
-
«Р». Сочинение М. Дурненкова на темы пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».
Театр «Сатирикон».
Режиссер-постановщик Юрий Бутусов, сценография и костюмы Максим Обрезков.Вот хочется вам высказаться об актуальных проблемах современности. Если вы режиссер, путь понятен — берете классическую русскую пьесу, переносите действие в наши дни, и готово. Гоголь, Островский, Чехов все сказали на несколько столетий вперед, текст работает сам. Зритель ахает от узнавания и повторяет, что за двадцать лет в России меняется многое, а за двести — ничего.
-
«Кукурузная азбука». Перформанс Татьяны Гордеевой и Игоря Польского.
«Плясцы». Танцинсталляция Валентины Луценко.
ГЭС-2.Новый «Дом культуры» (так теперь официально обозначается здание на стрелке Болотного острова позади давно не работающего кинотеатра «Ударник») официально открылся в декабре. Правда, первые разговоры о нем пошли еще летом — когда перед зданием установили 12-метровую скульптуру Урса Фишера «Большая глина № 4»
-
«В поисках утраченного времени: Сюжет(ы). Часть вторая». М. Пруст.
БДТ им. Г. А. Товстоногова (Вторая сцена, Каменноостровский театр).
Драматургия Аси Волошиной, режиссер Денис Хуснияров, сценография и костюмы Александра Мохова и Марии Лукки.Чтобы поставить эксперимент со временем и пространством, не стоит сегодня задумываться об Эвклиде, Лобачевском, Эйнштейне; и незачем, даже слегка, бравировать «континуумом» или «хронотопом». Пожалуй, никто не воспримет всерьез.
Смешать время, в котором мы живем, и время, которое мы наблюдаем, можно безо всякой науки и философии. Вот так — «фигурально», как сделали это в спектакле по огромному неподъемному роману Пруста. (Впрочем, Пруст, как известно, любил опыты.)
-
«Исчезнувший велосипедист». К. Костенко.
Гоголь-Центр.
Режиссер Филипп Гуревич, художники Анна Агафонова и Антон Трошин.«Исчезнувший велосипедист» — одна из последних пьес хабаровского драматурга Константина Костенко, скончавшегося в 2019 году. Он не дожил несколько месяцев до ее победы в драматургическом конкурсе конкурсов «Кульминация» и не увидел ее первых постановок, сначала — Бориса Алексеева в воронежском Никитинском театре, и вот теперь — Филиппа Гуревича в Гоголь-Центре. А пьеса настолько хороша и соблазнительна, что, похоже, пожаром пойдет по стране. Такой чистый абсурдизм, но при этом с закрученным детективным сюжетом, который держит зрителя в напряжении до самого финала.
-
Читатели и коллеги!
В конце этого текста — ссылка на голосование по обсуждению новых Основ государственной культурной политики — малограмотного тоталитарно ориентированного документа.
Призываем вас вникнуть и проголосовать. Пока голосование — не в пользу сил света и разума.
А до этого прочтите мнение Союза театральных деятелей, выраженной А. А. Калягиным.
Времени для голосования осталось мало: всего до 4 февраля.
-
«Господа Головлевы». М. Е. Салтыков-Щедрин.
Никитинский театр.
Режиссер Дмитрий Акриш.Акриш безжалостность романа обнажил до предела, до садизма, до бесстыдства. Крест-накрест два узких прохода между рядами зрителей и тонкая, по периметру стен, в шаг дорожка за их спинами. Тут и будут все свои десятилетия разом проживать Головлевы. Скупое тусклое пространство. Пространство пустое и без свойств. Ни единого предмета, ни луча теплого света, только стол, на котором умирать.
-
«Отец Сергий». Л. Толстой.
Театр МТЮЗ.
Режиссер Кама Гинкас, сценография Эмиля Капелюша.Заглавный герой, которого играет Максим Виноградов, в течение спектакля так и не старится и практически не изменяется ни внешне, ни внутренне. Стива Касатский был одет в светские сорочку и брюки, став же монахом Сергием, облачился в рясу, но и выражение лица, и внезапная резкая вспыльчивость, и пластика молодого тела так при нем и остались. Таким образом, развитие в постановке Гинкаса получила не сама натура максималиста Стивы-Сергия, а всего лишь собственно сюжет его весьма неординарной жизни.
-
Нет, это, в сущности, невозможно. Кажется, только вчера мы поздравляли Вадима Семеновича нашего Жука с 70-летием пером Марины Дмитревской, взрыхлившей пять лет назад сюжет о прочных связях «ПТЖ» с юбиляром и его месте в нашем журнале, — а уже снова день рождения.
