Вопрос — почему на «Золотой маске»-2022 не были показаны замечательные петербургские спектакли «Юдифь» Бориса Павловича и «Донецк. 2-я площадка» Анатолия Праудина — до сих пор волнует театральную общественность. Спектакли больше не играются, их нельзя увидеть.
Театральный художник, номинант «Золотой маски» Игорь Каневский, пользуясь своим гражданским и конституционным правом, обратился к Комитет по культуре за разъяснениями случившегося и получил официальный ответ. Эта переписка была предоставлена Игорем Каневским в распоряжение редакции. И мы решили ее обнародовать, предварительно согласовав публикацию с режиссерами, спектакли которых были закрыты. Мы попросили Анатолия Праудина и Бориса Павловича прокомментировать письмо Комитета по культуре (их высказывания вы прочтете в примечаниях к публикации).
Председателю Комитета по культуре Ф. Д. Болтину
от гражданина РФ И. Каневского
Уважаемый Федор Дмитриевич!
Прошу прокомментировать участие Комитета по культуре Санкт-Петербурга в отмене спектаклей из Санкт-Петербурга на фестивале «Золотая маска». Отменены были как минимум три спектакля из общей программы мероприятий: «Юдифь» Павловича по пьесе Клима, «Донецк. 2-я площадка» Праудина и «Дания. Тюрьма» Шерешевского по пьесе Волошиной. Известно из разговоров с участниками спектаклей, что перед отменой (официально самими создателями) сотрудники Комитета по культуре звонили им с настоятельной просьбой снять спектакли из программы. Известно также, что в случае неснятия спектаклей из программы Маски сотрудники Комитета по культуре грозили создателям разными последствиями вплоть до экономических санкций в отношении других проектов театров.
Я хотел бы понять, что это – акт цензуры? Или это перегибы на местах, за которые должны понести ответственность конкретные сотрудники Комитета по культуре? Возмутительно, что лучшие спектакли России, отобранные из сотен других для участия в национальном профессиональном смотре, были сняты с афиши фестиваля. Кроме того, мне хочется знать официальное отношение Комитета по культуре конкретно к этим спектаклям, к их качеству, к их роли в культурном поле Санкт-Петербурга, и отношение Комитета по культуре к факту их снятия с афиши Фестиваля.
Игорь Каневский

От редакции:
Получив два этих письма, редакция «ПТЖ» обратилась к Анатолию Праудину (он награжден «Золотой маской»-2022 за спектакль «Сектор Газа» в новой редакции: туда были инкрустированы фрагменты «Донецка», поскольку зрители Москвы не смогли увидеть его как часть дилогии) и к Борису Павловичу — с просьбой прокомментировать переписку.
Борис Павлович отказался, написав нам: «Честно говоря, нет особого желания эту историю комментировать… Но Игорь молодец, такие запросы если не дисциплинируют, то хотя бы проявляют картину».
Комментарий Анатолия Праудина звучит следующим образом: «Вот это да! А ведь думали, что знаем причину снятия спектакля. Оказывается, чисто чудо! Никто ничего не запрещал! Спектакль сам, волшебным образом исчез из программы Маски и репертуара ЦЕХа. Признаться, думали Комитета проделки. Что ж. Как приятно ошибиться. Так повинимся же чистосердечно. Комитет чист, как утро. Игорь, стыдно? И мне.»
Комментарии (0)