Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ТЕАТР МИНУС АКТЕР

СТУЛЬЯ

«Лес. Сел».
Режиссер Кеша Башинский

«Лес. Сел» — хеппенинг в 20 частях в рамках спектакля-грибницы «Лес» по философии Владимира Бибихина. Театральный проект под кураторством режиссера Бориса Павловича — это составной спектакль, каждый его «акт» является самостоятельным событием с разными авторами. Первая сессия «Леса» прошла с октября по декабрь 2021 года — подробно о ней писали в № 107 «ПТЖ».

«Лес» продолжает расти, возникают новые спектакли. Первый показ «Лес. Сел» состоялся 9 июня. Длительность действия — 24 часа, пространство — 16 локаций города Петербурга. В каждой части один зритель сидит на деревянном стуле с табличкой «Тихо! Идет спектакль» в месте, определенном предыдущим участником. На протяжении всего хеппенинга администраторы ведут стрим в телеграм-канале.

Кеша Башинский просто взял стул и поставил на улице — получился спектакль. А мы о нем пытаемся концептуально рассуждать, поставив стулья каждая — перед своим компьютером.

Сцена из спектакля. Фото Алёны

АРИНА ХЕК — АЛЕНЕ ХОДЫКОВОЙ

Привет, как посидела?

АЛЕНА ХОДЫКОВА — АРИНЕ ХЕК

Привет! Спасибо, что не в ОП. Мой спектакль проходил на узкой дорожке между сквером Федора Углова и одним из корпусов университета имени Павлова. Начали движение мы в 9:30 от Иоанновского моста и примерно через полчаса были на месте. Такое пространство-время: 10 утра среды, окрестности Петроградки. Кстати, оградка слева, оградка справа, а места на тропинке мало, так что прохожие так или иначе должны были иметь меня и мой стул в виду. А где было твое место?

АРИНА — АЛЕНЕ

Мой спектакль проходил с часу ночи до двух, место было выбрано очень концептуальное. Выбор пространства вообще многое решает. Например, когда стул в 19:00 расположили напротив Александринки, где в это же время начинался спектакль, или в зале ожидания на Финляндском вокзале, у этих частей спектакля появился дополнительный подтекст. Мой зал тоже оказался его не лишен. Справа от меня разводили Литейный мост, слева возвышалось глухое здание ФСБ. Ни здание, ни наличие стула с табличкой не привлекали внимания прохожих так сильно, как цепочка кораблей на Неве, — практически драматическое противоречие между настроениями левой и правой стороны… Туристы, пьяницы, тиктокеры и редкие спортсмены — вот действующие лица моего спектакля.

АЛЕНА — АРИНЕ

Минут через десять после начала моего спектакля появились чудесные герои: прямо на меня помчались две изумительные собачки. Кажется, они зовутся лысыми терьерами. Хозяин посмеялся: «Ничего у вас такой привал». Но вообще-то эти псы — главное и почти единственное внешнее событие. Люди, за которыми я могла наблюдать, проходили прямо рядом со мной — но большая часть никак не реагировала. Кто-то улыбнется, кто-то просто посмотрит, кто-то совершенно не обратит внимания. Еще я могла следить за тем, что происходит по сторонам. В сквере, кроме администраторов спектакля, никого не было. А во дворе здания напротив периодически появлялись люди. Я сейчас так пишу, что мой стул стоял около медицинского университета, а на самом деле это я узнала только под конец спектакля, когда повернула голову в сторону надписи. А до этого — проводила расследование о том, где я, — но окна быстро все объясняли: через них было видно людей в белых халатах и пациента в ночнушке. Внешняя событийность, событийность пространства у меня такая.

Сцена из спектакля. Фото Алёны

АРИНА — АЛЕНЕ

Повезло! А мне было неинтересно наблюдать за людьми. Наверное, потому что мы существовали в разных пространствах: я — в пространстве спектакля, они — в пространстве реальности. Разве только парнишка на роликах и в вязаной шапке, упавший на асфальт и начавший распевать песни, подпал под театральный фокус зрения. Мне не хватало двух вещей. С одной стороны, во мне была потребность во взаимо-действии. Ведь для того, чтобы спектакль состоялся, нужна энергия двух сторон — сцены и зала. Я, оказавшись на стуле, становилась точкой притяжения внимания, рупором для транслирования, не только зрителем, но и актером для случайных зрителей-прохожих. Однако обратного ответа не получала. Делать из меня точку внимания было бессмысленно, ведь я сама по себе никакого художественного смысла (и вообще смысла) не несла. Я попробовала, пользуясь случаем, создать поверх реальности дополнительное высказывание: включила на всю громкость песни «Океана Ельзи» на украинском, долго-долго слушала. Но прохожие не считывали мой посыл, потому что в принципе, наверное, не знали, что им что-то хотят донести. Ведь о правилах игры никто не договорился, и «зрители» в эту игру не были включены… Я и мой зрительный зал — вещь в себе.

АЛЕНА — АРИНЕ

Кажется, это пример неконвенционального театра, которому отсутствие конвенций скорее мешает! Режиссер Кеша Башинский придумал головоломку: а кто зритель в спектакле? С одной стороны, я, которая сидит на стуле. Предыдущим участником для меня выбрано место и ракурс созерцания. Именно это место и разворачивающееся в нем действие — мой спектакль. С другой стороны, зрители — это случайные прохожие, а также другие люди, которые знают о спектакле «Лес. Сел» и пришли посмотреть. Но я-то не обозначена как актриса… Например, на стриме в телеграм-канале меня называют исключительно «зрительница». Мне подумалось, что Кеша Башинский концептуально вообще отменяет треугольник актер—роль—зритель. Ведь актер — это актор, двигатель действия, а если зритель наделяется правом активного спонтанного действия, то и он становится актором. Однако таких договоренностей изначально нет. Когда мне стало скучновато и сонно, я подумала, что могла бы встать на стул и почитать Маяковского, но зачем… У тебя вот появилась потребность в создании своего высказывания, я, скорее, оставалась в пассивной позиции. Курила сигаретки, подбирала веточки и делала из них фигурки… Знаешь, наверное, это главное отличие хеппенинга Кеши от перформансов Кейджа и Капроу (на которые он сам ссылается в описании спектакля): у Кейджа и Капроу все-таки понятно, на кого смотреть (или предполагалось смотреть). То есть они устанавливали границы между зрителями и исполнителями, но внутри хеппенинга их преодолевали, наделяя зрителя функциями художника. В «Лес. Сел» же границы изначально сняты, зритель один и свободен настолько, что — как можно понять по стриму с других частей — выбирает оставаться зрителем.

Если же говорить о способе смыслообразования — то есть полной самостоятельности зрителя в создании интерпретации действия, — Кеша вполне следует за Кейджем и Капроу… Инструкцию по хеппенингу Капроу читал внимательно.

Ты говорила, что не интересовалась прохожими, потому что вы находились в разных реальностях. Мне-то показалось, что мы все остаемся в плоскости первой реальности (просто первой реальности тоже присущи театральные отношения). Что абсолютно нормально и хеппенингу не противоречит: искусственность на минимум, реальность на максимум. Просто выбранная реальность (Петербурга 10 августа) драматургии лишена. И в этом смысле бессобытийна и бездейственна. Поставили бы стул на границу Ростовской области…

Сцена из спектакля. Фото М. Соколовой

АРИНА — АЛЕНЕ

Актер, роль, зритель… плутаем в трех соснах. Добавим еще четвертую: в тот момент, когда ты определяешь, где будет находиться зал для следующего зрителя, и задаешь ракурс наблюдения, ты становишься режиссером.

Согласна с тобой по поводу отсутствия драматургии действия. Это как раз вторая вещь, которая меня смутила. Нам подают кусок первой реальности, никак не преображенный и не просеянный. Отбирать себе сюжеты мучительно. Смотреть на людей становилось интересно, только когда что-то случалось. Несмотря на то, что Кеша снимает какую-либо структуру, категория события кажется в любом случае необходимой (для хеппенинга в том числе). На стуле ты обретаешь право неприкосновенности. Ты созерцатель, и потому ты бог созданного тобой мира. Другой вопрос, действительно ли что-то создается? Придумывая драматургию самостоятельно, ты создаешь лишь иллюзию драматургии, как бы веря в структуру там, где ее априори нет. Потому я не совсем согласна, что, чтобы спектакль состоялся, достаточно лишь позиции зрителя. Тебя назначают зрителем и после кидают в нехудожественную пучину реальности. А плавать я не умею…

Но, с другой стороны, как театр, «Лес. Сел» все же вырывает тебя из привычного состояния и погружает если не в художественную реальность, то в пространство движения мысли. Нахождение в первой реальности в роли зрителя без возможности погрузиться в полноценную вторую отбывается как наказание. Однако ты — Прометей, прикованный к стулу, — в тотальном одиночестве своего спектакля можешь отдаться медитации и погрузиться в себя. По-прустовски фиксируя поток мыслей, начинаешь наблюдать за своими внутренними сюжетами. И в этом плане выходишь из зала действительно преображенным.

АЛЕНА — АРИНЕ

Возвращаясь к категории события, да и вообще действия. Подумала: ведь к Кейджу и «4.33» у нас нет вопросов и упреков в бессобытийности, почему же здесь возникают, если и то и то — опыт пустой практики? Кажется, что у Кейджа все-таки пустота художественно сконструирована: исполнение музыкальной пьесы Дэвидом Тюдором должно было состояться, но не состоялось — это снятие события происходит внутри перформанса, действует и пресловутый эффект неожиданности… Здесь же ты идешь посидеть в пустоту улицы, лишь слабо надеясь на то, что именно в твое время что-нибудь в этой пустоте случится. Или же ты изначально приходишь с установочкой побыть артистом на стуле (хотя такая возможность заведомо ограничена правилами спектакля). Кроме того, как будто существенным аспектом этого (без)действия должна стать условная внутренняя жизнь. То есть — сеанс саморефлексии. Посидеть-подумать под солнышком… Но все же мы вроде как пытаемся быть осознанными — и самоанализ есть часть повседневного опыта, а не специфично художественного.

Продолжая попытки апологии сидения: может быть, действие — это созерцание?

Сцена из спектакля. Фото Алёны

АРИНА — АЛЕНЕ

Да, созерцание как принцип театра-пейзажа (термин, придуманный Кешей Башинским), где единство действия заменяет поток естественных изменений. Но все-таки работы Боба Уилсона, к которому отсылает Леман в связи с подобной категорией (и которого приводит в пример сам Кеша), предполагают изначальную организованность процесса кем-то сверху. «Лес. Сел» предлагает отказаться от «репрессивного театра с колоннами» (так конвенциональный театр обозначает Башинский), где нам задано, на что смотреть, — зритель лишен выбора. Но на самом деле и в работе Кеши существуют четкие ограничения: нельзя пользоваться средствами связи, взаимодействовать с окружающими, более того — место, в котором будет проходить твой спектакль, выбирает предыдущий зритель, ты не знаешь, где окажется стул на твоем сеансе. Происходит прозрачное моделирование того же репрессивного театра.

взаимоСцена из спектакля. Фото А. Дубинниковой

АЛЕНА — АРИНЕ

Я сейчас осознала, что режиссер Кеша Башинский — вообще-то постмодернист. Такой альтернативный ракурс восприятия: «Лес. Сел» — демонстрация нашего рабского бессилия. Это не просто моделирование репрессивного театра, как ты сказала, это буквально демонстрация репрессивности «спектакля» как такового. Мы приходим в место, которое определено не нами, мы вынуждены смотреть в ту сторону, которую задал предыдущий зритель, мы безропотно подчиняемся правилам, которые нам за полчаса до спектакля прислали в телеграме… Пришел, сел и смотри. Но если в «театре с колоннами» нам художественное действие все-таки дают (притом с живыми и включенными в действие людьми!), то здесь — пустота повседневности, на «созерцание» которой мы соглашаемся и даже больше — пытаемся его оправдать. Кеша Башинский в описании спектакля приводил цитату Ги Дебора: «Мы все наблюдаем похищенную у нас возможность к действию». Так и происходит. Я бы еще добавила другой фрагмент: «Кто уже занял позицию наблюдателя — никогда не станет действовать: таково основное правило для зрителя». Хеппенинг «Лес. Сел» вполне можно рассматривать как политическую акцию, в том смысле, что спектакль впрямую отражает наше положение в сегодняшней российской реальности. Недаром создатель спектакля и мы за ним ведем рассуждения в контексте американских 60-х — времени протестного. В общем, Цой пел: «Помни, что нет тюрьмы страшнее, чем в голове».

АРИНА — АЛЕНЕ

Да, наверное, поэтому мне так хотелось во время спектакля отказаться от позиции реципиента и начать что-то делать — вырваться из заключения бездействия. Все мы в одной большой тюрьме, зрители одного большого спектакля. Но это все про жизнь. А что касается нашего спектакля — жаль только, что в работе Кеши Башинского примат зрителя исключает самоценность художественной формы.

АЛЕНА — АРИНЕ

Хорошо все-таки, что какой-то выбор спектакль предоставляет: можно сесть, посидеть и тут же уйти. В этом смысле — свобода.

Август 2022 г.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.