Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПЕРВЫЙ «МОНОКЛЬ»

Середина 70-х годов ХХ века — время расцвета на отечественных сценах жанра моноспектакля. Еще тогда Евгений Калмановский в одной из своих статей отметил, что это явление — примета именно нашего города.

Прошедший весной 1997 года Первый международный фестиваль моноспектаклей «Монокль» показал, что сегодня эта ситуация повторяется вновь.

Первый тур фестиваля продемонстрировал, как велик интерес петербургских актеров (особенно молодых, кому нет и сорока лет) к малым формам. Количество участников поражало.

В результате, три победителя первого тура (Алексей Девотченко со спектаклем «Дневник провинциала в Петербурге», Игорь Ларин с версией сказки А.Н.Толстого «Буратино. Большая жизнь» и Игорь Копылов с работой «По следу твоей крови на снегу») прошли во второй — международный.

В рамках фестиваля была проведена конференция «Моноспектакль — театр или …» Здесь высказывали свое мнение по данной проблеме не только критики, но и практики — актеры и режиссеры, чьи работы попали в конкурсную программу. Посетили конференцию и «живые классики» жанра — В.Рецептер и Л.Мозговой. Спор разгорелся вокруг вопроса: что ценнее в моноспектакле — лирическое начало артиста или собственно его профессиональное умение и сценический текст. Вопрос так и остался открытым, поскольку не только сами нынешние исполнители, но и критики представляли различные «лагеря» и яростно их отстаивали. Можно сказать лишь одно — в нашем городе над моноспектаклями работают исполнители, хорошо известные по ролям на больших сценах. Они — ведущие молодые актеры Петербурга, но в монотеатре (и в этом их заметное отличие от многих зарубежных работ, представленных на фестивале) принцип их существования отличается от существования в обычных спектаклях: главным в моноспектакле становится не столько герой, сколько сам актер. Но если у актеров-исполнителей монопредставлений старшего поколения была отчетлива тяга к прямому обращению в зал «от себя», то сегодняшние актеры «защищаются» ролью, и их лирическое начало выражается не прямо, а через персонаж (именно так работают Алексей Девотченко, Игорь Волков, Игорь Ларин).

90-е годы — время социального раскрепощения личности — с одной стороны, и одновременно — время нивелировки личностного начала. Так или иначе, жанр моноспектакля ставит перед зрителями проблему поиска индивидуального пути во времени, и какого бы художественного результата не достигал артист в моноспектакле, его личные, человеческие, профессиональные усилия так или иначе заставляют думать о внимании к Человеку как таковому.

Характерной чертой моноспектаклей Петербурга является также их тематика и настроение. Спектакли про одиночество маленьких неприкаянных людей намеренно лишены «нерва». Это своеобразные жалобы, герои которых не кричат и не устраивают истерик от безвыходности жизненных ситуаций, а лишь удивляются несправедливостям судьбы и тихонько жалуются на них зрителям.

Если и появляется у господина N (сумасшедшего героя спектакля «Дневник провинциала в Петербурге») злая ирония и раздражение, то это списывается авторами либо на обострение его душевной болезни, либо на дурной характер. Ни ирония, ни нервность Провинциала никаким образом не передается зрителям. Наоборот, в этих эпизодах артист намеренно смешит публику, снижая тем самым сатирический пафос и сглаживая неприятные, могущие раздражить публику, моменты.

На долю Буратино — героя представления Игоря Ларина — выпало несколько войн. Теперь он странствует с одним лишь рюкзаком за плечами. Никого и ничего не осталось в жизни, кроме старого чучела его «учителя» — сверчка. В театре, который нашли когда-то за нарисованным очагом, Буратино уже давно играет самого себя — доля незавидная. Оттого и продолжает он свой путь со слезами на глазах…

И никаких эмоциональных срывов. Как нет их и у персонажей моноспектаклей Игоря Волкова, Александра Баргмана, Михаила Морозова, Игоря Копылова. Работы же Михаила Черняка и вовсе направлены исключительно на то, чтобы развлечь и развеселить публику.

В этой статье не очень хочется говорить о моноспектаклях зарубежных участников, потому что всем на фестивале было ясно — наши спектакли «впереди планеты всей».

Но результаты фестиваля удивили многих. Гран-при жюри решило не присуждать, а первая премия досталась литовскому спектаклю «Йа-Йа». Хочется надеяться, что второй «Монокль» будет более благожелателен и внимателен к сооотечественникам.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 
• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.