Первый большой юбилей празднует сегодня Яна Тумина. Ей всего 50 — а сколько уже родилось и состоялось при ее активном содействии, сколько десятков текстов о ее спектаклях вышли на страницах ПТЖ! Плотность ее активности последних лет при высочайшем художественном качестве результата зашкаливает. Ее — режиссера, педагога, а главное, вдумчивого и чуткого человека — ждут с постановками, лабораториями, мастер-классами и просто лекциями по всей стране. Потому что там, где Тумина — всегда событие и открытия, всегда разговор о важном, всегда — кусочек подлинной радости и искренности. Сегодня ее поздравляют актер и ученик Ренат Шавалиев, театральный критик Алексей Гончаренко и актриса Марина Солопченко. Редакция от всей души присоединяется к поздравлениям!

Яна Тумина.
Фото — Мария Павловская.
Яне Марковне, дорогому моему сердцу педагогу, режиссеру, другу — 50! Из этих 50 меня связывают с ней 16 лет творчества, 5 спектаклей и влюбленность в ее необычайно честную мудрую душу. Ни с одним из режиссеров мне так хорошо и благостно не работалось. Я могу довериться ей полностью. В ее спектаклях всегда есть тема, которая волнует каждого. Поразительно гармонично в спектаклях сосуществуют визуально-художественные решения, свет, музыка, актеры. Вообще все, что я сейчас делаю в профессии, я делаю благодаря Яне Марковне. В моей голове так и звучат ее фразы: «Голос — в формате куклы», «Где световая доминанта?», «Композиция по Аристотелю», «Свет и музыка — твои партнеры». Я с радостью и нетерпением жду новых работ, потому что это счастье — работать в соавторстве с таким режиссером. В соавторстве — значит есть возможность выбрать то, что ты хочешь сыграть, к чему лежит твое сердце.
Когда я поступил на курс Руслана Кудашова, после первого курса меня хотели отчислить. Я понял, что нужно вгрызаться в профессию, и решил на экзамене рассказать монолог из собственной жизни — «Мужской разговор». Получилось удачно и трагикомично. После этого показа Яна Марковна сказала: «Где ты был целый год? Вот же ты!» С этого момента я понял, что с этим режиссером меня ждет большое будущее. И действительно: «Шекспир-Лаборатория», «Польвероне», «Трюк», «Деревня канатоходцев», «Гекатомба». В этих спектаклях Яна Марковна раскрыла меня как актера. Я наконец-то смог говорить со зрителем о том, что меня волнует. Когда я играю эти спектакли, я не только лечу душу зрителю, но и сам лечусь! Многие фразы и мысли в этих спектаклях помогают жить! Я неустанно цитирую: «Есть любовь и любовь!», «Ненавидишь? Ненавидь как можно сильнее! Это будет кость, и когда ты догрызешь ее, то поймешь, что оно того не стоит». Большое спасибо, я так благодарен!
Яна Марковна умеет заряжать идеей и искать творческую команду. Это всегда интересные и неординарные личности: Андрей Шимко, Марина Солопченко, Эмиль Капелюш, Кира Камалидинова, Алла Данишевская, Василий Ковалев. Многие из них мне стали родными. Это как дерево, которое разрастается в небо и землю. Удивительно, как такая женщина может окружить себя такими необычными людьми. Наверное, искренность, свет, доброта, сострадательность, созидание, которые присущи Яне Марковне, творят чудеса!
Каждый новый спектакль Яны Марковны не похож на другой. Конечно, чувствуется авторский стиль, но при этом это новый язык, который диктует, наверное, сам материал. В этом и интерес, в этом постоянный поиск. А как она работает с артистами! Всегда конкретно, четко и понятно, что нужно играть или не играть. А какой она светлый и добрый человек! Но в профессии требовательный и суперпрофессиональный. Она умеет сказать и не обидеть, но при этом достать из актера все, что нужно.
И последнее. Однажды после одной лаборатории с модными молодыми режиссерами я пришел на репетицию «Деревни канатоходцев», где была Яна Марковна, и, «о, счастье!», я услышал глубокие и мудрые размышления по поводу нашей репетиции! Что тут говорить? Яна Тумина — гений и великий художник! А еще она прекрасный друг. Я всегда могу позвонить и посоветоваться. Это не менее важно и ценно! Здоровья Вам, Яна Марковна, и неугасимой творческой энергии! Люблю!
«Живой» — принципиальное название недавней премьеры Лаборатории Яны Туминой. Витальность — непременное свойство ее спектаклей, даже если речь идет о человеческом одиночестве или трагедии в обществе. Яна очень тонко чувствует ближнего и остро переживает за него. И это сочувствие и сопереживание окрыляет. Не случайно многие оговариваются и называют ее недавний спектакль не «Колино сочинение», а «Колино счастье». Речь здесь не о торжестве гуманизма, это слишком громкие и сегодня грохочущие слова, а об уникальности и ценности каждого.
Любимые слова Яны — «трюк» и «нежно». Они во многом определяют форму и содержание ее спектаклей. Они о чуде, которое в человеческих силах. Жизнь богаче прозы, и часто поводом для работы становится реальность. Например, история о том, как один бразилец подружился с пингвином. «Джинжик» рассказывается не с помощью слов, важнее куклы, объекты, видео и свет, к которому Тумина относится очень серьезно. Это не вербатим, а визуализация впечатлений.
Спектакли Яны — о семье. Не всегда впрямую. Когда ее буквально нет в сюжете, ее отсутствие, разлад, потери родственной души значимы. Спектакли о семье как системе любых человеческих отношений, в которых прощение неизбежно. С тем же вниманием, как к персонажам, Тумина относится к актерам и ученикам даже непродолжительных мастер-классов. Говоря о предмете на сцене, она всегда просит рассмотреть все его возможности, избегая насилия над ним. Так же она работает с актерами, режиссерами, художниками — участниками лабораторий Яны Туминой, — находя и открывая органичные возможности каждого, не навязывая непосильных задач. И всегда спешишь рассказать Яне об успехах того или другого участника и вместе порадоваться.
«Обнять» — еще одно ее важное слово, вернее, не просто слово, а дело, действие. Как, впрочем, «нежность» и «трюк». Яна, с днем рождения, обнимаю!
Самое главное для меня, что Яна каждую секунду создаваемого сценического действия соотносит с собой, своими переживаниями, ощущениями, болевыми точками. И Яна отважно идет на то, чтобы растревоживать эти болевые точки, не боясь погружаться в горькие темы, пользоваться своими жизненными ситуациями и переосмыслять их. И часто «завтрашняя» репетиция переворачивает всю «сегодняшнюю», потому что, может, и было соответствие, да не то! Мне это очень близко! И артисты, способные на это пойти, получают помимо хорошего спектакля еще и общение такого уровня, в результате которого много нового понимают и о себе.
Комментарии (0)