Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

26 февраля 2013

СТАРИК И МОРЕ

В цирке на Фонтанке прошла пресс-конференция нового художественного руководителя Вячеслава Полунина

У Славы Полунина теперь имидж старика, седобородого, как лунь, бога Саваофа. При этом — море планов, которыми он делился на пресс-конференции в день отчаянного полнолуния 26 февраля. По мне так хорошо, если исполнится хотя бы сотая часть из того, о чем Полунин говорил. Если приедут все лучшие клоуны мира и проведут мастер-классы, Михаил Шемякин и посвященный накануне в члены Академии дураков Борис Гребенщиков встретятся в одном спектакле, а… А! Аааа!.. Слушая Славу, можно улететь далеко-далеко, для него как бы нет нерешаемых проблем, включая смену кресел амфитеатра: «Если я не достану на это денег у государства, объявим, что билет на премьеру будет стоить одного стула. Человек заплатит, скажем, 100 евро, его имя будет написано на кресле — и так партер наполнится стульями-билетами-премьерными зрителями». Аааа! Можно, я первая в очереди, возьмите мои 100 евро, которых у меня нет, но возьмите! Слава — тот самый персонаж, которому все готовы отдать даже то, чего нет, так что за кресла в партере я спокойна: люди отдадут кровные в обмен на радость.

Когда-то наше с ним интервью называлось «Право выходить в окно». Речь шла о свободе. Теперь цирк на Фонтанке стал тем открытым окном, куда Слава Полунин решил выйти, чтобы весь квартал — до Михайловского замка в одну сторону и до Садовой в другую (это так, навскидку) — превратился в зону радостного циркового творчества. Чтобы это были мастерские, общежития, пошивочные, студии, лаборатории…

Полунин любит невыполнимое.

Поэтому:

— он придумал уже 11 спектаклей: и для семейного просмотра, и для панков, и для поклонников эстетики граффити, и для городских трейсеров, которых он уже привлекает к совместным предприятиям, и для традиционалистов, и для хипстеров. Собственно, Полунин уже давно говорил: «Язык цирка остался языком ХVIII и ХIХ века. Мы и сегодня видим цирк прошлых веков, доведенный до совершенства, а поэзия цирка ушла, и идея его умерла. Цирк потерял интеллектуальную среду, начал терять зрителя, потерял мощных личностей с хорошими головами». Теперь он хочет реформировать самое традиционалистское искусство, сохранив при этом традиции…

— уже начинает работать продюсерский центр. Полунин изучил, как обстоит с этим дело в Большом театре, и уже призвал студентов нашего продюсерского факультета включиться в жизнь…

— в цирке обязательно будет открытый клуб, куда будут собираться и делиться за чашечкой кофе творческими идеями: по понедельникам клоуны, по вторникам эквилибристы, по средам фокусники, а вообще-то все вместе. Потому что цирк — это фантазирование, а не только трудный труд. В этом же клубе, по мысли Полунина, пресса будет узнавать наиболее достоверные сведения о жизни цирка, который он хотел бы назвать «Цирк Чинизелли», но это еще предстоит обсудить с наследниками «нашего» Чинизелли. Получая информацию прямо в цирке, пресса перестанет пользоваться непроверенными сведениями (а то уже гуляют какие-то слухи, что первым приказом нового директора расформирован гастрольный отдел, хотя ни одного приказа издано еще не было)…

Вячеслав Полунин.
Фото — Trend.

— окуджавский призыв «Господи, дай же ты каждому, чего у него нет!» — будет реализован, кажется, буквально, и каждый талантливый артист (а в отечественной выучке наших цирковых Полунин не сомневается, для него лидеры в этом деле — Россия и Китай) получит то, чего ему не хватает. Скажем, во вчерашнем представлении под куполом работала прекрасная девочка в хорошем костюме, но ей явно не хватало балетмейстера. Алло, Ратманский, тут нужно придать гимнастке чуть-чуть томления!.. А у кого-то подкачал костюмчик. Алло, Бартенев, подработайте!.. Полунин уже связался с балетмейстерами, художниками, акционистами — с тем, чтобы объединенные искусства создавали новый язык нового цирка, и каждый получил необходимое для достижения совершенства. На прямой вопрос прессы, был ли в его жизни хоть один человек, который не откликнулся бы на призыв к сотрудничеству, Вячеслав Иванович так же прямо ответил, что такого не было никогда. И в это веришь: есть такие люди, не он один, но их мало. «Тот, кто дает, не может быть жадным», — говорит Полунин, и его сегодняшними идеями можно обеспечить все цирки нашей Родины. Слушая Полунина, хочешь немедленно выйти в окно. И хотя вместо этого идешь в редакцию и пишешь текст в блог, все равно — как будто выходишь в окно…

— к работе привлечены старые друзья и новые знакомцы, но никто из работников арены не будет уволен, каждому найдется место, потому что человека обидеть нельзя.
А животного? Будут ли в цирке по-прежнему мучить животных? Ведь, с одной стороны, мир от этого давно отказался, с другой — имеются русские традиции цирка с конями и медведями… Полунин предложил провести на страницах газет и журналов всенародный опрос и решить эту проблему не его приказом по коллективу, а всем миром… По итогам обсуждения (это уже моя идея) может быть создан и спектакль для партии зеленых.

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три… Но «морская фигура» фантазий Славы Полунина на пресс-конференции не замерла ни разу, поскольку живая жизнь, представителем которой он является, замереть не может. Гастроли лучших цирков мира! Цирковая школа! Компьютерная база — путеводитель по сокровищнице циркового искусства! Приезд Олега Попова! И утомленная пресса постепенно отрывалась от потертых цирковых банкеток и тихо вылетала в открытые окна будущего Цирка Чинизелли… Лично я долго парила над Фонтанкой, даже завернула к Чижику, кинула монетку (чтоб сбылось!) и плавно завернула на Моховую — поделиться с компьютером планами Славы Полунина. По дороге я видела, как на дело осушения нашего родного культурного болота со всех сторон выдвигаются международные цирковые силы… Если не получится даже у них — то у кого же?..

В именном указателе:

• 

Комментарии 7 комментариев

  1. Alexander Mindlin

    Хорошо! И написано хорошо, и то, что описано — хорошо! Осталось дожить до этих полётов…

  2. Alexander Po

    Пусть всё хорошее сбудется!

  3. Liubov Stanislavskaya

    Да сбудется!

  4. Юрий Кружнов

    Мариночка, очень хорошо ты написала. Наш цирк сколько лет ждал, что вот придет такой человек, который… такой вот… что в окно выходит и входит… вот этот человек пришел…

  5. Татьяна Фаустова

    Со стульями в партере отличная идея. А другие планы просто захватывающие. Дай Бог, чтобы осуществились. Журналисту респект, отличный материал.

  6. Evgeniy Ershov

    со временем , может даже возникнуть такая партия. ..дураков.. ,с генеральным дураком во главе и с многчисленными зам.дураками и придурками.

  7. […] Полтора месяца назад, когда Вячеслав Иванович Полунин (теперь его называют именно так: появившаяся борода отменила легкое «Слава», вместе с нею отросло отчество, соответствующее новому образу: Слав с седой бородой не бывает…) излагал на первой пресс-конференции безумные творческие планы, закрадывалась подозрение — не пена ли это? (см. статью «Старик и море») […]

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога