Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

25 ноября 2021

ЕСЛИ ФОНАРИК ЗАЖИГАЮТ…

О Первом международном фестивале детских камерных театров «Волшебный фонарик» в петербургском Театре у Нарвских ворот

Фестивальная практика, что и говорить, давно стала вполне рутинной в театральном обиходе. Однако с приходом в наш мир нового вируса многие рутинные вещи обрели новую остроту. Это коснулось и фестивалей — проведение каждого отныне включает некоторую интригу: отменят — не отменят? Приедут — не приедут? Впишемся ли между локдаунами? И так далее. Появление фестиваля в такие непростые времена интригует тем более. Даже такого скромного по масштабу, как «Волшебный фонарик», который вопреки всем невзгодам впервые зажгли в Театре у Нарвских ворот 27 октября. Всего восемь камерных спектаклей в афише — зато удалось приехать не только гостям из регионов России, но и ближайшим соседям из Эстонии. В преддверии длинных выходных это казалось почти волшебством!

Сцена из спектакля «Умка — белый медвежонок».
Фото — архив театра.

Хозяева «Волшебного фонарика» такую удачу, надо признать, заслужили. Недавно отметивший свое 30-летие Театр у Нарвских ворот переживал разные, в том числе непростые времена, но сегодня прочно занимает свою нишу, имеет свое лицо в ряду петербургских театров, работающих для маленького и юного зрителя. Здесь замечательная, многоталантливая, хотя и небольшая, труппа, в репертуаре — спектакли заметных режиссеров (Яна Тумина, Мария Критская, Александр Савчук), в фойе — «волшебные» окошечки с макетами спектаклей, дипломы зарубежных фестивалей и конечно же награды нашего родного — «Театры Санкт-Петербурга — детям». И вот новая ступень — I Международный фестиваль детских камерных театров.

Не смог приехать лишь заявленный «Достоевский. Сторителлинг» из Театра Наций (Москва). Но зрителям показали и драматический, и кукольный, и визуальный театр. Фестиваль, в том числе, подарил встречу со спектаклями, до которых даже в собственном городе по объективным причинам «не доходят ноги» (это касается и зрителей, и театральных деятелей). Были и обсуждения спектаклей с экспертами жюри (заслуженная артистка РФ Светлана Письмиченко, театроведы Сергей Козлов и Анна Константинова), и творческие встречи участников с народным артистом РФ Игорем Волковым, драматургом Андреем Зинчуком, театроведом Александром Платуновым.

Сцена из спектакля «Умка — белый медвежонок».
Фото — архив театра.

Гран-при в результате достался спектаклю театра кукол «ProJekt» (Эстония). «Умка — белый медвежонок» уже не впервые покорил сердца петербургских зрителей: два года назад он побывал на фестивале негосударственных театров «Рождественский парад». Автор спектакля для двух актеров, кукол и масок — режиссер и художник Ирина Марьяпуу (она выступает в «Умке…» и как актриса в паре с Софией Булановой). Все придумано и сделано ее собственными руками: и чум-трансформер (по ходу действия он преобразуется в ледяные изломы полярной пустыни или звездное небо полярной ночи), и куклы авторской конструкции (надеваются на руку, работают как планшетные), и костюмы, стилизованные под северную этнику (парки с капюшонами-масками).

Главные кукольные герои сказки — белый медвежонок и мальчишка — очень подвижные и забавные, общаются на языке малышовых междометий и совместных игр, которым перевод не требуется. Человеческая речь возникает только в немногочисленных диалогах между Умкой и его мамой-медведицей, объясняющей своему сыну, как устроен мир и кто такие «медведи на двух ногах», от которых пахнет огнем и дымом.

Сюжет культовой мультсказки переведен на язык театра кукол, осмыслен несомненно авторски, сохранил свою теплую атмосферу и приобрел акцентированный гуманистический месседж. Расставаясь, мальчик и медвежонок мечтают о новой встрече, и автор спектакля предлагает почти по-библейски идиллический финал, в котором «и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе», а человек выбросит ружье и сможет подружиться с медведем.

Сцена из спектакля «Пекарня братьев Гримм. Сказка о пряничном домике».
Фото — архив театра.

Номинацию «Лучший спектакль» получили хозяева — спектакль «Пекарня братьев Гримм. Сказка о пряничном домике» (режиссер Мария Критская, художник Елена Соколова). Момент деликатный, что и говорить. Но спектакль, который несколько лет назад был отмечен фестивалем «Театры Санкт-Петербурга — детям», порадовал безоговорочно. Три брата-пекаря (Максим Шабалин, Павел Москалев, Роман Сидоренко) в затейливо организованном пространстве, наполненном кухонными атрибутами, и сегодня живут-поживают в бодром тонусе, история не потеряла ни в ритме, ни в азарте. Драматургия спектакля — преимущественно ассоциативная: известный сюжет о пряничном домике и страшной колдунье рассказан голосом Волшебного горшка (Антон Хатеев) и «завернут» в синтетическую форму театра предмета и художника, в почти клоунадную эксцентрику. Артисты Театра у Нарвских ворот умеют многое, и «Пекарня…» позволяет им продемонстрировать не только навыки от пения до жонглирования, но и чувство юмора, и дружелюбное обаяние (что очень и очень важно в работе на юную и очень юную аудиторию).

Сцена из спектакля «Крошечка-Хаврошечка».
Фото — архив театра.

Из прочих впечатлений фестиваля хочется непременно отметить «Крошечку-Хаврошечку» Санкт-Петербургской филармонии для детей и молодежи (режиссер Никита Шмитько, художник Александра Громова). Его премьерный период остался далеко позади, но спектакль в фестивальном показе выглядел молодо (при всех спорных моментах, которые долго и горячо обсуждали). Постановщики используют тему гончарного ремесла и его изделий — героями сказки становятся горшки, чашки, кувшины, глиняные игрушки, гончарный круг. Для удобства воплощения на сцене такое решение вынуждает прибегать к рискованной практике «бутафорского ремесла» — и звонкая керамика превращается в легкое папье-маше, а гончары «работают» не только без фартуков, но и без единого пятнышка глины на явно нарядных костюмах. Композиционно избыточная интерактивная часть, которая предваряет спектакль, обнаруживает более чем приблизительное знакомство драматурга с «гончарной темой». Но когда начинается собственно действие, Александр Лозицкий и Анастасия Овсянникова, работающие открытым приемом с очень условными предметами-персонажами, демонстрируют незаурядный кукловодческий талант, держат внимание как рассказчики, заставляют забыть о проблемах драматургии и бутафории. Одним словом, такой «Лучший актерский ансамбль» сделает честь любому фестивалю.

Диплом «Лучшая работа художника» присудили спектаклю «Welcome Baby» (театр «Желтый квадрат», Екатеринбург). Визуальная часть почти бессловесной истории, адресованной самым маленьким, действительно удалась лучше всего режиссеру и художнику Марии Чесноковой. Что же касается понимания специфики «бэби-жанра» и особенностей восприятия его адресной аудитории: похоже, большинство авторов подобных спектаклей пока не преодолели планку эксперимента, мастерское владение театром для зрителей от 0 до 3 у них еще впереди.

Сцена из спектакля «Welcome Baby».
Фото — Вадим Балакин.

Обнаружить не только достижения, но и наиболее характерные проблемы — тоже одна из полезных фестивальных функций. Помимо уже упомянутых, есть и проблема выбора материала, который может быть не всегда обеспечен художественными критериями. И если артистам и режиссеру удается в некоторой мере преодолеть стилистические несовершенства литературного первоисточника, оживить его сценическим содержанием и даже очаровать аудиторию вплоть до завоевания диплома «зрительских симпатий» (речь о спектакле «Детские секреты» режиссера Александра Мальцева, Театр для детей и молодежи «Мастерская», Самара), вопроса о педагогической сверхзадаче и культуре звучащего со сцены слова это не отменяет.

Иную сторону той же медали показал спектакль «Маланья — голова баранья» (режиссер Александр Лебедев, театральный проект «Балагур», СПб). Безусловное литературное совершенство произведений русского классика Н. С. Лескова — не гарантия столь же безусловной сценической удачи спектакля. Но актерские энтузиазм, талант и мастерство способны проявить себя даже в самой спорной постановке, доказательством тому — диплом за «Лучшую работу актера», который присудили Андрею Балашову (специально для этого спектакля освоившему искусство игры на деревянных ложках).

Сцена из спектакля «Маланья — голова баранья».
Фото — архив театра.

«Специальный диплом жюри» получила художник Елена Угловская за создание кукол к спектаклю «Красная Шапочка» (режиссер Амела Вученович, театр «Туулевески», Эстония). Тут, конечно же, произвели эффект изысканно стилизованные национальные мотивы в костюмах главной героини, ее мамы и бабушки, их хрестоматийно большеглазо-выразительные физиономии и забавно-неуклюжая стать волка, в финале надежно и сурово перевоспитанного.

Пытаясь осмыслить современные проблемы и возможности фестивальной практики, хочется вспомнить о том, что театральный фестиваль — это не только повод себя показать, других посмотреть и заодно пополнить портфолио если не призом, то дипломом участника. Кажется, пока еще не вполне осознана та культурная миссия фестивалей «детских» спектаклей, которая могла бы стать весьма результативной: воспитание не просто потенциального взрослого театрала, но театрала «широкого профиля», имеющего в своем зрительском багаже опыт восприятия максимально разнообразных видов, жанров, языков, традиций и т. д. Понятие «фестивальный зритель» (имеется в виду — постоянный на протяжении нескольких лет) по отношению к детско-юношеской аудитории прочно освоил и практикует, насколько можно судить, только московский Международный фестиваль спектаклей для детей «Гаврош» (его проводит уже лет пятнадцать Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой). А пора бы и прочим подтянуться…

Сцена из спектакля «Красная Шапочка .
Фото — архив театра.

Есть надежда, что первый шаг в этом направлении сделал Театр у Нарвских ворот.

Говорят, что второй всегда труднее… Но пусть он обязательно состоится, и пусть «Волшебный фонарик» светит! Пусть подрастает и прирастает его «фестивальный зритель».

Комментарии 2 комментария

  1. Алексеев Антон

    Очень хочется понять, что автор имеет в виду, в предпоследнем абзаце:
    Понятие «фестивальный зритель» (имеется в виду — постоянный на протяжении нескольких лет) по отношению к детско-юношеской аудитории прочно освоил и практикует, насколько можно судить, только московский Международный фестиваль спектаклей для детей «Гаврош» (его проводит уже лет пятнадцать Театриум на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой). А пора бы и прочим подтянуться…

    Получается, что «Арлекин» не воспитывает фестивального зрителя в детско-юношеском сегменте? Получается, что в «БДФ» нет разнообразия театра для детей? Выходит, что и другие фестивали в ТЮЗах и театрах кукол России, не предлагают школьникам на протяжении нескольких лет фестивали различного формата, и не воспитывают собственную аудиторию? Довольно странное мнение, но даже если оно чем-то подкреплено, хотелось бы понимать чем.

  2. Irina

    Удивительно чудесный фестиваль» Волшебный фонарик»- фестиваль камерных театров , малых форм)) Мы были очень счастливы, что в это сложное время выдался счастливый случай участвовать в этом проекте)))Наше участие- это большая заслуга организаторов фестиваля!!!! Прекрасная организация, чудесные встречи, яркая критическая оценка, волшебные знакомства и встречи!!!!!Огромное спасибо всем!!!! Новый свежий воздух творчества и общения!!!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога