
Название вызывает удивление? Несомненно. Какое отношение имеет великодержавная столица к скромным питерским театральным дебютам?.. Но есть, оказывается, в Москве место, где хорошо относятся не только к москвичам и не только к заслуженным деятелям искусств. Людей театра из любых городов (и стран!), какого бы возраста они ни были, здесь примут и приветят, а театральные праздники тут устраиваются с особой незабываемой теплотой. Конечно, это прекрасное уникальное место — Центральный Дом Актера им. Яблочкиной.
Директор Дома, его добрая хлебосольная хозяйка Маргарита Александровна Эскина, предложила провести конкурс «Петербургские дебюты 2003» и обратилась за поддержкой в редакцию «Петербургского театрального журнала». С удовольствием напомню читателям, что именно ЦДА им. Яблочкиной устроил в декабре 2002 года праздничный вечер, посвященный 10-летнему юбилею «ПТЖ», и редакция не устает с благодарностью вспоминать невероятное гостеприимство Маргариты Александровны. Теперь с не меньшей признательностью будут вспоминать Дом на Арбате те молодые питерские актеры, режиссеры, художники, певцы, для которых в Большом Зале ДА 29 марта 2004 года был устроен чудесный праздник. Дебютантов приветствовали такие замечательные артисты, такие удивительные люди, что даже те номинаты, которые не стали лауреатами, могут гордиться встречей с великими коллегами не только из России, но из стран СНГ и Балтии. От одного перечисления имен может закружиться голова: Юлия Борисова, Гуранда Габуния, Донатас Банионис, Кахи Кавсадзе, Лилит Озолиня, Микк Микивер, Лариса Кадырова, Мехрибан Зеки, Джамал Сейд Ахматова, Ростислав Янковский. А представьте, как приятно и почетно принимать поздравления от таких художников сцены!
Празднику, конечно, предшествовала работа организаторов и московско-петербургского жюри (в которое входили и члены редакции «ПТЖ»). Жюри в течение трех месяцев смотрело спектакли с участием дебютантов (номинантов на конкурс выдвигают сами театры). Сложившийся список соискателей премии не был особенно богат, особенно по сравнению с картиной, которая каждый год возникает в Москве на традиционном конкурсе «Московские дебюты». Самая непродуктивная ситуация сложилась в сфере режиссуры и драматургии. Тревожный сигнал! Питерские театры не ставят новых, написанных сегодня, пьес, на афишах не появляются новые режиссерские имена! Возможно, выпускники режиссерских мастерских предпочитают уезжать на постановки в провинцию, а не стучаться в плотно закрытые двери больших театров?.. Правда, несколько лет назад состоялись яркие дебюты «козловцев» — Г. Бызгу, А. Кладько, Р. Кудашова, а сейчас начали заявлять о себе выпускники очередного курса Тростянецкого (в частности, не попавший, к сожалению, в программу «Петербургских дебютов» Петр Смирнов, см. статью о его спектакле «Сигнал из провинции» в театре «Суббота» в этом номере «ПТЖ»). Может быть, 2003 год — не самый показательный, и, если бы первый конкурс проводился по результатам двух лет, программа оказалась бы более содержательной.
После продолжительных напряженных дебатов жюри пришло к решению не присуждать премию в номинации «лучший дебют режиссера» («обидев» таким образом постановку Н. Колотовой «Невесомая принцесса» и режиссуру И. Тилькина в его собственной пьесе «Овощи»). Из претендентов на премию за лучшую мужскую роль был выбран Олег Федоров (Адам, «Кровать для троих» театра им. Ленсовета). Приз за лучший дебют в женской роли также получила актриса театра Ленсовета — Анастасия Самарская (роль Салли в мюзикле «Кабаре»). Специальными призами жюри были отмечены еще две актерские работы: Андрей Смелов за выдающееся исполнение роли Zero в спектакле «ИгрокЪ» «Нашего театра» и Эмилия Спивак (Дездемона в «Отелло» Молодежного театра). В номинации «дебют художника» были представлены две интересные и оригинальные сценографические работы. Но, к сожалению, спектаклю «Невесомая принцесса» опять не повезло, и лауреатом стала не А. Семак, оформившая сказку на сцене МДТ, а Н. Крутова («Пенелопа 18», театр «Особняк»). Среди актеров музыкального театра премий удостоились молодые певцы Детского музыкального театра «Зазеркалье» — Елена Витис и Алексей Сазонов. Оказавшись на сцене, счастливые лауреаты показали зрителям, что не зря получили награды: Витис и Сазонов с блеском исполнили знаменитые оперные арии, Федоров выступил с чтением отрывка из романа А. Белого «Москва».
По давней традиции Дома Актера лауреатам и номинантам была вручена еще одна премия под шутливым названием «Театральный пломбир».
Официальная часть вечера завершилась торжественным выносом огромного торта — мороженого.
На праздник в Дом Актера были приглашены не только номинанты, но и руководители театров, в которых состоялись дебюты-2003. Кроме уже названных, в программе были представлены театры: на Литейном, «Комедианты», «Санктъ-Петербургъ опера», «Приют комедианта» и «Остров». Для всех приглашенных было устроено веселое шумное застолье, не похожее на обычные неуютные фуршеты…
Дай Бог здоровья и сил замечательной Маргарите Александровне Эскиной! Спасибо ей и ее команде (особенно — Дарье Борисовой!). Все-таки здорово, что у холодного и равнодушного Петербурга есть добрые, внимательные, душевные друзья! В Москве, на Арбате, в ЦДА им. Яблочкиной.
Комментарии (0)