В цирке на Фонтанке прошла пресс-конференция нового художественного руководителя Вячеслава Полунина
У Славы Полунина теперь имидж старика, седобородого, как лунь, бога Саваофа. При этом — море планов, которыми он делился на пресс-конференции в день отчаянного полнолуния 26 февраля. По мне так хорошо, если исполнится хотя бы сотая часть из того, о чем Полунин говорил. Если приедут все лучшие клоуны мира и проведут мастер-классы, Михаил Шемякин и посвященный накануне в члены Академии дураков Борис Гребенщиков встретятся в одном спектакле, а… А! Аааа!.. Слушая Славу, можно улететь далеко-далеко, для него как бы нет нерешаемых проблем, включая смену кресел амфитеатра: «Если я не достану на это денег у государства, объявим, что билет на премьеру будет стоить одного стула. Человек заплатит, скажем, 100 евро, его имя будет написано на кресле — и так партер наполнится стульями-билетами-премьерными зрителями». Аааа! Можно, я первая в очереди, возьмите мои 100 евро, которых у меня нет, но возьмите! Слава — тот самый персонаж, которому все готовы отдать даже то, чего нет, так что за кресла в партере я спокойна: люди отдадут кровные в обмен на радость.
Когда-то наше с ним интервью называлось «Право выходить в окно». Речь шла о свободе. Теперь цирк на Фонтанке стал тем открытым окном, куда Слава Полунин решил выйти, чтобы весь квартал — до Михайловского замка в одну сторону и до Садовой в другую (это так, навскидку) — превратился в зону радостного циркового творчества. Чтобы это были мастерские, общежития, пошивочные, студии, лаборатории…
Полунин любит невыполнимое.
Поэтому:
— он придумал уже 11 спектаклей: и для семейного просмотра, и для панков, и для поклонников эстетики граффити, и для городских трейсеров, которых он уже привлекает к совместным предприятиям, и для традиционалистов, и для хипстеров. Собственно, Полунин уже давно говорил: «Язык цирка остался языком ХVIII и ХIХ века. Мы и сегодня видим цирк прошлых веков, доведенный до совершенства, а поэзия цирка ушла, и идея его умерла. Цирк потерял интеллектуальную среду, начал терять зрителя, потерял мощных личностей с хорошими головами». Теперь он хочет реформировать самое традиционалистское искусство, сохранив при этом традиции…
— уже начинает работать продюсерский центр. Полунин изучил, как обстоит с этим дело в Большом театре, и уже призвал студентов нашего продюсерского факультета включиться в жизнь…
— в цирке обязательно будет открытый клуб, куда будут собираться и делиться за чашечкой кофе творческими идеями: по понедельникам клоуны, по вторникам эквилибристы, по средам фокусники, а вообще-то все вместе. Потому что цирк — это фантазирование, а не только трудный труд. В этом же клубе, по мысли Полунина, пресса будет узнавать наиболее достоверные сведения о жизни цирка, который он хотел бы назвать «Цирк Чинизелли», но это еще предстоит обсудить с наследниками «нашего» Чинизелли. Получая информацию прямо в цирке, пресса перестанет пользоваться непроверенными сведениями (а то уже гуляют какие-то слухи, что первым приказом нового директора расформирован гастрольный отдел, хотя ни одного приказа издано еще не было)…
— окуджавский призыв «Господи, дай же ты каждому, чего у него нет!» — будет реализован, кажется, буквально, и каждый талантливый артист (а в отечественной выучке наших цирковых Полунин не сомневается, для него лидеры в этом деле — Россия и Китай) получит то, чего ему не хватает. Скажем, во вчерашнем представлении под куполом работала прекрасная девочка в хорошем костюме, но ей явно не хватало балетмейстера. Алло, Ратманский, тут нужно придать гимнастке чуть-чуть томления!.. А у кого-то подкачал костюмчик. Алло, Бартенев, подработайте!.. Полунин уже связался с балетмейстерами, художниками, акционистами — с тем, чтобы объединенные искусства создавали новый язык нового цирка, и каждый получил необходимое для достижения совершенства. На прямой вопрос прессы, был ли в его жизни хоть один человек, который не откликнулся бы на призыв к сотрудничеству, Вячеслав Иванович так же прямо ответил, что такого не было никогда. И в это веришь: есть такие люди, не он один, но их мало. «Тот, кто дает, не может быть жадным», — говорит Полунин, и его сегодняшними идеями можно обеспечить все цирки нашей Родины. Слушая Полунина, хочешь немедленно выйти в окно. И хотя вместо этого идешь в редакцию и пишешь текст в блог, все равно — как будто выходишь в окно…
— к работе привлечены старые друзья и новые знакомцы, но никто из работников арены не будет уволен, каждому найдется место, потому что человека обидеть нельзя.
А животного? Будут ли в цирке по-прежнему мучить животных? Ведь, с одной стороны, мир от этого давно отказался, с другой — имеются русские традиции цирка с конями и медведями… Полунин предложил провести на страницах газет и журналов всенародный опрос и решить эту проблему не его приказом по коллективу, а всем миром… По итогам обсуждения (это уже моя идея) может быть создан и спектакль для партии зеленых.
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три… Но «морская фигура» фантазий Славы Полунина на пресс-конференции не замерла ни разу, поскольку живая жизнь, представителем которой он является, замереть не может. Гастроли лучших цирков мира! Цирковая школа! Компьютерная база — путеводитель по сокровищнице циркового искусства! Приезд Олега Попова! И утомленная пресса постепенно отрывалась от потертых цирковых банкеток и тихо вылетала в открытые окна будущего Цирка Чинизелли… Лично я долго парила над Фонтанкой, даже завернула к Чижику, кинула монетку (чтоб сбылось!) и плавно завернула на Моховую — поделиться с компьютером планами Славы Полунина. По дороге я видела, как на дело осушения нашего родного культурного болота со всех сторон выдвигаются международные цирковые силы… Если не получится даже у них — то у кого же?..
Хорошо! И написано хорошо, и то, что описано — хорошо! Осталось дожить до этих полётов…
Пусть всё хорошее сбудется!
Да сбудется!
Мариночка, очень хорошо ты написала. Наш цирк сколько лет ждал, что вот придет такой человек, который… такой вот… что в окно выходит и входит… вот этот человек пришел…
Со стульями в партере отличная идея. А другие планы просто захватывающие. Дай Бог, чтобы осуществились. Журналисту респект, отличный материал.
со временем , может даже возникнуть такая партия. ..дураков.. ,с генеральным дураком во главе и с многчисленными зам.дураками и придурками.
[…] Полтора месяца назад, когда Вячеслав Иванович Полунин (теперь его называют именно так: появившаяся борода отменила легкое «Слава», вместе с нею отросло отчество, соответствующее новому образу: Слав с седой бородой не бывает…) излагал на первой пресс-конференции безумные творческие планы, закрадывалась подозрение — не пена ли это? (см. статью «Старик и море») […]