Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ТЕАТР ПЛЮС МОЛОДОСТЬ

ЗУМЕРСКИЙ РАЗГОВОР

Беседу с Федором Федотовым ведет Алиса Фельдблюм

С 2020 года Федор Федотов — режиссер Пермского театра оперы и балета. Первой его постановкой в Перми стал перформативный концерт на музыку Валерия Гаврилина «Вечерокъ». В 2020 году на «Точке доступа» Федотов поставил музыкальный интерактивный онлайн-перформанс «Расскажите / Точка связи». В 2021 году он был куратором инсталляции «Лимб» на Международном Дягилевском фестивале. В этом году Федотов окончил Санкт-Петербургскую консерваторию — его дипломный спектакль «Curlew river / Река Керлью» вошел в репертуар Пермского театра оперы и балета.

С Федором мы поговорили в январе 2022 года.

Инсталляция «Лимб». Фото М. Дмитриевой

Алиса Фельдблюм Федя, ты сейчас только начинаешь свой режиссерский путь и живешь при этом в Перми, где театров не так много. Как можно, будучи режиссером, не подпитываться хорошим театром?

Федор Федотов Ну во-первых, спасибо большое TheatreHD — смотрю все трансляции. Во-вторых, много ли куда, скажи, можно в Питере ходить смотреть на оперную режиссуру?

Фельдблюм А ты ходишь только на оперу?

Федотов В основном. В плане культурного уровня в Перми дела обстоят отлично. А без драмы я живу вполне спокойно, иногда хожу…

Фельдблюм То, что ты делал на «Точке доступа», — театр?

Федотов Нет… Для меня, как человека с очень узкой специальностью и притом очень консервативной, это была перформативная практика. Оперная режиссура — это определенный коридор, в котором есть свои устоявшиеся мейнстримы и свои традиционные вещи: все мы знаем, что мы приходим на оперу, и догадываемся, что мы увидим. Для меня театр — это когда мы пришли в зал, посмотрели на действие за четвертой стеной, ушли. Современный жанр сайт-специфик я воспринимаю как перформанс в прямом его переводе — представление. Для меня в этой системе координат гораздо проще все понять. Если я буду долго разбираться, почему это театр или не театр, то перформанс не вызывает вопросов.

Ф. Федотов. Фото из архива режиссера

Фельдблюм Бытует мнение, что театр — это все, что так себя называет. Ты с этим согласен?

Федотов Нет, не совсем. Существует гра-ница между конвенциональным театром и не-конвенциональным театром. Под неконвенциональным подразумевается современный. В режопере тоже есть эти деления. Черняков, например, также занимается современным театром. Хотя я его воспринимаю как традиционный. Конечно, сейчас, в эпоху неконвенционального театра, ты можешь поставить что угодно в любом формате, назвать это оперой, и это будет оперой — никто тебе ничего не скажет. Но если взять те конвенции, которые у нас были до 1950-х годов, до появления постдраматического театра, у оперы есть свои жанровые особенности. Самое прорывное лично для меня, что было в опере до сих пор, — «Эйнштейн на пляже» Роберта Уилсона. По-моему, это 1976 год. Давным-давно. И до сих пор, мне кажется, современней этого ничего не было. Даже если мы берем всю эту неконвенциональную историю. Потому что, по факту, это была опера, она и была сделана как опера, но сколько Уилсон всего преодолел в рамках этого жанра! Это как, например, с кино. Кино же немного застряло в своей репрезентации — мы, посмотрев пару фильмов, понимаем, что смотрим кино. Нас уже не удивить. Сложно в кино найти какие-то новые приемы, новый сторителлинг, чтобы это отличалось от того, что мы понимаем под кино.

Фельдблюм А «Французский вестник» Уэса Андерсона?

Федотов «Французский вестник» — это кино. Оно очень театральное, может быть, но понимаешь, у нас есть отношение: я сижу в зале и смотрю на картинку, за которой актеры. Даже когда они рушат четвертую стену, что уже давно не новый прием, то все равно это кино. Я понимаю, как со мной говорит режиссер.

Фельдблюм А нужно, чтобы ты не понимал?

Федотов Нет, надо, чтобы понимал. И «Французский вестник» как раз хороший пример — он выжимает максимум из возможностей кино на данном этапе.

Фельдблюм Если с кино понятно, где оно заканчивается, то с театром сложнее. Какие у театра границы?

Инсталляция «Лимб». Фото М. Дмитриевой

Федотов Это такая тонкая вещь: сейчас, оправдывая нетеатральные формы новаторством, авангардизмом, экспериментальностью, много спекулируют на недостатке ремесла. Есть такой рэпер, Слава КПСС, он возвел идиотское в эстетику. Я не имею в виду, что он первый это сделал, — он просто яркий представитель движения антихайп. Это специально настолько плохо сделано, что хорошо. Но если ты просто плохо делаешь — это не значит, что будет хорошо. Вот в чем бывают проблемы с современным театром. Где кончается современный театр — черт его знает. То же самое с классическим. Вот ты посмотрела хороший спектакль, ты про него думаешь, ты изучила какие-то вещи, с ним связанные, переслушала музыку из этого спектакля, тебя это догоняет, ты в нем живешь-живешь-живешь… Он закончился для тебя? Нет, если ты этим до сих пор существуешь — он не закончился.

Фельдблюм Это очень коварный вопрос!

Федотов Вот именно! Как можно определять какие-то границы? Произведение не заканчивается с его концом — если оно хорошо сделано, оно будет говорить с нами, долгие годы. Некоторые произведения стали неотъемлемой частью моей жизни. Получается, что весь мир театр, а мы… Нет, конечно, не так. Это же со всем искусством. Если нам пытаются сказать, что театр — это когда смотришь через стекло на улицу и это как бы театр наблюдения — ну окей… Можно найти театр и в жизни. Но театр — это прежде всего практика. То есть это определенное действие, возможное только в тех обстоятельствах, которые создаются во время просмотра спектакля. С кино то же самое. Поход в кино для меня — это практика. Не хочу употреблять слово «ритуал», хотя оно очень подходит. Если рассматривать с этой точки зрения, то театр никогда не заканчивается, просто мы подпитываемся им при помощи практики.

Инсталляция «Лимб». Фото М. Дмитриевой

Фельдблюм Это понятно, да. Но вот условно ты смотришь на «Танец» Матисса, и это тоже практика. Но ведь это не театр. Понятно, что искусство обладает какой-то степенью воздействия на зрителя и это может длиться бесконечно, но, когда ты смотришь на Матисса, ты смотришь на живопись. И ты понимаешь, что это живопись, а не что-то другое. Смотришь спектакль Товстоногова и понимаешь, почему это театр. Я про эти границы…

Федотов Ну так ты сама и ответила.

Фельдблюм Что делать, когда приходишь на театр, а показывают голимый перформанс?

Федотов Ну мы уже поговорили о том, что есть конвенциональный театр и неконвенциональный. Помимо этого, что самое главное, есть еще хороший театр и плохой. И тут, хоть он конвенциональный, хоть неконвенциональный, неважно. Мы можем сколько угодно говорить про «нафталин», но я помню, что впервые приехал в Пермь на реконструкцию «Cosi fan tutte», над которой работал немецкий режиссер Маттиас Ремус. Абсолютно классические костюмы, абсолютно классическая декорация, все по нотам, история та же, но это так здорово сделано! И «нафталин» можно сделать крутым! Есть крутые современные вещи, на «Точке доступа», например, «Гидра» Римини Протокол в Севкабеле. Казалось бы, почему это театр? Но это сделано круто! Я над этим рефлексирую, поэтому неважно, театр это или нет, — есть то, что с тобой резонирует, а есть то, что нет. Просто современное искусство — это как тест Роршаха: вот у тебя есть клякса, что ты в ней увидишь, тем она и будет.

Фельдблюм Насколько для твоего режиссерского поколения важны такие «практикующие теоретики», как, скажем, Ваня Демидкин или Витя Вилисов?

Федотов Про Ваню Демидкина ничего не знаю, а Витя Вилисов сильно повлиял на меня. Во-первых, большое ему спасибо за «Нас всех тошнит». В свое время он сделал в России важную вещь, потому что я, учась в максимально консервативном месте на максимально консервативной специальности, просто не мог узнать те вещи, о которых он пишет в книге. Он сделал знание доступным. Это хорошая вводная вещь, современный театр для чайников — чтобы ты потом сам мог в нем разобраться. Особенно спасибо ему за ссылки на спектакли. Я не знаю, вроде он сейчас новую книгу написал. Читать я ее, конечно, не буду, но… Он выпустил «Мазерашу», показав, что театр может быть хайповым, что театр может быть модненьким, интересненьким, прикольненьким… Вилисов создавал интересные вещи, он кайфовал, он мог провокационно высказываться — это было круто. Думаешь: «Вау! Неужели в этой абсолютно стерильной среде, где каждый боится сказать лишнее слово, можно так делать!» Поэтому дерзостью «Нас всех тошнит» и тем, что он пытался ставить сам, он заслужил огромный респект. Чем он сейчас занимается — я не знаю. Но не забывай, что для меня они уже бумеры.

Кадры из онлайн-перформанса «Расскажите / Точка связи»

Фельдблюм А мы с тобой миллениалы?

Федотов Какие мы миллениалы! Мы зумеры!

Фельдблюм Ну тогда миллениалы — они.

Федотов Ну да, когда-то же и я буду бумером… Вот будет обидно, хаха.

Я, кстати, заметил, что у бумеров есть некая сексуальная озабоченность: они постоянно кого-то раздевают. Но не как Мило Рау раздевает, когда ты понимаешь, зачем это сделано и почему это необходимо, а исключительно для эротизма. Еще они любят объяснять через секс многое. И я даже понимаю, почему это происходит: такие метафоры очень доступны зрителю. Но для меня это ту мач. Зачем это? Мы и так все поняли. Если люди хотят посмотреть на секс — пусть идут на порнхаб, там это получше и попрямее показано.

Фельдблюм Если бумеры — про эротизм, то про что мы?

Федотов Знаешь, я заметил тенденцию у нового поколения — мы более искренние. Нам гораздо легче показывать свою искренность. Самый большой кризис, который мы пока что пережили, — это ковид. До нас поколения переживали войны — а я не знаю, что это такое и не хочу знать. А нам все говорят: «Знаете, как было!» А мы отвечаем: «Нет, мы не знаем, как было, — что толку-то?» Мы еще, грубо говоря, непуганые. Не знаю, что с нами дальше будет. Но на данном этапе мне кажется, что театру не хватает нашей искренности. Тусовка современного театра ушла немного в пафос «серьезного лица»: они придумывают какие-то слова, перформанс, партисипативность, театр это, не театр — да какая разница. Театр, на мой взгляд, в первую очередь должен быть искренним. Мы все-таки поколение метамодерна. Когда у меня спрашивают, что такое «метамодерн», я отвечаю — новая искренность. Человеку сейчас не хватает искренности. Мне кажется, что театр будущего будет максимально искренним и свободным от этих «серьезных щей».

Кадры из онлайн-перформанса «Расскажите / Точка связи»

Фельдблюм А тебе не кажется, что театр нового поколения еще не сформирован и мы находимся в кризисе?

Федотов Кризис может быть всегда. Кризис — это состояние, а не момент. В этом смысле я люблю проводить аналогию с Францией шестидесятых. Я очень сильно люблю французскую новую волну. Я считаю, что сейчас культурная ситуация России похожа на культурную ситуацию Франции шестидесятых. Можно не рассматривать политический аспект, а остановиться на демографии.

Фельдблюм Новая французская волна и демография — две вещи, интересующие молодого режиссера…

Федотов Ну я же анализирую… Хочу разобраться в причинах… Поколение, которое делало французскую новую волну, — это поколение молодых ребят, которые, в отличие от их родителей, не видели войны. В России до девяностых был демографический кризис, а к нулевым начался огромный демографический бум. Получается, есть огромная пропасть между теми, кто воспитывался в СССР, и нами. Чем дальше, тем эта пропасть больше. Мы принципиально другие. У нас нет общего языка.

Фельдблюм И театр должен стать помощником в коммуникации поколений?

Федотов Нет… Просто когда молодые люди делают что-то не на своем языке, я вижу в этом фальшь. И та театральная система, которая сейчас существует, только способствует этому — я это наблюдаю, работая в государственном театре. Театр делает из молодых стариков.

Фельдблюм То есть зарождение псевдотеатрального современного искусства связано с тем, что новое поколение хочет найти свой язык?

Федотов Да, это абсолютно нормально, это поиски. Это трансформируется, систематизируется и выльется в свои определенные более явные течения. Потому что пока что все разрозненно — эксперимент предлагается ради эксперимента, на что-то крутое не хватает ресурсов и мастерства. И то же самое с критикой — я мало вижу критики, которая была бы без наезда. Я вижу, что критикуемые криейтеры не воспринимают эту критику, хотят отстоять свою позицию. Все на понтах, мягко говоря. Это контрпродуктивный подход. Но мы сейчас говорим о настоящем, которое уже стало прошлым. Я не вижу смысла бороться с настоящим, потому что оно уже прошлое. Надо идти дальше, совершать свои ошибки, совершенствоваться, взять по максимуму от настоящего — быть в оппозиции к нему сейчас бесполезно.

Кадры из онлайн-перформанса «Расскажите / Точка связи»

Фельдблюм В таком случае возникает вопрос — как ты относишься к театральной критике?

Федотов Конечно, мне нужна критика. Для любого создателя важно иметь рядом человека, который на вопрос «А не говно ли я делаю?» ответит «Да, говно, переделывай!» Когда ты в процессе, трудно быть объективным, отстраниться — иногда ты не воспринимаешь то, что делаешь, потому что находишься внутри этого. А многие вещи видны только со стороны. Творчество для меня — процесс бессознательный. Вся рефлексия и все придумки происходят до начала работы, до момента репетиции. Ты должен очень много думать до и очень много думать после, но в моменте ты себя контролировать не должен — ты должен делать. Когда это все досконально просчитано и продумано — лично для меня в этом нет жизни. Например, ты смотришь на Айвазовского в Русском музее, понимаешь, как он корпел над каждой деталью, и думаешь — да, это монумент. И в театре тоже могут быть такие постановки, такое тоже нужно уметь делать.

Фельдблюм Ты про психологическийтеатр?

Федотов Нет. Я как раз пытаюсь сказать, что психологический театр должен быть живым. А я говорил про такой монументальный театр, как зрелище типа открытия Олимпийских игр.

Фельдблюм А это театр?

Федотов Ну, это театрализованное зрелище. В Лондоне открытие игр ставил Акрам Хан — это было так продуманно, это была такая махина! Тебе в этом случае не нужно никакое эмоциональное включение. Ты не требуешь от людей, которые в этом огромном паззле являются лишь маленькими частями, эмоционального вовлечения.

Фельдблюм Ты читал что-то о своих постановках?

Федотов Да, было дело. Если текст объективен, то понимаешь — да, здесь просчет мой был, надо переделать. В этом плане я не поддерживаю репертуарный театр: как можно выпустить спектакль и не изменять его со временем? Если человек поставил спектакль, он потом его посмотрит и ему обязательно захочется что-то в нем переделать.

Фельдблюм Если подытожить, то получается, что неважно, называет себя театром действо или нет, главное, чтобы оно работало на идею, а работает оно, когда в нем есть рефлексия и самоирония. Так?

Федотов Не совсем. Я определил для себя два маркера, которых мне достаточно, чтобы понять, что я смотрю: я посмотрел, и мне понравилось, или я посмотрел, и мне не понравилось. Если понравилось — все. Значит, оно со мной заговорило.

Фельдблюм А как же аналитический разбор?

Федотов Еще сделаем градацию: я посмотрел, все понял, и мне понравилось, или я посмотрел, ничего не понял, и мне понравилось. В случаях, когда я ничего не понял, но мне понравилось, мне даже больше заходит, чем когда я все понял. Потому что когда все понятно — становится скучно. Когда тебе нравится непонятное — это про умение доверять себе и своим вкусам. Потом, когда я разбираю спектакль, я понимаю, почему он мне понравился. Но зачастую, когда я посмотрел, ничего не понял, и мне не понравилось, — это пустышка. Типа каких-нибудь «Вернувшихся» — там специально все сделано так, что большинство зрителей не понимают, что смотрят. Они играют якобы абстракцией — это немножко обман. Даже не немножко — это прямой обман.

Самая частая ситуация — когда все понял, и не понравилось. Хуже всего, когда спектакль вообще никаких эмоций не вызывает. Вспоминаю, как сходил на «Онегина» Жолдака на втором курсе консерватории, — я вышел возмущенный! Но я до сих пор этот спектакль досконально помню! Я до сих пор рефлексирую. Из всех «Онегиных», которых я посмотрел в тот период, запомнился он один. Он сработал, хоть и не понравился. Это к вопросу о том, где заканчивается театр. «Онегин» Жолдака не закончился для меня до сих пор.

Фельдблюм У тебя есть какой-то план на будущее?

Федотов До работы в Перми я не видел себя в государственном театре. Потому что это вертикальная система. А поработав в независимых проектах, я понял всю прелесть горизонтальных связей. Когда ты делаешь свой независимый проект — ты отвечаешь за себя и за выбранных тобой людей. В гостеатрах ты работаешь, потому что надо. С кризисом институтов, с кризисом профессионального театрального образования профессионалов не хватает. Те знания, которые нам даются в институтах, бывают очень устарелыми.

Фельдблюм Как история театра может устареть?..

Федотов Нет, история театра не устаревает. Но, например, обзора актуального театра у нас нет. Оперной режиссуре от силы сто лет. Кино, будучи в начале XX века самым прогрессивным видом искусства, на сегодняшний день является самым консервативным. Оперная режиссура не должна быть консервативной — это молодое явление. Но сейчас режопера до такой степени всем надоела, что публика требует концертного исполнения.

Фельдблюм Ты выпускаешься в этом году. Какой будет дипломный спектакль?

Федотов Пока что у меня нет даже места. Я хотел бы поставить спектакль настолько плохой, чтобы критики про него не смогли написать ничего хорошего.

Январь 2022 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.