Вологодский театр кукол «Теремок» отметил 85-летний юбилей не только привычным в подобных случаях праздничным вечером, но и самым что ни на есть рабочим утром. Театр провел лабораторию. Решили не просто вспоминать славное прошлое, а представить задел на будущее.
Режиссер Анна Коонен и художник Александра Громова сделали эскиз «Наводнения» по Евгению Замятину, Филипп Бородин представил свое решение «Мама мыла раму» Льва Рубинштейна.

Александра Громова, анна Коонен и Филипп Бородин.
Фото — архив театра.
«Наводнение» продолжает важную для Анны Коонен тему материнства, не всегда счастливого, возможно, неблагодарного, долгожданного, запоздалого — до этого были «Кукушка» в Бурятском театре кукол «Ульгэр» и «Синяя борода» в Рязанском театре кукол. Предпочитая работать с женским ансамблем, Коонен ставит перед собой непростую задачу, как проявить на сцене мужчин. Тимофею в сюжете Замятина отведена существенная роль. В эскизе он представлен только сапогами, тяжелыми шагами. Актрисы Ирина Кармашова, Анна Насонова, Дарина Осетрова представляют начало будущего спектакля. Понятно, что они втроем и сыграют всех замятинских персонажей.
Александра Громова придумала на Малой сцене театра пространство из досок, которые кажутся то интерьером, то экстерьером, то замкнутым, то открытым, личное доступно для всеобщего обозрения. В щелях между досок появляется девочка, цвет ее лица сначала неотличим от дерева. Доска, перекинутая через затопление, кажется узкой и шаткой для передвижений Софьи, сыгранной Дариной Осетровой в живом плане. Та же доска выглядит длинной крутой дорогой для похоронной процессии, представленной небольшими куклами.
Софья расчленяет убитую девочку — двадцатиминутный эскиз на это только намекает: кукла Ганьки ростом с ребенка состоит из отдельных фрагментов. В «Наводнении» весь мир предстает расчлененным, распадающимся. Здесь едины только стихии, материи, сущности: вода, по которой ходят актрисы, и водка на поминках — суть одно и то же, водка не замечает в своих выплесках граненых границ стакана. Так же работает текст, какие-то авторские описания обязательно следовало оставить, проговаривая прямо в зал: про некачественный уголь, который приводит к неотмываемой черной пыли. Какие-то слова Замятина становятся основой для напряженного молчаливого действия, которое ведет к финальному покаянию.

Сцена из спектакля «Наводнение».
Фото — cultinfo.ru.
Режиссер Филипп Бородин приглашает зрителей сесть за столы и сыграть в лото. Все это происходит в затемненном фойе при уютном свете настольных ламп. Знаменитые карточки Рубинштейна напоминают поля с цифрами, куда ставят бочонки или заменяющие их безделушки. Люди театра вспоминают Аркадину, проводящую длинные осенние вечера за скучной игрой. Но здесь игра скучной точно не будет.
За каждым столом — актер. Он будет своеобразным медиатором между текстами Рубинштейна и зрителями. Выпадает то или иное число — строчка под этим номером будет актером прочитана. От нее рождаются собственные ассоциации и завязывается разговор. Я попал за стол Андрея Васильева. Так сложилась его аудитория, что нам не надо было представлять автора текста. В другом случае это бы произошло, да и сейчас Андрей сумел удивить фактом, что Рубинштейн появился на свет благодаря Сталину. Выпало число «53», была прочитана строчка, и вспомнился эпизод, как поэт иронично рассказывал, что родился после введенных в стране запретов на аборты.
Разговор заладился, можно было играть, слушать стихи и вспоминать собственные истории по случаю. Андрей рассказывал о своем брате, о том, как непросто тот учил его кататься на велосипеде. В памяти и репликах играющих появлялись братья и велосипеды. Возникал вопрос: это театр? У меня такого вопроса не было. Это театр. Здесь есть действующие лица из текста Рубинштейна, внятное актерское существование от первого лица, отношения между зрителями и эмоциональное погружение в происходящее, которое меняется за примерно час игры.

Сцена из спектакля «Мама мыла раму».
Фото — cultinfo.ru.
В финале каждый стол прочитал историю, которая сложилась в итоге таким образом: по порядку читается первая «квартира», закрывшая у выигравшего круг. У нас получилось 6, 28, 52, 64, 85, а значит: «Боря Никитин разбил голову камнем. Володя Волошенко врал. Отец Юры Степанова был беззубый, мать толстая, а сестра придурочная. Слышно не было, но сильно воняло. Я встал, оделся…» Вполне логично и последовательно, если подумать. Выигрывавший за каждым столом получал приз — игрушечную машинку.
Именно театр, что важно, оказался местом встречи и душевного человеческого разговора. И интересно, что поводом для этого события и сопереживания отлично послужил образец концептуализма.
Директор театра Елена Бухарина еще днем, до начала юбилейного вечера, объявила, что обе работы будут продолжены и войдут в репертуар Вологодского театра кукол «Теремок» в 2023 году.
Комментарии (0)