Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

17 ноября 2013

ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ

«Семейное счастье». Л. Н. Толстой.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Татьяна Павловец, художник Мария Брянцева.

Мы продолжаем серию публикаций «Студенты — о студентах». Дарья Макухина рассказывает об учебном спектакле, поставленном на курсе Анны Алексахиной и вошедшем в репертуар Камерной сцены Театра им. Ленсовета.

Юная брюнетка медленно раздвигает прозрачные белые завесы, отделяющие сцену от зрительного зала, как бы приглашая в свой богатый внутренний мир. Так начинается спектакль «Семейное счастье» Татьяны Павловец в Театре им. Ленсовета. Если учесть, что и в повести, и в инсценировке повествование ведется от лица главной героини — Маши, то вполне можно считать, что на сцене мы видим именно ее внутренний мир. Правда, мир оказывается изрядно захламленным: черные, пыльные, со множеством предметов столы, криво повешенная на стену рама без картины… Прочесть сценическое пространство как-то иначе мне не по уму, и уж тем более — связать его с повестью Толстого.

«Зачем что-нибудь делать, когда так даром пропадает мое лучшее время? Зачем?» — вопрошает Юстына Вонщик, одна из исполнительниц роли Маши (а их в спектакле целых восемь), и почему-то в шапке-ушанке читает первый монолог о жизни в деревне в ожидании приезда опекуна. Наверное, шапка-ушанка призвана дать понять, что действие происходит зимой. Только вот барышня, согласно повести (да и по инсценировке), безвыходно сидит дома. В общем, Маша сидит дома в шапке-ушанке и страдает от бессмысленности собственного существования. Так и тянет спросить прямо с места: барышня, милая, зачем, зачем вам шапка-ушанка? Чтобы, взяв в руки связку книг, выглядеть как деревенское дитя, идущее в школу где-то в начале прошлого века?

Сцена из спектакля.
Фото — Михаил Павловский.

Долгожданный опекун в исполнении Марка Овчинникова появляется на сцене с пристегнутым животом и накладными усами, от которых избавляется, проговорив несколько фраз. Зачем нужны были эти элементы костюма, мне неясно. Может быть, они просто валялись рядом с шапкой-ушанкой, и их решили задействовать в спектакле, чтобы добро зря не пропадало?

Из следующего монолога следующей Маши (Тоня Сонина) становится ясно, что героиня, знаете, влюблена. Влюбленность — чувство возвышенное, чистое. Поэтому Маша появляется под звуки флейты и кружится в бирюзовом сарафане. И в луче света читает следующий монолог. Хотя монологи в луче света все Маши читают независимо от эмоционального состояния. Они просто весь спектакль читают монологи. Такая уж инсценировка: повесть, рассказанная от первого лица, просто нарезана на несколько монологов.

Лидия Шевченко свой монолог о счастливой семейной жизни предваряет фуэте. Но почему-то чистого сияющего счастья первых дней семейной жизни у актрисы не получается: то тут, то там прорываются специфические интонации, окрашивающие произносимый текст комизмом. Рассказывая о чаепитии, Шевченко изображает эту процедуру почти как клоунесса. Тот же самый монолог повторяется еще раз, но уже другой актрисой — Софьей Никифоровой — и с другими интонациями. Скука, усталость, тоска и даже озлобленность. «Утром мы бывали веселы, в обед почтительны, вечером нежны», — повторяет Маша. А между тем, «нужна была борьба, мне нужно было, чтобы чувство руководило нами в жизни, а не жизнь руководила чувством». Но это уже следующий монолог. Галина Кочеткова в попытке сыграть томление безысходной страсти напоминает Домну Евстигнеевну Белотелову в исполнении Нонны Мордюковой, которой, как известно, «скучно одной-то ничего не делать». И еще усиливая пародийность, Галина Кочеткова начинает поедать варенье.

Сцена из спектакля.
Фото — Михаил Павловский.

Монологи разбавлены небольшими, как бы вмонтированными сценками: героиня, как в замедленной съемке, падает в объятия опекуна. Забавно. Маши, собравшись вместе, едят яблоки. Как же не почавкать в камерном зале, где слышен каждый шорох! На сцену выходит Дмитрий Караневский (лицо покрыто белой краской, приклеены витиеватые усы) и поет романс.

В повести Толстого — балы, приемы, воды. Пестрая суета светской жизни. В спектакле Павловец — монолог в танце, монолог на балконе, монолог на авансцене.

Для последней главы режиссер приберег оригинальный ход: монолог Маши разбит на несколько реплик, и все Маши вместе читают его со сцены, как бы подсказывая друг другу слова. Обобщенная до «каждой девушки» Маша приходит к простому человеческому счастью — дом, семья, ребенок. Собственно, как и в повести. Ни инсценировкой, ни постановкой создатели спектакля к Толстому ничего не прибавили. Пространные рассуждения, выдернутые из повести, соединены только одной скрепой — сюжетом. Но этот сюжет настолько прост и знаком (не зря ведь все счастливые семьи похожи друг на друга), что сам по себе не представляет особой художественной ценности. Тем более — в кратком содержании. Поэтому я задаю вопрос: зачем, зачем все это было?

Комментарии 2 комментария

  1. Нина

    Если ребята с курса Ленсовета покажут полноценный спектакль, а не нарезки и раскройки (нет, нет, жду и смотрю их с любовью…но…но чего-то не хватает. ведь хочется чего-то такооого!), то я задарю их шоколадом!

  2. spettatory

    Зачем? Зачем автор этой статьи пошла учиться на театроведа? Чтобы старательно описывать то, что находится на сцене, задавать вопросы «зачем шапка», «зачем усы», и, ничего не поняв, свысока обгадить хороший спектакль? А спектакль хоро ш! Девочки молодцы! Очень здорово показано такое взросление девочки-девушки-женщины из уютного детства, которое мы видим едва войдя в зал — такая славная музыка, за чистой кисеёй какой-то светлый мир, а потом из него вырывается то ли еще подросток, то ли уже девушка — и поехало. Как оглядываясь в очень взрослом возрасте назад, видишь свою жизнь кусочками — как в том луче, который постоянно возникает в спектакле. И каждый раз ты — разная. Чудный приём с повтором текста, как повтором жизни в доме свекрови.
    Прелестный спектакль — весь на одном дыхании. Осталось ощущение свежести и — несмотря и на что — радости.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога