М.Вишнеч. «Требуется старый клоун».
Театр «Приют комедианта».
Режиссер Андрей Красавин
Цирк дал в газете странное объявление: «Требуется старый клоун». Это удивительно. Старые клоуны обычно никому не нужны, их увольняют за ненужностью — каждому времени свои шутки.
Пьеса М.Вишнеча «Требуется старый клоун» на первый взгляд не слишком интересна и совсем не актуальна. Три пожилых клоуна встречаются у дверей приемной цирка, куда привела их надежда получить на старости лет работу. У каждого есть опыт, планы и мечты о главном номере жизни. Все три — фанатики, не мыслящие жизни без цирка, знающие об упадке современного искусства и желющие возродить цирк своей юности.
Клоуны, пришедшие сюда, оказываются старыми знакомыми. Они даже когда-то вместе работали, поэтому превосходно знают друг друга. Но обстоятельства таковы, что о прежней дружбе необходимо забыть. Нынче каждый за себя. человек человеку — волк. В цирке вакантно только одно место, поэтому бывшие приятели каждый со своей стороны стараются остаться в приемной в одиночестве. В ход идет все: просьбы, хитрые уловки, угрозы, оскорбления… В результате, как и следовало ожидать, никто из дирекции на просмотр не пришел. Скорее всего в газете была просто опечатка. Кому нужны старые клоуны? Разве что в конюшню. Никому нет дела и до трагедии глупых стариков.
Сюжет пьесы не так уж оригинален и интересен, но эта постановка все же не дает повода остаться равнодушным к происходящему на сцене. Дело в том, что ее участники — актеры, играющие клоунов, — в чем-то схожи со своими персонажами.
В спектакле Андрея Красавина встретились три замечательных актера из разных театров: Игорь Шибанов, Ефим Каменецкий и Виктор Бычков. В нынешние сложные времена они встретились на нейтральной территории «Приюта комедианта», чтобы рассказать о том, что их самих волнует на сегодняшний день. Не претендуя на шумный успех, даже просто на аплодисменты в конце (в финале после постановочных поклонов актеры не выходят к публике, а когда немногочисленные зрители настаивают, — очень удивляются и раскланиваются почему-то смущенно, как будто играли в этот вечер только для собственного удовольствия).
А странно. Играют они превосходно, компенсируя своим искусством все шероховатости драматургического и сценического текстов, возвращая театру притягательность и смысл. Так не играют заезжие московские звезды-гастролеры, привозящие сюда откровенную халтуру. Развращенные популярностью и вытекающими из нее благами и привилегиями, осыпанные после каждого представления цветами, москвичи принимают рукоплескания переполненных огромных залов с чувством собственного достоинства и значимости в современном театральном процессе.
Марк Захаров несколько лет назад, говоря о возрастающем колличестве спектаклей малых форм, с иронией заметил, что многие театральные коллективы уже на пути к тому, чтобы играть свои спектакли в лифте. Если вдуматься, — не так уж это неправдоподобно.
Сцена «Приюта комедиантов» чуть больше помещения грузового лифта, но это не значит, что здешние спектакли хуже шумных и ярких модных постановок.
К сожалению, реальность такова, что двери больших залов и сцен для актеров, в недавнем прошлом составляющих настоящую славу театра, закрыты так же, как закрыты двери цирка для тех несчастных, никому не нужных клоунов.
Финал в спектакле «Требуется старый клоун» трагический. Остается утешаться тем, что театр все же искусство преувеличений.
К.Б.
Прекрасный, сильный спектакль! Великолепная игра актеров, режиссер на высоте. Я бы еще раз посмотрела, была бы возможность! Ходила еще на спектакль режиссера Красавина, была в полном восторге. К сожалению, потом он только в кино, а не в театре. Увы, мне, увы.