Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

3 сентября 2023

ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ

«Король». У. Джордано.
Большой театр.
Режиссер Юрий Муравицкий, художник Петр Окунев, дирижер Антон Гришанин.

Опера Умберто Джордано «Король» появилась в планах Большого театра в середине сезона 2022/23, в декабре, когда театр объявил о корректировке списка премьер. «Король» относится к малоизвестным и редко исполняемым операм, которые Большой регулярно представляет на Камерной сцене. Она встает в ряд с такими раритетами, как идущие здесь «Фальстаф» Сальери, «Сервилия» Римского-Корсакова, «Три Пинто» Вебера-Малера. Поставить «Короля» Большой театр пригласил драматического режиссера Юрия Муравицкого, который дебютировал в оперном жанре.

Сцена из спектакля.
Фото — Павел Рычков.

Композитор Джордано хорошо известен в России благодаря частому исполнению арий из его самой популярной оперы «Андре Шенье» (1896) в концертных и конкурсных программах. Хотя целиком на российской сцене опера была представлена лишь однажды, вскоре после премьеры в театре Ла Скала — в Москве, на сцене Большого театра, силами итальянской труппы Дирекции императорских театров, — услышать ее можно было и совсем недавно: в 2018 году концертное исполнение вошло в программу Крещенского фестиваля в Новой Опере (дирижер Фабио Мастранджело), а год назад, также в концертном варианте, она появилась в Мариинском театре (оркестр вел Кристиан Кнапп). Между сочинением «Андре Шенье» и последней оперы композитора «Король» (1929) прошло 33 года, и речь идет о произведении совсем другого времени.

Трудно вписать «Короля» в изменившийся музыкальный ландшафт Европы и найти ему соответствующий эквивалент среди премьер, выпущенных в 20-е годы прошлого века. В 1925 году в Берлине прошло первое представление «Воццека» Алана Берга, в 1926 году в Милане вышла дописанная Франко Альфано «Турандот» Джакомо Пуччини, в 1928 году в Дрездене состоялась премьера оперы Рихарда Штрауса «Елена Египетская», и в этом же году в Берлине впервые сыграли «Трехгрошовую оперу» Бертольда Брехта. Через год в немецкой столице состоялась премьера «веселой оперы» Пауля Хиндемита «Новости дня». Определенную близость через сюжет «Король» имеет с несколькими другими, условно объединенными интересом к человеческому телу, произведениями музыкального театра и кинематографа.

Сцена из спектакля.
Фото — Павел Рычков.

Сюжет 70-минутного «Короля» достаточно прост. Прекрасная Розалина передумала выходить замуж за угольщика Коломбелло. Родители и жених обращаются к Гадалке, Священнику и Судье, чтобы те посоветовали, как образумить девушку. Появившаяся Розалина рассказывает, как увидела в лесу Короля и услышала предсказание птички славки о том, что будет счастлива и богата. Внезапно раздается голос Глашатая, призывающий всех подданных к Королю с подарками. Родные Розалины пользуются моментом и просят Короля вразумить ее. Тот соглашается, но при одном условии: Розалина должна провести с ним ночь во дворце. Девушка приходит и немедленно признается Королю в любви, однако после того, как он разоблачается и предстает перед ней старым и страшным, она приходит в ужас. Король обещает Розалине пышную свадьбу с Коломбелло, если она сохранит в секрете его тайну. В финале счастливая пара идет к алтарю, а уставший Король ложится в постель и засыпает с мыслями о своей давней любви.

Джордано, работая в сотрудничестве с либреттистом Джоваккино Форцано (создавшим сюжеты для Пуччини — «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки», Леонкавалло — «Царь Эдип», и полудюжины композиторов помельче масштабом), включая в оперу эпизод с раздетым королем, делает это вполне невинно, отчасти иронично. Король не обнажается в буквальном смысле перед Розалиной, но теряет свой королевский лоск и шик, сняв парик и парадную одежду. В 1927 году в Гамбурге прошла премьера оперы «Чудо Элианы» Эриха Вольфганга Корнгольда, в которой на сцене появляется голая королева. В 1936 году Александр фон Цемлинский пишет оперу «Царь Кандавл» на мифологический сюжет о царе, который хочет, чтобы другой человек увидел красоту его жены в первозданном виде. То есть Джордано мельком касается актуальной темы «голых королей».

Сцена из спектакля.
Фото — Павел Рычков.

И другая особенность сюжета этой оперы — связь с итальянской комедией масок и оперой-буффа: в ней присутствуют Розалина, чей образ сопоставим с хитроумной служанкой из комедии дель арте Коломбиной, а также Судья, Священник и Гадалка, имеющие прототипы в комедии масок. Однако полного соответствия между героями оперы и персонажами комедии дель арте в либретто Джоваккино Форцано нет. Зато он придумал интересные птичьи ассоциации для характеристики двух главных героев оперы. Отец Розалины, Мельник, сравнивает Коломбелло (в корне имени итальянское слово «голубок») с дроздом, намекая на его истощение на почве несчастной любви. И ему — тенору — достаются жалобные арии. Коломбелло называет свою любимую «щебечущим зябликом», и композитор адресует эту партию колоратурному сопрано. На премьере в 1929 году роль Розалины исполняла великая Тоти дель Монте, чье участие гарантировало новинке Джордано громадный успех. Из-за того, что главная женская партия написана ультрасложно, оперу до сих пор редко ставят на мировых сценах.

Режиссера Юрия Муравицкого и художника Петра Окунева заинтересовали сразу несколько вещей: связь «Короля» с предшествующей музыкальной традицией, прежде всего с барочной оперой и оперой-буффа, непрямые отсылки к комедии масок и частичная реконструкция первой постановки на сцене театра Ла Скала, где декорации делал Эдоардо Маркьоро, а костюмы Луиджи Сапелли. Постановщики понимали, что крошечная сцена московского театра не вместит декорации в натуральную величину, какие были в Ла Скала, и намеренно загромоздили сцену и рисованными на картоне декорациями (на одной из них изображены платья с кринолинами, позади которых пристраиваются статисты и создают ощущение большой массовки, на другой — веселые барочные облака), и реальными объектами вроде кровати с пологом, лестницы, трона, манекенов, табуретов.

Сцена из спектакля.
Фото — Павел Рычков.

Впечатляет количество занавесов — настоящих и рисованных. Пышный занавес с золотыми нитяными украшениями «прилагается» к еще не разоблаченному Королю. Первое появление Розалины сопровождается барочными эффектами — девушка оказывается на сцене в облаке дыма. На самом деле это мукá, так как Розалина — дочь мельника. Птичью тему либретто изящно поддерживают сказочные часы с кукушкой, присутствующие в жилище Мельника (в партитуре Джордано предусмотрены трели птицы-предсказательницы). Частью постановки в Большом стали так называемые зрители лоджоне (небогатые любители музыки, сидящие на галерке театра Ла Скала) — они находились в зале, смеялись и хлопали в самых неожиданных местах, реагируя на комедийные эпизоды и изображая крайнюю заинтересованность в данном спектакле. Кого-то из настоящих зрителей раздражали их смешки и хлопки, кто-то начинал внимательнее следить за текстом супратитров и тоже смеяться.

Постановочная команда не стремилась разгадать загадку этой странной оперы, но хотела максимально высветить музыкальные и театральные составляющие партитуры и либретто выдающихся итальянцев, творивших в конце XIX столетия и первой трети XX века. Премьеру готовил и выпускал маэстро Антон Гришанин, но со второго вечера его сменил за пультом юный Филипп Петров. Оркестр оказался хорошо подготовленным, все спектакли прошли на высоком уровне. Составов певцов было несколько, они смешивались, и в целом получился целый ряд хороших актерских и вокальных работ. С колоратурными сложностями и птичьей пластикой, которой главную героиню наделил режиссер, достойно справились и Екатерина Ферзба, и Наталья Риттер. В роли Коломбелло блеснул обаятельный молодой тенор Артем Попов, из которого постижеры и костюмеры сделали трогательного персонажа старинного спектакля Ла Скала. Не так много поет в опере Король, однако роль его значительна. В нее правдоподобно вжился Дзамболат Дулаев, который влился в ансамбль солистов Камерной сцены только в 2023 году, дебютировав в партии Неизвестного в опере Верстовского «Аскольдова могила».

Сцена из спектакля.
Фото — Павел Рычков.

Оперный сезон Большого театра получился неровным из-за ряда отмен, но можно смело сказать, что интеллигентные старомодные постановки в духе той, что получилась у Муравицкого, с ярким дирижерским прочтением принесли меломанам немало радости.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога