Н. Гумилев. «Отравленная туника».
Театр «Приют комедианта». Режиссер Юрий Томошевский
Юрий Томошевский поставил в «Приюте комедианта» стихотворную трагедию «Отравленная туника» Николая Гумилева. Замечательного поэта, исследователя Востока, участника Первой мировой войны, награжденного двумя Георгиевскими крестами. И в 1921 году расстрелянного Чека — когда ему было всего тридцать пять лет — якобы за причастность к контрреволюционному заговору.
В спектакле заняты студенты Санкт-Петербургской Академии театрального искусства. Режиссура Томошевского, лаконичная, строгая, точно соответствует художественной природе пьесы, тяготеющей к поэтике классицистического театра. Об этом говорит чеканная форма «Отравленной туники», торжественная величавость ее стиха, трагическая мощь ее героев. На фоне панно художника Ирины Арлачевой с изящным мозаичным рисунком — единственная деталь оформления — так выразительны скупо стилизованные жесты исполнителей. Тут некий намек на старинные византийские фрески. Ведь действие происходит в Константинополе шестого века, при дворе императора Юстиниана.
Дебют на профессиональной сцене будущих артистов несомненно удачен. Им по силам оказалась возвышенная и строгая стихотворная форма трагедии в четкой графике режиссерских мизанс цен, в мастерски выверенных ритмах спектакля. По силам живые, страстные, противоборствующие чувства, которыми охвачены герои Гумилева. (Тут, конечно, неоценима роль мастера стихотворного жанра Юрия Томошевского, создателя талантливых моноспектаклей по произведениям поэтов Серебряного века).
…Отчужден от мира в смертельной своей обиде Имр, арабский поэт и воин (Дмитрий Глаголин). Отверженный скиталец, в душе которого яростная жажда возмездия одерживает верх над любовью к юной Зое — дочери императора. А Зоя Виктории Евтюхиной — воплощенная доверчивость неопытного и страстного сердца — нарушает, завороженная поэтическими любовными речами Имра свой обет жениху, царю Трапезондскому. И расплачивается за это самым жестоким образом. Погибает, не снеся измены, и царь Трапезондский — прелестный, нежно любящий юноша, каким его показал Владимир Митрофанов. Рушится жизнь злокозненной императрицы Феодоры, блудницы, сжигаемой ненавистью к Зое, своей падчерице. Марина Макарова сыграла лукавую обольстительницу, победительную и неотразимую, которая превращается в покорную, поверженную женщину, когда узнает в Имре, презренном арабе, давнего и самого желанного среди всех прочих своих былых любовников. Не принесли вожделенной победы безбожные, предательские умыслы императора — в исполнении Павла Ивановского таящего за мягкой повадкой чудовищное коварство и жестокость. И преданный императору, казалось бы бесстрастно выполняющий его приказы, чуть таинственный евнух (Максим Тарарин) порой не может скрыть горестного смущения перед происходящим…
«Отравленная туника» в «Приюте комедианта» — спектакль о столкновении незащищенной чистоты с изощренной интригой порока. Любви — с одержимостью злобной местью. Жажды справедливости с бесчеловечным убийственным вероломством… Здесь отзвук судьбы самого Гумилева, бескомпромиссного, отважного, с его «Музой Дальних Странствий», влюбленного в историю, природу и культуру Востока. Эрудита и рыцаря поэтического слова.
Прекрасно, что Юрий Томошевский, возглавляющий «Приют комедианта», обратил ся к драматическому наследию поэта. И представил с юными участниками спектакля его стихотворную трагедию едва ли известную неспециалистам.
Комментарии (0)