Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

17 июня 2020

К ШЕСТОМУ ЧУВСТВУ

«Погружение. Театр в ванной». Эрин Б. Ми.
This is not a theatre company (США), русскоязычная версия — «Импресарио» и Мобильный Художественный Театр.

Американская театральная компания, утверждающая в своем названии, что она не имеет к театру никакого отношения — This is not a theatre company, во время пандемии создала аудиоспектакль для приема ванны — «Play in Your Bathtub». Другие театральные компании — «Импресарио» и Мобильный Художественный Театр — перевели его на русский язык и выпустили, по случайному совпадению, в первый день отмены режима самоизоляции в российской столице. Но в такого рода арт-терапии («театротерапии» по Николаю Евреинову или «терапевтическом театре» по Якобу Леви Морено), житель любого большого города, будь то Нью-Йорк, Москва или Санкт-Петербург, нуждался еще и до самоизоляции, а уж после, кажется, и подавно будет.

Отношения с водой у This is not a theatre company и ее режиссера Эрин Б. Ми давние и тесные. Первый проект 2014 года — «Pool Play» — проходил в бассейне. Зрители, опустив ноги в воду, погружались в вопросы изменения климата и загрязнения окружающей среды. Спустя шесть лет в спектакле «Погружение. Театр в ванной» слушателям предлагают окунуться в воду уже целиком. В собственной ванне они пройдут очищение, как физическое, так и духовное, приведут в норму свой внутренний климат и, потеряв контроль над происходящим вокруг, обретут его над миром внутренним.

Следует сказать, что «Погружение» создавалось на фоне не только пандемии, но и массовых протестов в США. Стиснутый двумя катастрофами, человек оказался запертым в доме как единственном безопасном месте. Спектакль Эрин Б. Ми, безусловно, не сеанс психотерапии, хотя катарсис в нем имеет как раз таки психотерапевтическое воздействие. Но, в отличие от Якоба Леви Морено, автора лечения театром, режиссер не заходит на территорию профессиональной практики.

Этот театр начинается с инструкции. Правильная подготовка обещает правильное восприятие. Любимый напиток, мягкое полотенце, ароматизированные свечи — вооружившись реквизитом, уходим в заплыв. «Погрузитесь в ванну», — первое, что мы слышим в этом спектакле. Два голоса актеров Мастерской Брусникина — нарочито отстраненный Василия Михайлова и вкрадчиво шепчущий Марины Васильевой — поведут своих слушателей по их собственным ощущениям. Погружение в себя проходит путь через пять промежуточных остановок — пять основных чувств: осязание, слух, вкус, обоняние, зрение. Голоса фокусируют внимание слушателя на каждом из них, побуждая совершить ряд действий.

Осязание обостряется через прикосновение кончиками пальцев к теплой воде и прохладной плитке. Вкус любимого напитка раскладывается на языке на полутона. Обоняние фиксирует запах ароматической свечи. Зрение находит в ее пламени не замечаемые до этого цвета. К слуху обращаются самая ночная композиция — Ноктюрн № 2 Фредерика Шопена, и самая текучая — импровизация Николы Мельникова на композицию «Playing Water» Филипа Гласса.

В «Погружении» Эрин Б. Ми использует природу театра не как синтез искусств, а как коллаж из отдельных компонентов. Она, как художник-кубист, раскладывает картину-спектакль на отдельные элементы, чтобы слушатели пересобрали их уже самостоятельно в своем сознании. Музыку не только предлагается послушать, ее можно исполнить, выпевая вокализ, или совершить танец, подстраиваясь под ритм волнующейся воды. Музыкальные фрагменты чередуются со стихами Дженни Лин Бейдер, переведенными Женей Беркович. Своим нежным причудливым узором, наследуя суфийской поэзии, они без лишней патетики призывают к любви и свету.

Совершив экскурсию по своему внутреннему миру, как по залу с циклом шпалер «Дама с единорогом» в музее Клюни, переходя от одного гобелена с аллегорией одного из пяти чувств к другому, мы в итоге приходим к финальному — шестому. Все пять чувств, отделенные, обостренные и взятые под контроль, соединяются в единое целое — в часто теряемое шестое чувство, чувство гармонии с самим собой.

«Погружение» создает вокруг себя пространство театра, вбирая разнообразные инструментарии — от современного искусства до интермодальной терапии искусством. Это как раз одна из причин, почему Эрин Б. Ми выбрала для своей компании такое название: This is not a theatre company. Она балансирует между театром и чем-то еще, кренясь, но не падая, в сторону первого, словно продолжая теоретические изыскания Н. Евреинова, который писал о «притоке сил, каким дарит нас прекрасное представление на сцене». This is not a theatre company без помощи подмостков вызывает приток сил и упорядочивает чувства. Ведь как еще прийти к гармонии в мире, если не начать с упорядочивания хаоса внутри самих людей?

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога