Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ТЕАТР МИНУС ЗДАНИЕ

СЧАСТЬЕ БУДЕТ?

Фестиваль современного искусства «Архстояние» в Никола-Ленивце в этом году был посвящен поиску опоры и надежды в мире, который всеми силами эту надежду пытается отнять. Тема фестиваля — «Счастье есть?» — побуждала художников, архитекторов, перформеров и музыкантов поразмышлять над вопросом, который не предполагает внятного ответа априори. Найти этот ответ пытались и режиссеры, ставшие участниками театральной программы фестиваля.

Д. Волкострелов на фоне арт-объекта «Мавзолей мечты». Фото А. Балясниковой

А. Панин в спектакле «Это спектакль». Фото Н. Богомолова

Первый спектакль начинается еще по пути в Никола-Ленивец в трансферном автобусе из Москвы. Режиссер Габбилен Галычев не оставляет простора для размышлений о театральности всего происходящего, весьма категорично заявляя в самом названии — «Это спектакль». Поначалу кажется, что зритель попадает на достаточно заурядную автобусную экскурсию об истории Никола-Ленивца. Но не тут-то было. Окна автобуса заклеены фотобумагой с размытыми подмосковными пейзажами, которые создают эффект движения, но заслоняют тем самым пейзаж натуральный, разрушая сам принцип автобусной экскурсии (художник — Михаил Жигульский). Голос гида (Александр Панин) звучит монотонно и невнятно, одну часть зрителей убаюкивая, вторую приводя в бешенство. Автор иронизирует над подобным форматом сначала едва заметно, потом все сильнее и, наконец, ломает заданную структуру, вмешиваясь в нее буквально: гид перестает говорить в микрофон, и оказывается, что все это время он имитировал живую речь, а звучащий голос — не что иное, как записанная речь режиссера. С этого момента Габбилен Галычев становится главным организатором действия, при том, что физически его в автобусе нет, а пассажиры слышат только его голос из колонок над каждым сиденьем. Вступая в диалог со зрителем, режиссер сразу задает правила игры: «Это мой спектакль, а не ваш. Поэтому я буду делать все, что захочу. Если вам не понравится — вы все равно не сможете выйти из зала». Таким образом, автобус становится лишь местом, объединяющим людей в одном пространстве на определенный промежуток времени: четыре часа пути и около пятидесяти человек ничем не занятой публики — этим и решил ловко воспользоваться Галычев. Первым делом всем зрителям предлагают выпить, разливая по стопкам гигантскую бутыль настойки. Актер, играющий гида, пытается встроиться мимикой в фонограмму, снова имитируя голос режиссера. В дальнейшем спектакль объясняет сам себя: режиссер подробно раскрывает зрителю, как устроен его «интеллектуальный розыгрыш», то есть экскурсия-обманка, а затем начинается путешествие другого рода — «экскурсия по мне», как, не стесняясь, заявляет режиссер. Это могло бы быть бессмысленным парадом самолюбования, если бы не форма, в которую Габбилен Галычев облекает свой рассказ, — бенефис в отсутствие главного героя. В автобусе задвигаются шторки на окнах, становится темно, лобовое стекло и место водителя отделяет своеобразная кулиса. В луче маленького прожектора появляется гид во фраке и в стиле вечернего шоу с закадровым смехом начинает продолжительный рассказ о разнообразных проектах Галычева в области театра и современного искусства, о его опыте участия в «Архстоянии». Для наиболее любопытных зрителей подробное описание каждого из проектов находится прямо под пассажирскими креслами, на приклеенных к ним бумажках. Что это — особый вид иронии или доведенная до гротеска самореклама, остается только догадываться. Периодически рассказ гида-ведущего прерывается и в автобусе одна за другой звучат песни из «топа-10 самых грустных песен по версии Габбилена Галычева». Путь к обретению счастья через светлую (и не всегда светлую) грусть — интересный мотив, который, к сожалению, так и не получает развития. Режиссер признается, что в целом не старался привязать спектакль к теме фестиваля. Поскольку центром всего действия была личность режиссера, то вполне объяснимо, что счастье в этом случае получилось односторонним — Галычеву, как ему кажется, наконец удалось сделать на «Архстоянии» что-то стоящее. Закончив свой рассказ о бесконечном творческом поиске, гид-ведущий выпрыгивает из автобуса, провожая пассажиров самозабвенным пением под фонограмму. Что именно должны испытать зрители спектакля по приезде в Никола-Ленивец, насколько целостное художественное впечатление приобрел каждый из них, остается загадкой. Тем не менее нельзя не отметить, что на въезде в Никола-Ленивец, когда из окна уже виднеются поля и знаменитые гигантские арт-объекты, а в автобусе звучит каноническая тема из «Парка Юрского периода» (последняя в подборке режиссера), внутри все же появляется легкий детский трепет. Счастье ли?

«Это спектакль». Сцена из спектакля. Фото Н. Богомолова

«Это спектакль». Сцена из спектакля. Фото Н. Богомолова

«Это спектакль». Сцена из спектакля. Фото Н. Богомолова

Партисипаторный спектакль Дмитрия Волкострелова «встреча/место» был нацелен непосредственно на поиск. Поиск не только счастья, но и самого спектакля. Перед зрителем двенадцать шалашей на лесной аллее, в каждом из них в течение всего дня находится перформер. Начать движение можно с любого конца маршрута, а можно и с середины. Режиссер предлагает заглянуть внутрь каждого шалаша и провести пять минут наедине с незнакомым человеком. Спектакль обращает внимание зрителя внутрь себя, при этом раз за разом сталкивая с новыми людьми. Впечатление складывается из цикла встреч, которые, в зависимости от маршрута, формируют индивидуальный зрительский опыт. Так, в одном из шалашей можно просто о чем-нибудь вместе помолчать (договорившись заранее, о чем именно) и провести пять минут в глубоко насыщенной смыслом тишине, в другом — включить человеку свою любимую песню, в третьем — вступить в бумажную переписку. В первом, а для кого-то, наоборот, последнем шалаше зрителя ждет старый кнопочный телефон всего с двумя контактами в телефонной книге: «Счастье» и «есть?». Позвонив по одному из номеров, можно несколько минут поговорить по телефону о чем-то самом важном с одним из перформеров, который сидит где-то на этой же длинной аллее. Вопросы, которые задает невидимый собеседник, обычно не ожидаешь услышать со стороны, а задаешь иногда себе сам, где-то внутри. Но в этот самый момент, сидя в шалаше, в лесной тишине Никола-Ленивца приходится формулировать, доволен ли ты собой, от чего ты в последний раз плакал, есть ли у каждого из нас предназначение, а во всей жизни хоть какой-то смысл. Перформеры (актеры Мастерской Брусникина, театра post, пермского Театра-Театра) относятся к зрителю с вниманием и нежностью, понимая, что каждая новая встреча становится особым звеном в цепочке переживаний. Поэтому, то и дело находясь в тесном контакте с незнакомым человеком, удается испытать все что угодно, за исключением, наверное, дискомфорта. Череда встреч в поисках счастья образует хрупкую систему из взаимоотношений человека с незнакомыми встречными, с пространством как будто бы бесконечной аллеи и, наконец, с самим собой. Перформеры принципиально не называют себя актерами, а все происходящее — спектаклем. Этот партисипаторный проект рождает у зрителя сложный комплекс чувств очень простыми средствами: есть определенный промежуток времени, которое займет прохождение всего маршрута, пространство лесной аллеи, то и дело сужающееся до полутора квадратных метров внутри шалаша, и несколько незнакомцев, встречающихся на пути. Именно этот путь проявляет хрупкость и мимолетность счастья, невозможность раз и навсегда его обрести. Пытаясь ответить на один-единственный вопрос, зритель попадает в зону, где он исследует самого себя: вдруг может стать невыносимо грустно, и это счастье — разделить с кем-то свою грусть; или можно наконец отстать от себя и ничего не требовать, расслабиться и погрузиться в тишину; или заметить, что сам факт твоего существования вызывает у кого-то искреннюю улыбку.

«встреча/место». Сцены из спектакля. Фото С. Митина

«встреча/место». Сцены из спектакля. Фото С. Митина

«встреча/место». Сцена из спектакля. Фото М. Хавториной

Еще одной работой Дмитрия Волкострелова на фестивале стал аудиоспектакль «Мавзолей мечты», который является своеобразным комментарием к арт-объекту архитектора Тотана Кузембаева — двадцатидевятиметровой башне, сложенной из самых разнообразных материалов, от дерева и бетона до битых бутылок и простреленного шифера, и символизирующей стремление человека добраться до рая. Надевая наушники, зритель не отправляется гулять по определенному маршруту, чего обычно ожидаешь от аудиоспектакля, он может просто сидеть недалеко от башни и разглядывать ее составляющие. Именно об основе этой башни, о том, на чем построена мечта человечества о рае, спектакль Волкострелова, созданный вместе с драматургом Павлом Пряжко и композитором Дмитрием Власиком. Зритель слышит монотонные женские и мужские голоса (Анастасия Великородная, Сергей Карабань, Инна Сухорецкая, Павел Чинарев), рассказывающие о каждом материале, лежащем в основе башни. Мы узнаем о том, как человек открыл для себя стекло, кирпич, медь. Каким образом этот материал добывается, производится и используется в обычной жизни. Но внятного рассказа не получается — голоса то и дело прерываются, затухают или, наоборот, зацикливаются, вязнут в поч-ти гипнотической аудиальной среде, созданной Дмитрием Власиком. Сбивчивое повествование превращается в мантру — сидя посреди бескрайнего поля, ты наблюдаешь гигантскую махину, для создания которой человек приложил все возможные усилия, потратил все известные ресурсы, и все равно ощущаешь себя маленькой песчинкой, не властной ни над чем, кроме собственной жизни. «Мавзолей мечты» становится не только рассуждением о соотношении человеческого и природного, но и прямой иллюстрацией бесконечного желания человека объять необъятное, подчинить себе все, несмотря на препятствия, уготованные природой и здравым смыслом. В этом случае Волкострелов работает в большей степени с пространством, балансируя между сайт-спецификом и комментарием к инсталляции. «Мавзолей мечты» добавляет к зрительному опыту чувственный и превращает тем самым изучение арт-объекта в спектакль. Он идет сеансами продолжительностью по полчаса, и, чтобы получить полное впечатление, конечно, лучше слушать от начала до конца. Тем не менее видимых ограничений нет: наушники лежат неподалеку от башни, можно надеть их в любой момент, словно воспользовавшись порталом, расширяющим пространство не физическое, а смысловое. Внутри башни стоит деревянный стол на ножках из бедренных костей животных. На столешнице выцарапана надпись: «Мечтая о счастье, не делай несчастными других». Позже окажется, что первый ярус башни, который внешне сделан из глины, в действительности состоит из костей и только недавно, из эстетических или гуманистических соображений, был прикрыт слоем глины. К вечеру возле башни под палящим солнцем начинают летать мухи, появляется густой, неприятный запах. Он сохраняется еще несколько дней. Мечта о рае, в основании которой гора костей, — есть ли это то счастье, к которому стремилось человечество? А главное, каким оно будет теперь — наше счастье?

«Мавзолей мечты». Сцены из спектакля. Фото А. Балясниковой

«Мавзолей мечты». Сцены из спектакля. Фото А. Балясниковой

«Мавзолей мечты». Сцены из спектакля. Фото А. Балясниковой

Неудивительно, что на «Архстоянии» разговор о поиске счастья был сопряжен с поиском театральной формы. Глобальные вопросы, которые все больше волнуют человека сегодня, как будто требуют диалога на другом уровне, избегая какой-либо условности. Все три спектакля из театральной программы фестиваля представили зрителю разные виды чувственного опыта, будь то счастье субъективное, как в спектакле Габбилена Галычева и проекте «встреча/место», или коллективное, о чем рассуждают создатели «Мавзолея мечты». Способность чувствовать и интенсивно переживать, такая нужная нам сегодня, становится ключевой в каждой из театральных форм, предложенных режиссерами. Риторический вопрос, который поднимает тема фестиваля, конечно, остался без ответа. Но там, где разум оказывается бессилен, на помощь приходит чувство. Нужно только его распознать.

Август 2022 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.