С 6 по 10 февраля, как всегда, в Петербурге пройдет фестиваль «Пять вечеров» им. А. Володина.
Мы очень поздно обнародовали афишу. И не потому, что неусердно трудились год. Просто наш небогатый фестиваль происходит в особо трудное время, и именно это время не позволило нам, устроителям и отборщикам, осуществить задуманную еще весной программу: театры не нашли средств на дорогу, чтобы приехать, а у нас не достало финансов, чтобы им эту дорогу оплатить…
А хотели мы провести фестиваль «Не могу напиться с неприятными людьми» (у каждого следующего фестиваля ведь всегда была своя концепция), выстроив линейку Володин-Ерофеев-Довлатов, поломав эту линейку «Пьяными» Виктора Рыжакова. Но что об этом говорить и горевать — собралась другая программа.
Она начнется, конечно, 6 февраля и начнется, несомненно, с самого Володина — спектаклем «Пять вечеров» Северского театра для детей и молодежи.
В закрытом атомном городе Северске, куда простому смертному просто так не попасть, есть поистине уникальная труппа, на которую, получая специальные пропуска, ездят смотреть из всей Томской области, не обделенной театрами. Теперь и у петербургского зрителя есть шанс увидеть своими глазами актеров, о которых с придыханием шепчутся первачи больших сибирских театров. «Пять вечеров» — спектакль режиссерски традиционный, но исполненный по-человечески талантливо. Поставил его Сергей Андреев, руководитель Кудымкарского театра (спектакль этого театра «Уйди-Уйди» был несколько лет назад с восторгом принят на нашем Володинском).
Фестиваль торжественно откроется после первого спектакля, и творческим подарком зрителям станет музыкальный театр детей «Радуга». Мы не только писали о нем — когда-то тоже на Володинском началась новая жизнь, как они сами считают, этого замечательного театра. Теперь короткая версия спектакля «15 старых чемоданов и одна страна» станет бонусом для зрителей, пришедших в первый вечер…
Володинская лирическая тема продолжится «Графоманом» Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Этот спектакль Александра Баргмана не открывает нам новых театральных земель. Напротив, он дает чувство возвращения. Возвращение касается не милых сердцу эстрадных напевов 70-х, оно касается возвращения к Володину — как домой, в забытую жизнь с улицами без машин, с разговорами на кухне, с дурацкими любовями, ошибками и стыдами, которых нужно ошибочно стыдиться, запивая их из чекушки на зеленой скамейке. В центре спектакля — инженер Мокин, Сергей Бызгу. И, хотите верьте, хотите нет, но сидящий на скамейке Бызгу вдруг становится даже похож на Володина… Он здесь — подлинный проводник внутреннего горячечного володинского ритма, ритма его стихов, которые во многом составляют текст роли.
Не секрет, что Александр Моисеевич Володин и в пьесах своих, и в стихах сочинял женщину — такую необыкновенную женщину, которую потом назвали «володинской». Два спектакля программы, как правило, носящей подзаголовок «володинское» и традиционной для нашего фестиваля, — тоже о женщинах не совсем обычных. Документальный спектакль из Альметьевска «Невыдуманные истории» в постановке Нафисы Исмагиловой рассказывает о своих героинях их собственными словами. Эти татарские женщины, может быть, как никакие другие, безжалостны к себе, эти женщины — заложницы времени, уклада, заложницы общественного мнения. Это героини совсем не мифические, не сказочные, но создатели спектакля выводят их на сцену с любовью и вниманием к человеку, с «иронией и жалостью», как это делал Володин.
А спектакль «Время женщин» привезет прославленная Омская драма. Роман Елены Чижовой в режиссуре Алексея Крикливого рассказывает нам тоже о женщинах, о трех почти сказочных старухах, какими остались они в памяти героини, чье детство пришлось на послевоенные годы. Если бы у володинской Тамары была дочь, героиня «Времени женщин» была бы ей ровесницей. Сегодня она — наша современница, воспитанница трех бабушек, соединяет разные, но одинаково неказистые женские судьбы.
В этом году в программе Володинского оказалось целых два вербатима, и если альметьевский спектакль рифмуется с володинским женским мифом, то воронежский «День города» в постановке Михаила Бычкова (знаменитый Камерный театр) сочинен с абсолютно «володинской» большой любовью к небольшим людям… Это тот редкий документальный спектакль (номинант нынешней «Золотой Маски»), в котором художник, автор не глядит на своих героев с высоты птичьего полета и не разглядывает их в лупу, а смотрит на них как на своих земляков, как на равных, внимательно выслушивает их и, кажется, вместе со своими героями задается больным вопросом, который рефреном звучит в монологе одной из героинь: «Ну как? Ну как?» Как жить в этом городе, в этой стране?
Конечно, все дневное время фестиваля пройдет в читках-эскизах-дискуссиях по поводу современных пьес. Экспертный совет программы «Первая читка» (Татьяна Джурова, Ольга Каммари, Софья Козич, Надежда Стоева, Оксана Кушляева, Мария Сизова, Елена Строгалева, Яна Постовалова) осознал и обсудил примерно две сотни присланных пьес. В шорт-лист вошли пьесы Олега Михайлова, Таи Сапуриной, Юлии Ионушайте, Юлии Поспеловой, Романа Волкова, Светланы Баженовой. «Первая читка» пройдет в этом году на базе Театра Комедии. Фактически впервые в Питере осуществится давно принятая в России модель: большой театр, его труппа — и приезжая команда режиссеров, «принудительно» делающая с актерами этого театра за три дня эскизы новых пьес. Общедоступные показы… Согласитесь, в этом раскладе есть интрига!.. На сей раз в Комедию войдут режиссеры-магистранты ЦИМа под руководством Виктора Рыжакова. Чья кровь «прольется на улице Ворошилова» (как говорилось в «Осени нашей весны») — покажет время и сами общедоступные читки…
К основной их программе прибавилась в этом году и зарубежная программа-off: новая пьеса Натальи Ворожбит в режиссерском прочтении В. Рыжакова и новая пьеса П. Пряжко в прочтении Д. Волкострелова. А на закрытии (в Белом зале Театра Комедии) будет петь Светлана Бень. Принято формулировать концепцию нашего фестиваля. Нынешний, как никакой другой, прокладывает мостики в день сегодняшний, от Володина — в нынешнее время.
Во Франции неважные дела.
Квартиры дорожают и вообще…
Но Франция вполголоса поет
Под контрабас, ударник и рояль.
В Италии, глядишь, то наводненье,
То Папа умер, то землетрясенье —
Она поет, поет под мандолину,
Или гитару, или просто так.
Америка в преступности увязла
И с неграми никак не разберется —
И те поют. И белые, и негры.
Приплясывая перед микрофоном,
Блистая приглушенным саксофоном…
А нам и Бог велел. Поем народные.
Цыганские. Старинные. Походные.
Блатные. Философские. Победные.
Полезные. Безвредные. И вредные.
На шаре тесненьком
Столпились мы,
Друг другу песенки
Поем из тьмы…
Подскажите , где купить билеты на данное мероприятие?