Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЦЕРЕМОНИЯ ВРУЧЕНИЯ «ЗОЛОТОГО СОФИТА»

Только ленивый не устраивает нынче церемоний с вручением золотых премий — львов, орлов и куропаток, рогатых оленей…

2 октября в Александринке вручали театральную премию города «Золотой софит» (именно в Петербурге я сделала бы серебрянную премию…) «Сегодня у них здесь золотой… как это? штанкет…» — безо всякого юмора говорил своим актерам на репетиции Олег Ефремов утром того дня. Он не иронизировал, просто вспоминал слово. Львы, орлы, куропатки…

Только ленивый не пнет наутро после церемонии экспертный совет, жюри и само зрелище. Все устали уже от сияния «русского золота» (как сказал выступавший Вадим Жук, надев перед выходом на сцену черные очки, чтобы не так слепило…), «для театра наступили феодальные времена, все тянутся к сюзеренам» (как сказал Андрей Толубеев, приветствуя одного из спонсоров — «Союзконтракт»).

Поначалу все было более пристойно, чем на прочих церемониях и на самом «Софите» раньше. Оркестр играл вальс А.Глазунова к мейерхольдовскому «Маскараду», весь театральный Петербург (за исключением тех, кого забыли позвать. Даже из номинантов) заполнил зал и ждал результатов. Если бы не «протокольно-вялое» слово губернатора (пообещавшего в новом году вдвое увеличить субсидии на культуру), а затем не одаривание его подарками, если бы не подобострастный романс (!), пропетый генеральному спонсору — фирме «Oriflame», — все было бы ничего.

И если бы еще не физическое отсутствие номинантов. За первый час на сцену не вышел ни один из награжденных, все были в отпуске или на гастролях. Акция тихо превращалась в фарс. Кто придумал вручать премию, когда все музыкальные театры отсутствуют? И почему тогда было не начать награждение с драматических, чтобы было не так смешно?

Публично обсуждать итоги считаю нецивилизованным. Решения жюри не обсуждаются.

В прошлые разы складывалось впечатление, что петербургский «Софит» — форма материальной и должностной помощи тем, кто близок к петербургскому СТД. Зная эту организацию изнутри, а также пристрастия, антипатии и влияния ее ответственного секретаря, — можно было загодя определить, какие «дружбы» сыграют роль. Репутация «Софита» достаточно сомнительна. Ну, как, например, могло случиться, что его до сих пор (за три раза!) так и не получили босспорно лучшие из наших сценографов — Э.Кочергин и А.Орлов, а получила однажды, к примеру, А.Коженкова, чье участие в художественном процессе Петербурга почти компрометирует его?

В этот раз очевидно «криминальных» сбоев не было. Может быть, потому, что за два прошлых «Софита» раздали всех обязательных «слонов»?

Лично для меня самое сильное из впечатлений церемонии — реплика Ю.Стоянова о том, как, выходя на поклоны, Олег Иванович Борисов всегда тихо повторял: «Простите, простите, простите меня…»

Ради этого стоит жить, ходить в театр, делать его. И даже вручать премии. Стыдно только кланяться губернатору и спонсорам так старательно. Театральные софиты высвечивают неправду.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.