Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ГАЛОПОМ ПО БАЛЕТНЫМ ЕВРОПАМ

Международный фестиваль балета «Мариинский»

Продолжая традицию фестивальных сюрпризов, на четвертом международном фестивале балета «Мариинский» балетная труппа почтенного театра удивляла современностью. Номером «один» в программе и кульминацией по затрате актерских сил стали премьеры балетов Уильяма Форсайта («Steptext», «Головокружительное упоение точностью», «Там, где висят золотые вишни»). Едва освоив хореографию модернистов Вацлава и Брониславы Нижинских, мариинский балет взялся за постмодернистский стиль модного ныне хореографа. Знакомство произошло, надеюсь, спектакли доживут и до освоения стиля и принципа движения, нового, непривычного для артистов, воспитанных на классике. Труппа доказывала свою современность, бросая мощные батманы, замирая в оттяжках и справляясь с безумным темпом и синкопами. Мобильность и быстрота реакции необходимы были артистам и для того, чтобы справиться с напряженной программой десятидневного марафона: станцевав агрессивные опусы Форсайта, они перевоплощались в лебедей, баядерок, «переезжали» из одной эпохи в другую, перестраивая тело на иной характер исполнения.

С лебедями проблем не возникло — первый из обычных, непремьерных фестивальных спектаклей оказался поистине достойным восхищения: «Лебединое озеро» с Ульяной Лопаткиной. Вот где было головокружительное упоение точностью, а главное — танцем и образом. И не только у Ульяны: достойной поддержкой стал Илья Кузнецов в роли Ротбарта (казалось бы, второстепенная партия, но красок найдено не меньше, чем на главную роль). И спектакль воспринимался как редкий сегодня пример русской образности и «одушевленности» танца. Зал аплодировал стоя.

Но то ли усталость артистов взяла свое, то ли расслабили неполные на других спектаклях залы — последовавшие исполнения «Шопенианы» были абсолютно пустыми, дежурными, «Свадебку» выпустили попросту неотрепетированной, «Этюды» получились рядовыми, с не вполне доработанным вводом молодой солистки Виктории Терешкиной (спас положение премьерский лоск виртуозности Андриана Фадеева и Леонида Сарафанова). Реконструированная «Спящая красавица» проснулась и стряхнула вековую пыль лишь с появлением Дианы Вишневой. Приглашенному для ношения красивых костюмов и шляпы с перьями Массимо Мурру одной вариации принца Дезире вполне хватило, а американской звезде, Итану Стифелу, мужских танцев в реконструированной «Баядерке» оказалось явно мало. Ему было неловко в атмосфере этой архаики с плюшевыми тиграми, слонами на колесиках и разрушающимися дворцами, он слишком импульсивен, чтобы только вести пантомимные диалоги. Да и зрителям гораздо интереснее было посмотреть на него в танце, в его потрясающем полете. «На месте» был Роберто Болле в «Манон» — до глубины прочувствованный образ, тщательно выстроенный дуэт с Наталией Сологуб, красивый, впечатляющий спектакль. Фестивальным выглядел и «Дон Кихот» с фантастическими прыжками Леонида Сарафанова (Базиль), стильными позами Андрея Меркурьева (Эспада) и уверенно крепкими ногами Паломы Эреры (Китри) (хотя в танце американки заметно недоставало красоты рук, легкости и балеринской широты движений).

Настоящим же праздником с ажиотажем зрителей и «россыпью» звезд стал гала-концерт. Долгожданный выход Дианы Вишневой в форсайтовском «Steptext» словно заново открыл этот балет — по сравнению с предыдущими показами в спектакле появились нерв, энергетика, игра акцентами и сменой ритма. Во втором отделении театр почтительно отдал дань памяти Леониду Якобсону, 100-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, показав якобсоновский «Свадебный кортеж» в исполнении труппы «Хореографические миниатюры». А кульминацией явился дивертисмент звезд: Леонид Сарафанов вновь дарил надежду на будущее нашего мужского танца в па-де-де из «Корсара», исполненном с Паломой Эрерой; Ульяна Лопаткина своим прочтением образа «железной леди» вдумчиво и осторожно наполняла хореографию Форсайта в дуэте с Владимиром Шишовым; кантилену потрясающе музыкальных и сложных поддержек дуэта Килиана на музыку Моцарта прочувствованно пели французы Орели Дюпон и Мануэль Легри; продемонстрировал-таки свою универсальность и владение телом Итан Стифел; украшением концерта стал и фактурный, с тонким ощущением стиля дуэт мужественного Роберто Болле и миниатюрной Греты Ходкинсон. На финальные «Этюды» из обещанного трио французов приехал только Карл Пакетт и не поразил виртуозностью, больше порадовала труппа Мариинского, которая, впитав энергетику предшествовавшего Дивертисмента, собралась и уверенным (а иногда и блестящим) танцем солистов (Виктории Терешкиной и Андриана Фадеева) и кордебалета поставила финальную точку.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.