«Ле-Ле Левша». Перформанс по повести Н. С. Лескова «Левша».
Спецпроект Павла Семченко «Место — действие».
В рамках летнего фестиваля «Точка доступа».
Театрально-архитектурный перформанс одного из основателей Инженерного театра АХЕ Павла Семченко, развернувшийся в парке Лесотехнического университета, — итоговая часть недельного воркшопа в рамках совместного проекта фестиваля «Точка доступа» и практикума по современной деревянной архитектуре «Древолюция».
«Ле-Ле Левша» — инженерная вариация Семченко на тему знакомого со школьной скамьи сказа Лескова, в которой статичные архитектурные объекты, созданные участниками лаборатории, обретают театральную жизнь и становятся полноправными действующими лицами.
Название обыгрывает причудливое совпадение первых слогов фамилии автора повести и ее названия. В нем зашифрована одна из ключевых задач, заявленных создателями перформанса, — попытка воскресить в памяти литературную фигуру классика и дать новое, визуальное прочтение произведению, давно ставшему хрестоматийным.
Словно странствующие по городам и странам герои «Левши», зрители отправляются в путешествие по эпизодам произведения — маршрут пролегает через лабиринты парка и Ботанического сада. За каждым из 17 мест, обозначенных на карте, закреплено определенное, не лишенное фирменной «ахешной» абсурдности действие: «шаги и взмахи», «кружение», «брожение», «растворение в пейзаже». Игровыми пространствами становятся созданные участниками воркшопа деревянные сооружения, подлинные парковые постройки, а также элементы природного ландшафта — холмы, пруды, лесные заросли.
Слышится пульс эпохи авангарда — перфоманс рождает ассоциации с конструктивистскими театральными опытами и массовыми действами 20-х годов прошлого столетия. Отряд ритмично действующих статистов-операторов, одетых в импровизированную прозодежду (холщовые белые костюмы, перчатки и красные дождевики), с революционным задором выполняет команды предводителя-Семченко под непрестанный стук деревянных тульских молоточков и лязганье медных труб. Со свойственной ему легкостью и изобретательностью Семченко собирает визуальные знаки из простых геометрических форм (будто из деталей детского конструктора) — прямоугольники досок в руках статистов превращаются в копья, затем в крыши домов, затем в корабельные весла. Начинается путь. Зрители увлеченно следуют за участниками действия, переставляющими доски, как костяшки домино. Будто штурмуя Зимний дворец, отряд статистов пытается прорваться сквозь запертые ворота Ботанического сада. Здесь забаррикадировались искусные тульские умельцы, выполняющие ответственное поручение государя — превзойти в мастеровитости англичан, изготовивших микроскопическую стальную блоху. По пути встречаются оживающие диковинные предметы, сошедшие со страниц повести, например створчатый деревянный мелкоскоп, способный изменять фокусное расстояние.
Кульминационный эпизод действа разыгрывается среди обитых деревянными рейками грядок и теплиц, где блоху, в качестве которой выступает одна из статисток, «подковывают» при помощи исполинских деревянных гвоздей-ходулей и скотча. Террасу старинной оранжереи гребцы, орудующие досками-веслами, превращают в палубу корабля, приглашая гостей продолжить путешествие. Впереди зрителей ждет ритуальное потопление в пруду деревянной пятерни, разрушение «карточного» деревянного домика и множество других, зачастую абстрактных, эпизодов, навеянных лесковским сказом. В завершение по речке скользит вереница скрепленных между собой досок со строками эпилога, повествующими о незабвенном эпосе с «человечкиной душой».
Комментарии (0)