Пасха. Закончился Великий Пост.
Раньше, когда во время Великого Поста всякие театральные зрелища были запрещены, последний день масленницы становился закрытием зимнего театрального сезона. Антрепренеры давали труппам праздничные ужины, а в центре стола — по великопостной традиции — ставили вазу с символическим кочаном капусты.
Ужины были веселыми, «междусобойными».
Отсюда и пошли театральные капустники.
Театры не играли, но жаждавшие творчества актеры, вопреки официальным и религиозным запретам, тешили свои души импровизированными представлениями на собственно театральные темы. В Москве собирались у Щепкина, позже в Петербурге — у «дяди Кости» Варламова… Потом были капустники Художественного театра…
А пять лет назад Нижегородская организация СТД, Дом актера (а если быть до конца честными — «хозяйка здешних мест» Галина Сорокина — ответственный секретарь и вообще замечательный человек) организовали первый Всероссийский фестиваль театральных капустников. Назвали его «Веселая коза», вспомнив шуточное название нижегородского герба.
В нынешнем апреле, Великим Постом, Нижний Новгород принимал уже пятую «Веселую козу». С некоторых пор она вышла из собственно театральных стен на городские просторы: в этот раз ликующая театральная процессия прошла демонстрацией по центру города. Ее приветствовали толпы. Впереди шли члены жюри — уважаемые, в общем, люди — в разнообразных шляпах из капустных листьев…
Тринадцать российских городов, переполненный зал Дома Актера, дружеская теснота, радость, хохот, ночные актерские клубы с винегретом и пивом, где вперемешку выступают и капустные команды, и «капустные короли» Вадим Жук, Виктор Шендерович… Крики и вопли в комнате жюри (иногда провокационные, иногда неподдельно страстные), общение за полночь, безбрежный демократизм и искренняя любовь друг к другу. Чего делить-то? Капустную славу? Капустные призы? Смешно, право!
Это всегда теплый, по-хорошему домашний, лишенный скепсиса и фанаберии фестиваль, где все стремятся к одному получить удовольствие! И, как это ни смешно, получают его. Каждой следующей «Козы» ждут, к ней готовятся. Попав в Нижний однажды, как правило,становятся традиционными участниками.
Здесь их кормят, расселяют, обихаживают, но как и на что самоотверженно добираются сюда актеры Иркутска, Челябинска, Оренбурга, Харькова, Кемерова и более близких (хотя не более богатых) Рязани, Иванова и Москвы, — сказать не берусь. Один из замечательных капустников нынешней «Козы» был кратким. Вышли три роскошных сибиряка в смокингах, вынули из портфелей-«дипломатов» по досочке и пиле. Элегантно распилили на глазах у зала эти досочки, не торопясь, аккуратно смели в портфели опилки — и концертно объявили: «Стоимость поездки Иркутск — Нижний Новгород составила двенадцать миллионов пятьсот двадцать девять тысяч семьсот семьдесят два рубля». И ушли. А вернувшись на громовые аплодисменты, невозмутимо повторили эту сокрушающую цифру… Все. И этим много сказано. И про актерские зарплаты, и про то, что цель приезда — как бы никакая:так, досочку распилить…
У «Козы» есть свои традиции, реликвии и любимцы. Например, поразительно одаренная нижегородская актриса Наталья Заякина. Из года в год она «укладывает» зал своим конферансом от имени театральной уборщицы. С каждым годом ее скромная труженница все больше адаптируется в актерской среде, все более уверенно и точно комментирует театральный процесс и события самой «Веселой козы». «Кому на выступления не смешно смотреть — сидите тихонько и читайте пока список спонсоров. Вон их сколько написано разноцветными буквами. Красиво же!» — добросердечно советовала она нынче залу в трудный момент…
Или вот — «Черный театр» из Челябинска, Александр Борок и Сергей Платов. Из года в год они приезжают в Нижний со своими балаганными сочинениями (нынче заняли 111 место, переложив шекспировского «Отелло»).
Есть и свои дебютные радости. В этом году 1 место заняли студенты мастерской М.Захарова (РАТИ), а 11 — иркутсткие актеры. Захаровские ребята, кажется, не притворялись, говоря, что этот приз и этот фестиваль останется для них не просто первым, но самым дорогим. Я думаю, подышав воздухом капустного братства, они по-другому будут воспринимать потом иные театральные конкурсы…
А кончается все огромным гала-концертом в Театре драмы, который из года в год ведет Вадим Жук, прерываемый Натальей Заякиной. Театр в эти моменты переполнен.
О чем расказывают нынче актерские капустники? Да все о том же — о себе и о театре, о своих попытках «плюнуть в вечность» и заработать кусок хлеба.
Пятая «Веселая коза» (говорю как очевидец прежних фестивалей) была самой сильной. Но капустник потому и хорош, что его пересказать нельзя. Наверное, те, кто видел все более и более «мелкие» работы наших кукольников с их «настольными играми», оценил бы харьковский «кукольный театр» «Микроскоп». Он показывал на столе «Красную шапочку». Два актера, с большим мышечным напряжением, двигали воображаемых кукол, которых не увидишь глазом… «Бабушка жила с лесорубами и заболела…» Надо было видеть, с каким трудом открывала миллиметровая воображаемая Красная шапочка дверь к больной бабушке и с каким трудом давалась актерам-кукольникам процедура вспарывания волчьего живота…
Или — Царевна Лягушка рязанских кукольников, в болото которой со свистом сваливается долгожданная стрела. А потом — еще одна, побольше. А потом — еще одна, баллистическая ракета… И что делать бедной растерянной лягушке? И чего ждать еще? «И в обстановке общей грусти по театральным временам осталось нам играть капустник. А что еще осталось нам?» — пели когда-то в моем любимом капустнике Вадима Жука петербургские актеры его «Четвертой стены». Правильно пели. Времена не стали легче, театр не стал лучше (он всегда недостаточно хорош), но у него по-прежнему есть душа.
Собственно, капустник и есть эта самая душа театра. Ее пытается сохранить и согреть нижегородский фестиваль. Единственный и неповторимый.
Я
Комментарии (0)