своего успеха и популярности Евгений Майхровский добился на переполненном живыми людьми клоунском Олимпе, а не в битве с алгоритмами искусственного разума социальных сетей. А в документальном фильме Александра Митты «Клоуны и дети» Евгений Майхровский выступил как клоун-арт-терапевт за десятки лет до появления понятия «больничный клоун».

Наша первая с ним встреча мне особенно дорога. По приглашению нашего учителя и «отца» в профессии — Анатолия Смыкова, Евгений Бернардович пришел к нам, третьекурсникам циркового училища, на экзамен по клоунаде. Посмотрев наши робкие экзерсисы, Майхровский повернулся к Смыкову, сказал с улыбкой: «Отличные ребята!» — и… для нас начался незабываемый аттракцион. Два товарища, коллеги, настоящие, большие, состоявшиеся клоуны, как пара мальчишек, начали рассказывать и, что главное, показывать цирковые байки из своей неоседлой жизни. Что «рыдать от смеха» — не только красочная метафора, я узнал именно тогда.

Во внеманежной жизни Евгений Бернардович по-гумилевски «одет в броню своих святынь» — окружен любящими и любимыми людьми, которым в духе бахтинской карнавализации жизни всем даны клоунские имена — Куку, Бобо, Лулу и Нюся.

Дорогой дядя Женя! (Так и вижу, как вы, хитро прищуриваясь, отвечаете обычное: «Привет, племянничек!») Уважаемый Евгений Бернардович!
Спасибо вам за эти долгие годы, когда, смотря на вас, нам хотелось стать лучше. Оставайтесь и будьте! Дай вам Господь. С днем рождения! Уую-юууй!

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога