Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

НИЖНИЙ НОВГОРОД: «ОСТАЛОСЬ НАМ ИГРАТЬ КАПУСТНИК…»

Пасха. Закончился Великий Пост.

Раньше, когда во время Великого Поста всякие театральные зрелища были запрещены, последний день масленницы становился закрытием зимнего театрального сезона. Антрепренеры давали труппам праздничные ужины, а в центре стола — по великопостной традиции — ставили вазу с символическим кочаном капусты.

Ужины были веселыми, «междусобойными».

Отсюда и пошли театральные капустники.

Театры не играли, но жаждавшие творчества актеры, вопреки официальным и религиозным запретам, тешили свои души импровизированными представлениями на собственно театральные темы. В Москве собирались у Щепкина, позже в Петербурге — у «дяди Кости» Варламова… Потом были капустники Художественного театра…

А пять лет назад Нижегородская организация СТД, Дом актера (а если быть до конца честными — «хозяйка здешних мест» Галина Сорокина — ответственный секретарь и вообще замечательный человек) организовали первый Всероссийский фестиваль театральных капустников. Назвали его «Веселая коза», вспомнив шуточное название нижегородского герба.

В нынешнем апреле, Великим Постом, Нижний Новгород принимал уже пятую «Веселую козу». С некоторых пор она вышла из собственно театральных стен на городские просторы: в этот раз ликующая театральная процессия прошла демонстрацией по центру города. Ее приветствовали толпы. Впереди шли члены жюри — уважаемые, в общем, люди — в разнообразных шляпах из капустных листьев…

Тринадцать российских городов, переполненный зал Дома Актера, дружеская теснота, радость, хохот, ночные актерские клубы с винегретом и пивом, где вперемешку выступают и капустные команды, и «капустные короли» Вадим Жук, Виктор Шендерович… Крики и вопли в комнате жюри (иногда провокационные, иногда неподдельно страстные), общение за полночь, безбрежный демократизм и искренняя любовь друг к другу. Чего делить-то? Капустную славу? Капустные призы? Смешно, право!

Это всегда теплый, по-хорошему домашний, лишенный скепсиса и фанаберии фестиваль, где все стремятся к одному получить удовольствие! И, как это ни смешно, получают его. Каждой следующей «Козы» ждут, к ней готовятся. Попав в Нижний однажды, как правило,становятся традиционными участниками.

Здесь их кормят, расселяют, обихаживают, но как и на что самоотверженно добираются сюда актеры Иркутска, Челябинска, Оренбурга, Харькова, Кемерова и более близких (хотя не более богатых) Рязани, Иванова и Москвы, — сказать не берусь. Один из замечательных капустников нынешней «Козы» был кратким. Вышли три роскошных сибиряка в смокингах, вынули из портфелей-«дипломатов» по досочке и пиле. Элегантно распилили на глазах у зала эти досочки, не торопясь, аккуратно смели в портфели опилки — и концертно объявили: «Стоимость поездки Иркутск — Нижний Новгород составила двенадцать миллионов пятьсот двадцать девять тысяч семьсот семьдесят два рубля». И ушли. А вернувшись на громовые аплодисменты, невозмутимо повторили эту сокрушающую цифру… Все. И этим много сказано. И про актерские зарплаты, и про то, что цель приезда — как бы никакая:так, досочку распилить…

У «Козы» есть свои традиции, реликвии и любимцы. Например, поразительно одаренная нижегородская актриса Наталья Заякина. Из года в год она «укладывает» зал своим конферансом от имени театральной уборщицы. С каждым годом ее скромная труженница все больше адаптируется в актерской среде, все более уверенно и точно комментирует театральный процесс и события самой «Веселой козы». «Кому на выступления не смешно смотреть — сидите тихонько и читайте пока список спонсоров. Вон их сколько написано разноцветными буквами. Красиво же!» — добросердечно советовала она нынче залу в трудный момент…

Или вот — «Черный театр» из Челябинска, Александр Борок и Сергей Платов. Из года в год они приезжают в Нижний со своими балаганными сочинениями (нынче заняли 111 место, переложив шекспировского «Отелло»).

Есть и свои дебютные радости. В этом году 1 место заняли студенты мастерской М.Захарова (РАТИ), а 11 — иркутсткие актеры. Захаровские ребята, кажется, не притворялись, говоря, что этот приз и этот фестиваль останется для них не просто первым, но самым дорогим. Я думаю, подышав воздухом капустного братства, они по-другому будут воспринимать потом иные театральные конкурсы…

А кончается все огромным гала-концертом в Театре драмы, который из года в год ведет Вадим Жук, прерываемый Натальей Заякиной. Театр в эти моменты переполнен.

О чем расказывают нынче актерские капустники? Да все о том же — о себе и о театре, о своих попытках «плюнуть в вечность» и заработать кусок хлеба.

Пятая «Веселая коза» (говорю как очевидец прежних фестивалей) была самой сильной. Но капустник потому и хорош, что его пересказать нельзя. Наверное, те, кто видел все более и более «мелкие» работы наших кукольников с их «настольными играми», оценил бы харьковский «кукольный театр» «Микроскоп». Он показывал на столе «Красную шапочку». Два актера, с большим мышечным напряжением, двигали воображаемых кукол, которых не увидишь глазом… «Бабушка жила с лесорубами и заболела…» Надо было видеть, с каким трудом открывала миллиметровая воображаемая Красная шапочка дверь к больной бабушке и с каким трудом давалась актерам-кукольникам процедура вспарывания волчьего живота…

Или — Царевна Лягушка рязанских кукольников, в болото которой со свистом сваливается долгожданная стрела. А потом — еще одна, побольше. А потом — еще одна, баллистическая ракета… И что делать бедной растерянной лягушке? И чего ждать еще? «И в обстановке общей грусти по театральным временам осталось нам играть капустник. А что еще осталось нам?» — пели когда-то в моем любимом капустнике Вадима Жука петербургские актеры его «Четвертой стены». Правильно пели. Времена не стали легче, театр не стал лучше (он всегда недостаточно хорош), но у него по-прежнему есть душа.

Собственно, капустник и есть эта самая душа театра. Ее пытается сохранить и согреть нижегородский фестиваль. Единственный и неповторимый.

Я

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.