Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ТЕАТР ПЛЮС ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ

ДМИТРИЙ ГОМЗЯКОВ: «ТАКОГО СПЕКТАКЛЯ, КАКИМ ОН БЫЛ 27 ФЕВРАЛЯ, БЫТЬ БОЛЬШЕ НЕ МОЖЕТ»

Дмитрий Гомзяков — режиссер, актер, создатель нескольких независимых театральных проектов в Томске. В 2010 году окончил Алтайскую академию культуры (курс Валерия Золотухина), с 2008 года играл на сцене Молодежного театра Алтая. После того как из театра вынудили уйти главного режиссера Дмитрия Егорова, Гомзяков покинул Барнаул и в 2014 году стал артистом Томского ТЮЗа. Позднее окончил заочно режиссерский курс в Высшей школе сценических искусств К. Райкина (мастер Кама Гинкас) и с 2018 по 2021 год был штатным режиссером Томского ТЮЗа. Во время интервью находился в процессе переезда из Томска в Новосибирск.

Д. Гомзяков. Фото из архива режиссера

Осенью 2021 года спектакль Дмитрия Гомзякова «Дальше» участвовал в программе фестиваля актуального театра «ХАОС» в Новосибирске, где стоял в одной афише с постановками Константина Богомолова, Марата Гацалова, Юрия Квятковского, Петра Шерешевского и других именитых российских режиссеров. Хотя всего пять лет назад — пусть это и было в позапрошлой жизни — у него в активе был только дебютный спектакль «Март» по пьесе Ирины Васьковской (Томский ТЮЗ, 2016) и мысль о поступлении на режиссуру. Путь довольно стремительный, тем более для человека, который все это время жил и работал в небольших городах Сибири, а не перебрался туда из Москвы или Санкт-Петербурга.

Д. Гомзяков. Фото из архива режиссера

Пьесу «Март» — жутковатую историю о разложении привычной патриархальной семьи на атомы — Гомзяков поместил в стерильное серое пространство. Выделяются в нем только работающий телевизор и красная звезда на елке (художник Константин Соловьев). Главная героиня Маша (Светлана Гарбар) возвращается домой после нескольких месяцев отсутствия. В процессе мы понимаем, что вынудило ее сбежать: мать и муж проживают невыносимо скучную жизнь, старательно копируя стереотипы из телевизора. Они сидят на диване, обсуждают, как надо существовать, и не отрываются от ящика. Все актеры играют спектакль в предельно реалистичной манере, так же скучно, как живут их персонажи. Центральной темой становится материнская нелюбовь — мать готова отказаться от нерадивой дочери, подталкивает ее мужа к тому, чтобы в доме появилась другая женщина, и совершенно не желает приглядеться к собственному ребенку.

Эта тема, очевидно, занимает большое место в рефлексии режиссера. Нездоровые отношения матери и ребенка рассматриваются и в «Чайке» (Томский ТЮЗ, 2019), и в «Битве за Мосул» (проект «Открыто», 2019), и, конечно, в «Маме» — спектакле, с которого в декабре 2018 года начался томский независимый театр «Открыто».

Проект стартовал в конце 2018 года с показа «Мамы» на сцене школы музыки, театра и кино «Виртуозы». Этот спектакль, как и «Март», вырос из самостоятельной работы в ТЮЗе, но Диме и Ольге Райх (актрисе и соавтору проекта «Открыто») было принципиально важно выйти за пределы государственного театра и попытаться создать некую альтернативу.

Дмитрий Гомзяков «Открыто» — не очень продуманное, но очень сильное желание делать что-то еще, помимо того, что удается сделать в рамках государственного театра. Хотелось взять на себя ответственность и не проходить бесконечные жернова согласований, выделения средств и т. д. Позднее оказалось, что это очень (даже слишком) сложно — быть и режиссером, и директором, и завпостом, и рекламщиком одновременно.

Антон Алексеев Ты говоришь, что проект возник потому, что надоели проволочки в театре. При этом, на мой взгляд, в ТЮЗе ты потом сделал спектакли гораздо более смелые и по форме, и по содержанию, чем те, что выходили в «Открыто».

Гомзяков Те спектакли, которые вышли, могли бы быть в несколько раз лучше, если бы я не отвлекался в процессе на какие-то вечные звонки, администрирование и прочее. В итоге мы выгорали, выгорали, выгорали… При этом, помимо «Мамы», там еще вышел, например, «Июль» Вырыпаева, который не очень возможен для игры в театре юного зрителя. Потом там же мы сделали первый в Томске променад — «Человек в квадрате», и тогда еще тоже было неясно, как его сделать в гостеатре. Последним спектаклем «Открыто» стала «Битва за Мосул» по пьесе Алексея Житковского, и его тоже довольно сложно представить в ТЮЗе.

Алексеев Через полгода после закрытия «Открыто» вы с Олей снова запустили независимый проект — «Т. Ч. К.». Чем они отличаются друг от друга?

Гомзяков По факту вышло, что ничем. Но изначально «Открыто» — это история про репертуарный театр: у нас был набор спектаклей, и мы пытались их играть. Некая модель, которая копирует театры без своей площадки, типа «Невидимого театра» Серзина. «Т. Ч. К.» изначально проектная история, мы пытались придумать лаборатории, чтобы люди приходили, что-то делали и разбегались, плюс создать городское комьюнити, которое все это поддерживает. В итоге у нас вышел только один спектакль «Плотник» по пьесе Лидии Головановой. Но я надеюсь, что Оля будет дальше им заниматься и у «Т. Ч. К.» еще что-то получится.

Первым спектаклем Димы на большой сцене стала дипломная постановка чеховской «Чайки» (Томский ТЮЗ, 2018), в которой он использовал язык отечественных и зарубежных режиссеров десятых годов XXI века. Камеры и одновременная трансляция лиц артистов на задник, эпизоды таинственного молчания, субтитры и микрофоны — очень узнаваемая эстетика, которую Гомзяков не присваивает, а, напротив, осматривает со стороны. Спектакль начинается с того, что артисты, прежде чем представить себя и своих персонажей, перечисляют плеяду известных актеров, которые играли эту роль прежде. Затем, постепенно двигаясь по тексту Чехова, сквозь наслоения приемов Богомолова и Бутусова, они приходят к финалу, в котором угадывается «Чайка» Станиславского, — артисты в одеждах, имитирующих платья, пиджаки и брюки конца XIX века довольно спокойно, а главное, статично разыгрывают сцену игры в лото. Сразу после объявления о смерти Треплева занавес плавно закрывается. Ретроспективный взгляд на способы работы с классическими текстами, сквозь который все равно просвечивало собственное высказывание: и старым и новым формам — всем места хватит, причем в рамках одного спектакля.

«Чайка». Сцена из спектакля. Томский ТЮЗ. Фото Н. Бочковой

Пройдя стандартный стартер-пак для молодого российского режиссера — спектакли по современным пьесам и постмодернистское переосмысление классики, — Гомзяков меняет вектор своих поисков. После еще одного спектакля на большой сцене «Портрет» (Томский ТЮЗ, 2020), где он постарался уйти как можно дальше от литературного первоисточника, режиссер отбрасывает текстовую опору и начинает сочинять спектакли вовсе без нее.

«Чайка». Сцена из спектакля. Томский ТЮЗ. Фото Н. Бочковой

Весной 2021 года на малой сцене ТЮЗа выходит спектакль «Дальше». В нем шесть артистов в разных форматах высказываются о своих чувствах и переживаниях. Это может быть буквально — когда актер подходит к микрофону и перечисляет свои страхи, или опосредованно, когда актриса считает от одного до числа, обозначающего ее возраст, и в каждой паузе или интонации можно уловить пересказ собственной жизни. Свой перформанс здесь есть и у режиссера: Дима присутствует в спектакле своим текстом — бегущей строкой над головами артистов, — задавая рамку повествованию. Практически каждый показ спектакля отличается от предыдущего, причем меняется как нарратив, так и форма, в которой высказываются артисты. Неизменным остается только финал — обязательное обсуждение со зрителями, в которое органично переходит каждый показ.

Гомзяков Не считаю себя великим, глубоким, умным, гениальным, бездонным, из которого можно бесконечно что-то черпать, черпать, черпать. Мне нужна какая-то подпитка, но в последних проектах я сознательно от нее отказывался. Пытался создавать из себя и того, как я рефлексировал по поводу реальности. Вернее, по поводу себя и тех, с кем создаю спектакль, — когда я говорю о горизонтальном театре, горизонтальных отношениях в производстве театра, я понимаю, о чем говорю. Мне неважно, насколько артист технически оснащен, гораздо важнее то, в каких отношениях он находится с этим временем. Сейчас мне кажется, что у этого способа делать театр есть потолок. Возможно, его и нет, но я пока не придумал, как дальше, куда еще двинуться. Плюс — сейчас вообще не очень понятно, зачем театром заниматься, но не заниматься им я, к сожалению или не к сожалению, не могу.

ГОВОРИТЬ ИЛИ ПРОМОЛЧАТЬ?

Алексеев После 24 февраля одним из самых больших разочарований для меня стал показ спектакля «Герои среди нас» Никиты Бетехтина в Нижнем Новгороде. Этот спектакль (премьера была еще прошлой осенью)чем-то похож на «100 % Воронеж» Римини Протокол и одновременно «Я (не) уеду из Кирова» Павловича. В нем действуют несколько артистов и человек сорок горожан, которые говорят о проблемах своих и нижегородцев вообще. Понятно, что там такой искренний способ существования, и это основа языка спектакля. И вот на показе в мае ни одного слова не было сказано ни про режиссера, который уехал из страны после того, как его начали отменять, ни вообще про ситуацию. То есть сознательно в таком искреннем по духу спектакле создается обманчивая иллюзия, что все в порядке.

Твой «Дальше» состоит из микроперформансов, в которых на каждом показе артисты говорят о том, что их волнует в данный момент. Я видел его давно вживую, но потом, когда был в экспертном совете «Артмиграции», глянул видео более поздней версии, которая записана после 24 февраля. И там я увидел искренних людей, которые говорят о том, что боятся умереть, что не понимают, как вообще это все воспринимать. Спектакль на фестиваль не пропустили, хотя на совете этот вопрос поднимался отдельно и несколько экспертов были за него. Формально он по баллам не проходил, но есть вероятность, что если бы вы послали более раннюю запись, то его все-таки туда взяли бы. Для меня это неявная, но все же цензура. А в Томском ТЮЗе отреагировали на то, как идет спектакль сейчас? И вообще сталкивался ли ты когда-либо с цензурой?

Гомзяков Спектакль «Дальше» каждый раз собирается заново. Сегодня очередной показ, и я писал утром свой новый текст туда. И я в нем говорю о своих проблемах со здоровьем, потому что больше ни о чем не могу думать, например. Та запись, которая попала на «Артмиграцию», была сделана 27 февраля, и естественным образом и актеры, и зрители ни о чем другом говорить не могли. Тогда еще никто не понимал, сколько это продлится, и не было ощущения, что мы говорим что-то подцензурное.

Алексеев Понятно, что в моменте никаких вопросов не возникло — спектакль так устроен, в нем поменялся нарратив, все ок. А сейчас как он идет? Возможен ли такой показ, как 27 февраля, в июле?

Гомзяков Давай я эту тему сразу проговорю. Я согласился на это интервью, и мне очень дорогой человек написал: «Дим, пожалуйста, давай ты вообще пройдешь эту тему и промолчишь». И я сказал — да, хорошо. Это я так отвечаю тебе на вопрос — наверное, такого спектакля, каким он был 27 февраля, больше не может состояться. Пока не может. Когда я делал «И», меня сильно размотало и я впервые с начала всего этого написал пост. И мне тут же несколько человек написали — Дим, ну вот сейчас не надо. И я продолжил молчать. Я отвечаю не только за себя. Короче, это еще один нерешенный мой вопрос. Очень сложно.

«Чайка». Сцена из спектакля. Томский ТЮЗ. Фото Н. Бочковой

ОСТАТЬСЯ ИЛИ УЕХАТЬ?

В июне 2022 года, пока Дима работал в новосибирском «Первом театре» над спектаклем «И», возникла идея сделать читку пьесы Константина Стешика «Друг мой». Участвовал в читке актер театра «Красный факел» Алексей Межов, с которым Дима когда-то вместе работал в Алтайском молодежном. В пьесе Стешика описывается день двух закадычных друзей, который мог бы стать необычным, но не стал, потому что любые самые жесткие обстоятельства воспринимаются ими как должное. Пока Межов обаятельно читал текст, Гомзяков листал на ноутбуке и показывал зрителям с проектора фотографии их совместной барнаульской юности.

В конце мая Алексей Межов вместе с женой Юлей Бухариной приняли решение осенью уехать из России. Дима тоже уезжает. Он закончил свой томский этап и перебирается в город побольше. Переезд в Томск случился в 2014 году, когда Молодежный театр Алтая разрушился от нескольких решений руководства региона. В Барнауле он еще не думал о режиссуре, но в качестве артиста поработал с людьми, которых сегодня называет своими главными учителями, — с Дмитрием Егоровым и Вячеславом Кокориным.

«Дальше». Сцена из спектакля. Томский ТЮЗ. Фото В. Дударева

Гомзяков Митя — человек, который дал прививку хорошего театра. Мы были в Барнауле совсем молодые, готовые все впитывать, и к нам приезжает молодой Митя Егоров и делает сначала один хороший спект, потом второй, в котором мы все заняты, показывает нам видео, рассказывает про Габриадзе, Праудина. Он нам показал, что театр — это про сегодня, показал, как можно разговаривать со зрителем. И это такая прививка, которая из тебя уже не выйдет.

С Кокориным мы пересеклись там же, в Молодежном театре. Он успел выпустить «Бумбараш», «Шинель», «Бременских музыкантов». И я тогда был очень плотно занят у него как артист, полюбил эту систему, работу на вход. Когда я занимаюсь каким-то более конвенциональным театром, интуитивно ее использую в работе с артистами. «Дедушка» был очень жестким в работе, никогда не лез за словом в карман. Очень ему благодарен за все.

«И». Сцены из спектакля. Новосибирский «Первый театр». Фото В. Копалова

ТЕАТР ИЛИ ПЕРФОРМАНС?

Постепенно территория эксперимента расширяется. В конце 2021 года в театре кукол и актера «Скоморох» выходит спектакль «Ни одного неграмотного». Его можно назвать постдокументальным. Двое артистов (Олеся Кондратьева и Юрий Орлов) изображают на сцене интервью в стиле Гордеевой или Собчак. Вот только интервью это в XXI веке берут у человека, который реально жил в Томске в конце XIX — первой половине XX века. Перевоплощение актера в Петра Макушина — создателя первого в Томске книжного магазина — происходит за счет виртуальной маски, которую зритель видит в черно-белой трансляции с камеры. В начале кажется, что такая форма спектакля излишне проста и нужна только для того, чтобы в более-менее современной игровой форме пересказать биографию Макушина. Ближе к финалу игра в современное интервью становится более захватывающей, чем фигурагероя, который явно пытается выкрутиться, уйти от каверзных вопросов, стесняется своей финансовой успешности и опасается сказать лишнее. Самоцензура уже давно мертвого человека — вот что по-настоящему цепляет в спектакле прямо сейчас.

Дальше Дима вместе с Ольгой Райх выходят на территорию перформанса — участвуют в фестивале «48 часов Новосибирск» с интервенцией «Искусство выживания». Они много часов простояли в центре города в прозрачных шарах, пытаясь разными способами взаимодействовать друг с другом и с горожанами. Спектакли тоже продолжают исследовать различные формы перформативности: в «Лучшем спектакле малой формы» (Томский ТЮЗ, 2022) артисты несколько часов изучают русскую хтонь, постепенно вовлекая в этот процесс зрителей. Последний спектакль «И» в «Первом театре» (Новосибирск, 2022) — вообще коллективное чтение романа Толстого «Война и мир», в котором зрители и артисты премешиваются и перформерами становятся все.

«И». Сцены из спектакля. Новосибирский «Первый театр». Фото В. Копалова

Алексеев Для меня «Лучший спектакль малой формы» — сборник кринжа. В описании на сайте театра это зовется «русской хтонью» — артисты пародирует какие-то застольные разговоры старшего поколения, марафон Блиновской, актерские штампы, ты пародируешь разные штампы современного театра — начиная от совместных танцев со зрителями (привет золотомасочному спектаклю Волкострелова), разговоры у микрофонов бесконечные — действие первых частей вообще полностью происходит за столом импровизированной радиорубки, потом Достоевский переодевается в балерину… Хотелось бы мне очутиться в зале с теми, кто вообще не понимал, куда идет. Наверняка такая накаленная была бы атмосфера.

Гомзяков Интересно, что такое ощущение — от видео. В зале, наоборот, очень доброжелательная всегда атмосфера, в конце многие плачут, дарят друг другу бумажных голубков, которых мы выносим. Мне кажется, что это очень простой для зрителя спектакль — просто сидишь, воспринимаешь, и что-то в тебя попадает, что-то нет. Местные критики пытались разгадать там загадки — не надо! Это спектакль-ощущение, он складывался из того, как мы с актерами проникали друг в друга. Когда мы его выпустили, я подумал — ну и что, Дима, вот такой спектакль у тебя получился? А почему бы и нет? Спектакль-вайб, у него жанр — кек. И главное, что люди как-то ловят это, в них многое попадает.

Алексеев При этом кажется, что это еще и некая попытка синтеза того, чем ты занимался последние пять лет: и сторителлинг, и документальный театр, и перформативная практика, и партисипаторный театр, и даже театр художника (то самое переодевание Федора Михайловича в красивом дыму). Такой отчет — вот я попробовал разные форматыактуального спектакля, и если их все сложить, то получится это.

Гомзяков Уже название спектакля предполагает некую игру с главным театральным фестивалем страны. У меня был подобный опыт в «Чайке», но там я черпал не из себя, а из всего, что успел увидеть и услышать, — играл в разные почерки мировых режиссеров, а здесь, наоборот, деконструировал те приемы, которые использовал сам. Теперь нужно понять, куда двигаться дальше, — поиграл во все это, отказался, и вот теперь есть пауза на раздумье.

Алексеев Складывается ощущение, что ты в своих спектаклях постепенно пробуешь разные способы создания и показа спектаклей. Сначала была работа с современными текстами и существование в традиционной модели актер—роль, затем постмодерн с разъятием классического текста и освоением постдраматического театра, театра художника, где актеры еще часто играют персонажей, но эти персонажи уже совсем далеки от тех, что воображали авторы текстов. Потом начинается движение к перформативному существованию, а параллельно документальный и постдокументальный театр, где артисты сами становятся документами. Последний спектакль — «И» в новосибирском «Первом театре» — уже совсем партисипаторная история, где актеры и зрители существуют на равных. Кажется, что цикл пройден. Разве что у тебя еще планируется променад с дополненной реальностью, где актеров не будет совсем и зрители сами с гаджетами будут себе спектакль создавать. Что дальше? Куда еще можно двинуться в этом исследовании современной режиссуры?

Гомзяков Вот именно на этом вопросе мы зависли сейчас с моим сотворцом, художником Женей Лемешонком. Когда мы делали спектакль «И», я пришел к ребятам из «Первого театра» и честно им сказал — я не знаю, что сейчас делать, есть только я и вы, давайте что-то мутить. И спасибо огромное ребятам, что они не посчитали меня за мудака и пошли за мной. Мы занимались с ними перформативными практиками, тянули мою бесконечную тему про дискоммуникацию и так далее. И в какой-то момент пришло понимание, что кризис коммуникации уже стал каким-то общим местом. Хотелось конкретики. Параллельно мы читали «Войну и мир» и в итоге пришли к тому, что кризис коммуникации сейчас в том, что мы не понимаем, что такое любовь. Решили делать спектакль про любовь, вернее, про то, что это очень неоднозначное понятие. В «И» зрители и артисты сидят за одним круглым столом, и не очень понятно, кто там есть кто. Одна из артисток на репетициях задала очень верный вопрос — а зачем мы вообще тут нужны? По сути, в этом спектакле они перформеры без акта, просто проводники, которые подсказывают, что за чем идет. Это уже такая тотальная деконструкция театра. После того как мы это сделали, сидим с Женей на кухне и понимаем, что все. Дошли до такого обнуления, что реально непонятно, что дальше.

Алексеев Так, и вы к чему-то пришли в итоге?

Гомзяков Первая мысль была, что нужно снова вернуться к тексту. Когда ты обнуляешь прием, обнуляешь смысл, ты же и себя обнуляешь, обнуляешь свой способ взаимодействия с реальностью, способ жить, как бы это пафосно ни звучало. И теперь мне снова нужно на что-то опереться. Это уже отчасти произошло в «И», потому что именно в качестве опоры мы начали читать Толстого, плюс вовремя вышла книга Вити Вилисова «Постлюбовь», которая органично встроилась в нашу тему.

Алексеев Получилось «Война и Постлюбовь»?

Гомзяков Да, почти так. Ищу точку опоры, и первое, что приходит на ум, — текст. Но это не точно.

«Лучший спектакль малой формы». Сцена из спектакля. Томский ТЮЗ. Фото В. Дударева

Финалом интервью стал блиц — несколько вопросов, в которых нужно было сделать выбор. Ответы на него делят этот текст. О том, какие это были ответы, можно узнать по выделению нужного слова. Ну или по тому, какой кусок текста следует за вопросом.

«Ни одного неграмотного». Сцена из спектакля. Томский театр «Скоморох». Фото из архива театра

P. S. После 24 февраля я не написал ни одного текста про театр. Это молчание — попытка внести свой небольшой вклад в информационный поток, то есть не множить тотальную иллюзию нормальности. Редакторки нового номера «ПТЖ», конечно, не знали об этом, когда предложили мне сделать какой-нибудь материал. Не знали они и того, что этот текст может стать поводом молчание прекратить, причем не только для меня, но и для героя статьи. Стоило ли ради этого материала снова открывать крышку ноутбука? Не уверен.

Август 2022 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.