Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ТЕАТР ПЛЮС МОЛОДОСТЬ

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА ГРИГОРИЮ КОЗЛОВУ

Молреды Григорий Михайлович, где заканчивается театр, где его граница?

Григорий Козлов С хорошим спектаклем ты живешь всю жизнь, и тут никакой границы. Я как зритель посмотрел очень много, и какие-то спектакли закончатся со мной на смертном одре. А плохой закончится сразу: вышел и забыл. Вот вам и границы. Если ты можешь рассказать, что в спектакле происходило, что в тебя попало, что чувствуют там люди, если тебе хочется думать, думать… Это и есть театр.

Юбилей Г. Козлова. 2015 г. Фото П. Прайса

Молреды Театр — это все, что так себя называет. Вы согласны? Или назовите признаки, без которых театра нет.

Козлов Хорошо рассуждал на эту тему Станиславский. Сначала он считал, что режиссер должен организовать отношения между сценой и залом. Потом он решил, что он повитуха, помогающая спектаклю родиться. Дальше он понял, что театр — знахарь, а потом, в 1920 году, когда шла гражданская война, он понял, что спектакль — это совокупность всех составляющих. И поставил «Каина», и сказал: ничего не получилось (был требователен к себе). А примерно в это же время, в 1923 году, Мейерхольд поставил спектакль «Земля дыбом» и посвятил его Троцкому. Я не злорадствую, Мейерхольд гений, но почувствуйте разницу…

Молреды Без чего театр не может и что он должен в себя вобрать?

Козлов Можно собрать богатые декорации, а можно расстелить коврик для двух актеров. Представить себе спектакль, где нет актера, а есть свет и палки, я не могу. Уважаю все другие направления, но это не мое. Театр — это познание, навыки, доведенные до интуиции, — вот это театр. Его не бывает без тяжелой работы. А из средств важно все. Партитура делается из всех элементов. Их спектр расширяется. Но он невозможен без актера.

Г. Козлов на репетиции «Утиной охоты». Фото М. Мироновой

Молреды Зачем сейчас делать театр?

Козлов Для людей. В оккупированном Париже «Антигону» Ануя смотрели и французы, и немецкие солдаты. Театр объединяет людей, но сейчас агрессия, война всех против всех дошли до предела, а ведь даже в страшные 1940-е люди поддерживали Ахматову и Зощенко. Театр нужен для очеловечивания, для мира, для поддержки, терпимости к чужому мнению.

Сентябрь 2022 г.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.