Прошедшую пятилетку Жук жил как серьезный поэт — со сборниками, вечерами и, что особенно поразительно, ежедневными стихами в Фейсбуке. Часто стихи эти были прекрасны. И логично было бы литературно проанализировать поэзию Жука, но мы — издание театральное... И потому попросили сказать юбилейное слово Иосифа Райхельгауза, с театром которого Вадим Семенович тесно связан.
-
«Очень-очень-очень темная материя». М. МакДонах.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Евгений Закиров, художник Ольга Богатищева.В начале сезона МХТ имени Чехова и фестиваль «Уроки режиссуры» объявили имена победителей «Лаборатории режиссерских дебютов». Ими стали трое студентов ГИТИСа: Сергей Тонышев, Егор Трухин и Евгений Закиров, которым полагалось 250 тысяч рублей на постановку и несколько показов результатов их лабораторной работы. Сейчас все три спектакля, родившиеся в результате проекта, — в репертуаре МХТ. И по крайней мере одному из них — «Очень-очень-очень темной материи» — там самое место.
-
«Капитал». К. Маркс.
Камерный театр «Среда 21».
Режиссер Надя Кубайлат, сценическая версия текста — Надя Кубайлат и Алексей Цветков.Значительным и серьезным вышел спектакль «Капитал» Нади Кубайлат и левого мыслителя Алексея Цветкова в новом театральном пространстве «Среда 21» (Сад имени Баумана, Москва).
-
Сегодня исполняется 50 художественному руководителю Театра им. Маяковского Миндаугасу Карбаускису. В эту дату трудновато поверить, поскольку, кажется, только вчера, двадцать лет назад, настала пора блистательных дебютных спектаклей этого режиссера и театрально-критических пиров в рецензиях. И мы много писали, с особой частотностью — критики Дмитревская и Куприна:)
Редки режиссеры, не осваивающие элементы профессии от постановки к постановке, а сразу берущие целое (имеющие «воображение на целое», по Станиславскому). В своем поколении, пожалуй, только Карбаускис взял «целое» практически сразу: точная композиция, тонкий и внятный ритмический строй, образное пространство, разработанные детали и нюансы, многофигурный ансамбль. Он, собственно, это «целое» и держит, прибавив к этому «театр как целое», театр им. Маяковского, свой хутор.
-
«Мама, а наша кошка тоже еврей?»
Театр R.A.A.A.M.
Автор-режиссер Юлия Ауг, художник Полина Гречка.Сегодня День памяти жертв Холокоста.
А три дня назад в Нарве, на площадке Vaba Lava, свободной сцене, о которой мы много писали, прошел спектакль таллиннского театра R.A.A.A.M. и Юлии Ауг «Мама, а наша кошка тоже еврей?»
-
«Прыг-скок, обвалился потолок». Г. Шпаликов.
Театр Наций.
Режиссер Марина Брусникина.К режиссуре Марины Брусникиной намертво приклеилось определение «литературный театр». Он тянется к прозе и бежит от драматургии с ее ремарками, четким делением по ролям и заданными правилами игры. Нарратив ему важнее, чем поиск нового театрального языка. В нем нет маленьких ролей — литературный «вес» распределяется примерно поровну между всеми, и если одному достается главная роль, другой берет на себя целую россыпь ролей второго плана. Ну, литературный так литературный, ведь дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души. То есть, дело не в литературном и не в постдраматическом (или любом другом) театре, а в том, что режиссер ставит, потому что давно уже живет с этим текстом и просто по-другому пережить его не может.
-
Театральная общественность с напряжением следит за развитием ситуации вокруг Московского театра им. М. Н. Ермоловой в связи с Открытым письмом Олега Долина художественному руководителю театра Олегу Меньшикову. Ситуация, как она описана режиссером, не только нарушает его права и вредит репутации, но и наносит большой ущерб самому театру. Ждем ответа руководства театра, а пока публикуем текст Открытого письма.
-
В день 70-летия Марка Вайля, основателя театра «Ильхом» в Ташкенте, публикуем отрывок из статьи Нины Агишевой «Три товарища», опубликованной в № 104 «Петербургского театрального журнала».
В далеком 1976 году двадцатичетырехлетний театровед создал, как бы сейчас сказали, «негос» — негосударственный театр. Его назвали «Ильхом» — «Вдохновение». Много позже ученик Вайля режиссер Талгат Баталов скажет: «Это был единственный негосударственный театр в Центральной Азии и вообще первый частный театр в СССР. Он возник в 1976-м и пережил много всего, но великую независимость узбекскую не пережил». Но об этом после. Пока семидесятые — повсеместная усталость и изношенность власти и новое «непоротое» поколение, ищущее справедливости и свободы. В ташкентский подвал к Мареку (его всегда все так называли) приходят профессиональные актеры — часть из национального театра Хамзы, часть — из русского имени Горького. Подтягиваются молодые художники и музыканты. Что-то заставляло их по вечерам собираться и репетировать — без денег и без веры в официальное признание. Верили все только в своего лидера, невысокого парня с густыми бровями и решительным характером.
-
В Москве проходят конкурсные показы в рамках фестиваля «Золотая маска». На прошлой неделе зрители увидели спектакль «Свадьба Фигаро» Воронежского театра оперы и балета в режиссуре Михаила Бычкова. Публикуем мнение Анны Гордеевой об этой постановке.
Воронежская опера приехала в Москву на «Золотую маску» одной из первых — фестиваль еще разгорается, награды будут вручать еще только 20 апреля, а спектакль Михаила Бычкова уже увидели московские меломаны и члены масочного жюри. Большой разброс фестиваля по датам неизбежен из-за малого количества московских сцен, способных принять музыкальные театры, удобен публике с точки зрения распределения бюджета на билеты, но несколько «рассыпает», утишает фестивальное настроение. Впрочем, с этим вряд ли что-то можно сделать — выходом могло бы стать только сокращение количества спектаклей в номинации, а это было бы несправедливо по отношению к тем постановкам, что заведомо не «гениальны», не «потрясающи», но сделаны тонко и умно — вот как воронежская «Свадьба Фигаро», к примеру.
-
«Тварь». По пьесе В. Семеновского на основе романа Ф. К. Сологуба «Мелкий бес».
Новая сцена Александринского театра.
Режиссер Никита Кобелев, художник Михаил Краменко.«Красота спасет мир, это всякий дурак понимает», «Бог умер, об этом в газете написано» и так далее. Вывороченный наизнанку человек, душный учитель словесности сыплет именами и цитатами, и не он один. Здесь все — вдребезги, в какой-то момент на сцене рассыпается в прах и бюст Пушкина.
-
Вчера родственники и друзья простились с Евгением Арье, режиссером, основателем и художественным руководителем театра «Гешер» в Тель-Авиве.
Вот уже третий день в ленте новостей и на ФБ — сообщения о смерти Евгения Арье. Нескончаемый поток слов скорби, восхищения и личных воспоминаний на русском и на иврите. Он ушел неожиданно. Поразил своей смертью, как поражали многие его спектакли. И в Израиле, и в Москве, эти спектакли становились культовыми. Теперь он сам становится культовой фигурой.
-
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Яковлевича Альтшуллера (1922 — 1996), выдающегося театроведа, историка театра, педагога, многолетнего заведующего сектором источниковедения Российского института истории искусств, автора замечательных книг и сотен научных публикаций по истории русского и советского театра, истории театральной критики, методологии театроведения.
Фундаментальные труды А. Я. Альтшуллера, посвященные истории Александринского театра («Театр прославленных мастеров», «Пять рассказов о великих актерах», «Александр Евстафьевич Мартынов. 1816–1860», «Юлия Линская. 1820–1871» и др.), до сих пор входят в списки обязательной литературы для студентов театральных институтов, и не только на театроведческих факультетах. Ценность этих книг не девальвирована временем, они не забыты. Совсем недавно театральный критик и педагог Павел Руднев, перечитывая «Пять рассказов о русских актерах», написал в своем личном блоге: «Какой замечательный ленинградский автор. Пишет сдержанно, но в каждом абзаце спружиненная, заархивированная мысль. Читать надо долго, не потому что сложно, а потому что насыщено информацией и чувствованием эпохи».
В день юбилея А. Я. Альтшуллера мы публикуем тексты Ольги Хрусталевой и Ирины Шимбаревич из книги «Учителя. К 75-летию театроведческого факультета», выпущенной «Петербургским театральным журналом» совместно с СПГАТИ (ныне РГИСИ).
-
«Серотонин». М. Уэльбек.
Театр «Приют комедианта».
Режиссер Андрей Прикотенко, сценография и костюмы Ольги Шаишмелашвили.Помнится, герой «Взрослой дочери молодого человека» мечтал примоститься между двумя нотами в композиции «Настроение индиго» Дюка Эллингтона. «Примоститься, свернуться калачиком, пригреться, а мелодия мимо тебя течет, обтекает, и ты вместе с ней поплыл, и тебе хорошо...» Эта мечта Бэмса накрыла меня, когда герои спектакля «Серотонин», Флоран-Клод Лабруст и его друг Эмерик, в невеселую пьяную новогоднюю ночь, отдавшись нахлынувшим воспоминаниям о студенческой молодости, страстно «запиливали» под «Лестницу в небеса» Led Zeppelin. Было понятно: если им и есть где-то место во вселенной, то только между каких-нибудь нот в этой композиции. Правда, эта музыка не текла, вместе с ней нельзя было плыть, можно было лишь, подскакивая в ее ритме, задыхаться от невозможности не то что счастья — самой жизни.
комментарии