Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

18 января 2024

КОСМОС НАШЕГО ОДИНОЧЕСТВА

«Космос». А. Житковский.
Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Режиссер Игорь Теплов, художник Ольга Кузнецова.

Пьеса Алексея Житковского «Космос» еще не повторила сценического успеха его же «Горки», пожаром прошедшей по всей театральной России, но, похоже, в ближайшие пару лет имеет на это все шансы. Вспомнить хотя бы спектакли в Краснодаре, Барнауле, Ульяновске, Лысьве… Московскому зрителю «Космос» уже знаком по спектаклю Евгении Добровольской на сцене МХТ имени Чехова, который стал результатом одной из сессий лаборатории АРТХАБ. И вот московский театр вновь обращается к этой отнюдь не веселой, но полной сострадания к человеку пьесе. Спектакль Игоря Теплова стал первой и на данный момент единственной постановкой современной русскоязычной драматургии на большой сцене Театра им. Пушкина.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Виктория Исакова в роли провинциальной учительницы английского Татьяны из города Бугульмы обеспечивает спектаклю безусловный зрительский ажиотаж. Одетая в замызганный кардиган и аляповатую блузку, резкая, с визгливым голосом — она сосредотачивает в себе комплекс внутренних проблем среднестатистической женщины среднего возраста в нашей стране. Вся жизнь ее крутится вокруг школы, где она вынуждена учить иностранному языку совсем не желающих того бугульминских подростков, сына Андрея, который играет в андеграундной рок-группе и, по мнению матери, ни на что не годен, и телевизора, откуда каждый вечер к ней обращается Микки Рурк в образе Джонни из фильма «Девять с половиной недель». Замученная, уставшая и всеми покинутая Татьяна направляет свой нереализованный женский потенциал в мир фантазий — там она привлекательна и любима, там она окутана нежностью красавца Джонни, там она искренне и по-девичьи влюблена в бывшего одноклассника и нынешнего героя России, космонавта Сергея Лысова, который вот-вот должен приехать в родную Бугульму и обязательно изменить жизнь Татьяны к лучшему.

Игорь Теплов выражает настроение лирической безысходности пьесы в том числе и в пространстве (художник Ольга Кузнецова). Огромная конструкция земного шара, полого внутри, стала и репетиционной базой для группы Андрея, и поверхностью для проекции — на нем то и дело появляются видео, которые Андрей снимает в надеждах отправиться с группой на рок-фестиваль в Альметьевск и вырваться наконец из Бугульмы. Вращаясь под звуки ревущих гитар, земной шар как модель необъятного, недосягаемого мира будет напоминать о глобальной несвободе героев и их отчаянных попытках эту несвободу преодолеть.

В. Исакова (Татьяна Викторовна Гизатуллина).
Фото — архив театра.

Андрей в исполнении Антона Гращенкова — человек нового поколения, никак не совместимый со средой, в которой он живет, и, может быть, именно поэтому постоянно попрекаемый своей матерью. Он не спортсмен, не бандит и даже не наркоман. Почти все одноклассники Татьяны умерли в 90-е, включая отца Андрея, который в возрасте сына погиб на войне, и, тем не менее, в общественном сознании все они являются эталоном мужественности. И плевать, что покойный муж Татьяну избивал. Сор из избы не выносят — по такому принципу живут окружающие, и до поры до времени Татьяна старается соответствовать. Исходя из этого, еще более трагичным кажется положение Андрея, никак не соответствующего понятию о «нормальном мужике» или сыне, которым можно гордиться. Гращенков играет растерянного, наивного и обаятельного парня, он не может и не хочет адаптироваться под гнетущую реальность, но еще не разучился мечтать.

Теплов ставит трагикомедию, удачно объединяя бытовой юмор, узнаваемых комедийных персонажей, которые населяют мир Татьяны (неугомонные школьники Петин — Никита Пирожков, Жанебек — Олег Греков и Нина —Татьяна Романова; взбалмошная соседка Гуля — Наталья Корогодова; бабушка и уборщица — Анна Кормакова), и драматическое напряжение, выстроенное вокруг ожидаемого приезда космонавта Лысова. Чем больше Татьяна отрывается от реальности и погружается в мир собственного воображения, где Лысов по приезде тут же признается, что любил ее много лет, тем менее дружелюбной и благосклонной кажется действительность, и тем больше ощущается тревожная безысходность, предчувствие того, что счастья все-таки не случится.

В. Исакова (Татьяна Викторовна Гизатуллина), А. Гращенков (Андрей).
Фото — архив театра.

Виктория Исакова, казалось бы, играет типичную школьную грымзу, невероятно обаятельно замешивая в своей речи смесь русского и английского с «бугульминским» произношением: «Шат ап эт вэ минат», «Лук ин ту май айз», «Фак ё ти» и т. д. Но чем дальше, тем больше она открывает в себе нежную, трогательную, хрупкую женщину, заслуживающую настоящей любви. Во втором акте пальто и кардиган сменяются шикарным коктейльным платьем, обнажающим точеную фигуру. Татьяна свежая и привлекательная — то, что казалось в ней старостью, было глубокой душевной усталостью, которая сменилась ожиданием чуда: как бабочка, она порхает по своей убитой квартире, и вот уже вместо Микки Рурка к ней обращается сам Сергей Лысов, космонавт, заглянувший в гости буквально с неба. Большая фигура в скафандре спускается прямо на диван к Татьяне, эффектно сопроводив свое прибытие дождем из конфетти. Юношеская влюбленность разыгралась с новой силой и вернула в жизнь Татьяны краски. Воображение полностью вытеснило реальность. Все больше отдаляясь от сына, в погоне за женским счастьем Татьяна идет ва-банк и прощается с репутацией примерной жены и матери, признаваясь в любви Лысову во время интервью телеканалу.

В этой истории сказке не суждено сбыться. Жизнь до ужаса прозаична и жестока, она рушит все надежды и мечты героев. Переломной становится сцена, где вместо очередного воображаемого свидания с Лысовым к Татьяне с того света обращается покойный муж Ильдар, так сильно похожий на сына. Холоден и точен в этой роли Антон Гращенков — это его лицо, искаженное помехами (или изуродованное войной), проецируется на модель земного шара. Мрачная действительность вторгается в мир фантазий, напоминая о себе. Взбаламутивший всю школу и сознание Татьяны визит космонавта Лысова в Бугульму не состоялся, как не состоялась и поездка Андрея на фестиваль в Альметьевск. Потолок женского счастья Татьяны — физрук Гурген (Сергей Миллер), который невовремя разражается признанием в любви и обещает отвезти ее в Краснодар, где их ждут солнце, тепло и фрукты. Но Татьяна больше не дает себе попыток побороть удушающее одиночество.

В. Исакова (Татьяна Викторовна Гизатуллина).
Фото — архив театра.

Виктория Исакова справляется с масштабом своей роли деликатно, без лишнего страдания. Обнажая внутреннюю пустоту, кажется, ее героиня совсем закрывается от мира, когда ее настигает последний удар — примирившись с матерью, Андрей приносит ей повестку: вместо долгожданного фестиваля он решает уйти в армию. В страхе потерять еще и сына, Татьяна наконец произносит самые главные слова: «Ё мазер лавз ю. Вери мач». Но делает она это слишком поздно. Под лирический хит Боба Дилана «Knockin’ On Heaven’s Door» (обращение к матери от лица солдата, уставшего воевать) конструкция земного шара рушится на множество маленьких частей, а вместе с ней и мечты о любви, о космосе и о свободе.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога