…если уж писать об актерах, то я выбираю актрис. Судьба женщины труднее и драматичнее. Актрисы играют, любят, страдают, торжествуют и гибнут — в жизни и на сцене — от имени всех своих безымянных современниц. Их прекрасные легенды чаще всего горестны…
…если вспоминать об актрисах, то я выбираю актрис русской сцены. Есть что-то бесконечно родное — горделивое и одновременно щемящее — в их милых лицах …
И если уж о них, то я предпочитаю писать об актрисах беспокойного двадцатого века, а лучше всего о тех, кого знала и хоть немного могла наблюдать сама.
Каждое десятилетие диктует свой стиль, выбирает свой эстетический идеал. И какие бы кризисы ни переживал театр, зрители любят актеров. Как писала Татьяна Москвина, «любовь к актерам — не дурь, не смешная болезнь и не безумие. А единственный способ заставить людей хоть что-то любить». Прибавлю, имея в виду актрис, — хоть чем-то любоваться.
Петербург — мужской город. Женщине неуютно в его «регулярных» пределах. Здесь она всегда прежде — Актриса, а уж потом — женщина. Нужно было обладать стойкостью Марьи Гавриловны Савиной, чтобы «держать» петербургский театр столько лет. Нужно было иметь божий дар Веры Федоровны Комиссаржевской, чтобы завоевать нервной вибрацией души чопорных петербуржцев. Как архитектурный модерн соседствует с классической строгостью Росси и Стасова, так «ассиметрия» Комиссаржевской соседствовала с отточенностью и безукоризненной «сделанностью» петербургского искусства Савиной. Если прибавить к ним Асенкову и чахотку — классическая типология петербургских актрис будет практически завершена.
Самое трудное для человека и актера — совпасть со временем. Еще труднее — удержаться в разных временах, не утратить возможность диалога и тем обрести судьбу. Бывает по-разному — от Бога, от дара. Как у кого.
Сегодня она, «первая леди» петербургской сцены, идеал
Я видела, как она репетирует. Как доходчиво объясняет режиссеру (не он ей, а она ему), что нужно сделать в той или этой сцене с точки зрения профессии. Фрейндлих помнит секреты дела, знает, как в прежние годы «вишню сушили, мариновали и возами отправляли…». Как-то молодой режиссер назначил ей репетицию на 10 утра. «Миленький, в 10 утра играют только котята, и то на солнышке», — объяснила Алиса Бруновна. Она искренне внимательна к партнерам: тихие замечания, тактичные пожелания по действию, непременные маленькие подарочки к случаю — это тоже из того «вишневого сада»…
В этом сезоне она, бывшая травести, бывший Уриель Акоста (тоже травестийная роль) и несомненная Раневская, сыграла… почти Фирса — Шута из «Двенадцатой ночи». Ее Шут — хранитель старой мелодии, невеселый слуга всех господ сразу — торит свои сценические тропы, как будто научая неумелый театр Иллирии и его неспетую труппу сценическому многоголосью, неподдельному партнерству, которому учил Алису Б. В. Зон.
В какой-то момент главной ролью артиста может стать роль его имени. Я думаю, что уже давно Алиса Фрейндлих существует вне зависимости от своих ролей — как некий артефакт. Она — явление петербургской культуры, как, скажем, дворец Петра в Летнем саду, она — живая часть пространства. Благодаря ей, кажется, Петербург сохраняет строгий, стройный вид, а в душе каждого зрителя точно хранится что-то заветное: не «Таня» так «Сталкер», не «Мой бедный Марат» так «Служебный роман», не «Дульсинея Тобосская» так «Люди и страсти», «Трехгрошовая опера», «Пигмалион», «Варшавская мелодия».
«Посмотрите, какая она стала, как ей возраст идет! — говорила Наталья Тенякова в интервью „ПТЖ“ (№ 16). — Она вышла на сцену — и у меня мурашки, у меня все внутри зашлось, как от чего-то божественного!» Фрейндлих действительно идет возраст, тем более что она лишена его, рискованные эксперименты с выходами на сцену театра Ленсовета в отрывках из прежних ролей показали это. На юбилее И. Владимирова несколько лет назад она вышла в финале с зонгом из спектакля «Люди и страсти» — и время поразительным образом замерло между концом
В «Аркадии» Тома Стоппарда, где она играет ироническую, умнейшую леди Крум, ее героиня протестует против перепланировки регулярного парка — в хаотический пейзаж с эрмитажами и отшельниками. «Если я заказываю фонтан, имеется в виду, что в нем должна быть вода. Каких отшельников вы можете мне предложить?» — обращается она к архитектору Ноуксу. Глядя на Фрейндлих, беседуя с нею, слушая ее, начинаешь ощущать достоинство регулярного парка. Действительно, если нет реальных отшельников, не стоит разрушать фонтан, провоцировать хаос. Только пусть в фонтане будет вода.
Промозглые
НАТАЛЬЯ ТЕНЯКОВА возникла тогда же. И тоже с курса Зона, как и Антонова, со специфической интонацией, растянутыми фразами, чуть носовым звуком. Ее женственность была уже не та, победительная, что у Дорониной, которой она наследовала в БДТ, и не та, декоративно-лирическая, что у Антоновой. Ее мягкость будто припухла от слез, ее героини жили с изначальной печалью, депрессией серого петербургского утра и готовностью к несчастью. Сумрак времени бросал тень, музыкальность была надтреснута, но всегда в Теняковой жило бесстрашие — быть любой, безоглядно откликаться на «предлагаемые», не щадя себя. Может быть, именно это позволило ей потом, уже в Москве сыграть и Гедду Габлер, и Паньку во «Вдовьем пароходе», кинуться в омут бергмановской пьесы «После репетиции» — уцелеть во времени и сохранить тайну и шарм «недоигранности», «недовоплощенности». Кажется, там, внутри, еще столько всего, и это «все» манит и манит нас…
Пасмурные
Когда в БДТ пришел Темур Чхеидзе, сделавший Елену Попову героиней своего театра, он дал ей играть различные варианты жертвенной любви (кстати, наступили
Нынче она камеристка на службе при других героинях: при Федре — Энона, при Оливии — Мария. Как настоящий профессионал, она отвечает потребностям времени, театра, режиссеров. Словом — жизни. А жизнь? Она мотает русскую женщину туда-сюда, требуя то силы, то слабости, то самостоятельности, то подчиненности… И все это — под петербургским дождем и сумрачным бессолнечным небом…
…которое, тем не менее, стало испытывать потребность в звездах. Хотя бы маленьких.
Сумбурные, дисгармоничные
Ну и как назвать первые годы ХХI века, когда явной звездой явилась КСЕНИЯ РАППОПОРТ — сильная, умелая, красивая, а главное — свободная? Кажется — никаких уз, деловитость современной женщины, воля — в обоих пониманиях этого слова: воля как отсутствие ограничений и воля — как сила воли. Нынче время уже не требует от женщины женственности, оно узаконило ее «средний пол» в разнообразной социальной деятельности. Природа женщины утрачивает традиционные очертания, как утрачивает их Раппопорт в «Слуге двух господ», играя «мужскую» роль. Рационализм и эмоциональность, наивность и прагматизм видны в ней с первого взгляда и одновременно — и это тоже дань времени. Никакого флера. Она равно годится для гламурных журналов, серьезного театра, романа с бизнесменом и ночных репетиций в каком-нибудь подвале. И пока существует этот диапазон возможностей и потребностей — Ксения Раппопорт будет такой, какой явилась несколько лет назад в наш театр. Если победит какая-то из составляющих — наступит что-то другое.
Пространство Петербурга обязывает. Оно требует «образованного вкуса» и отторгает того, кто вступает в противоречие со строгостью петербургских першпектив и странностью белых ночей. Может быть, оттого, что у нас есть белые ночи, у нас нет «звезд» — ночных светил суматошных столиц. Звезды мужского и женского рода сразу оказываются в московском поднебесье, в иных, не всегда воздушных, сферах. Петербургских актрис нужно долго выискивать, высматривать в туманной мгле, привыкать к их бледной красоте, словно размытой вечной сыростью.
Апрель 2004 г.
Комментарии (0)