
-
«Русалки». По мотивам сказки О. Сомова.
Независимый проект на площадке Театра Поколений.
Режиссер Руслан Кацагаджиев, художник Елизавета Егорова.«Русалки» — премьера независимого проекта Руслана Кацагаджиева по тексту Ореста Сомова, который основан на малороссийских преданиях и быличках. По словам режиссера, он стремился создать страшную сказку, в которой понятным для подростков языком рассказывалось бы о том, что их волнует: первая любовь, первое предательство, сложные отношения с родителями и окружающими. Кацагаджиев работает с этнографическим и фольклорным материалом и «одевает» историю юной девушки Горпинки в яркий украинский наряд.
-
О двух показах проекта «Эскиз-театр»
Проект «Эскиз-театр», созданный на базе Самарского ТЮЗа «СамАрт», начал свою работу недавно. Год назад были проведены читки трех пьес современных европейских драматургов — в результате две из них, речь о которых пойдет дальше, вошли в репертуар проекта. В сентябре минувшего года репертуар также пополнился двумя названиями, созданными на лаборатории «Молодая режиссура»: «Мама, мне оторвало руку» и «За белым кроликом». В феврале лаборатория продолжит свою работу, сосредоточив внимание на драматургии для аудитории 12+. Целью «Эскиз-театра» является прежде всего прямой диалог со зрителем — после каждого показа авторы проводят обсуждение.
-
«Отец». По пьесе М. Горького «Последние».
Национальный Молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима.
Режиссер Денис Хуснияров, художник Александр Мохов и Мария Лукка.Вынесенный в название статьи мучительный вопрос задает себе Софья в спектакле «Отец» (по пьесе М. Горького «Последние»), премьера которого состоялась в конце января наступившего года в Национальном Молодежном театре Республики Башкортостан. Думаю, его задавали себе многие взрослые зрители, сидевшие в зале с детьми-подростками. Режиссер Денис Хуснияров и труппа театра сделали все, чтобы этот вопрос не мог не возникнуть. Ответ на него получить трудно. Хотя в спектакле он есть, и он звучит как обвинение. А уж как ответят на него зрители, нам не дано предугадать...
-
«Магазин». По мотивам одноименной пьесы О. Жанайдарова. Небольшой драматический театр. Режиссер Артем Злобин, художественный руководитель постановки Лев Эренбург, художник Алена Ромашкина.
Фирменный знак режиссуры НДТ — все «ружья» у них обязательно выстреливают. То есть любой предмет, попавший на сцену, даже самый маленький, обязательно оказывается объектом игровой манипуляции, раскрывающей и движущей действие. Ничего лишнего, случайного на сцене нет. Также и с деталями сценической установки, не всегда описываемой термином «сценография». Все они функциональны, непременно вовлекаются в действие и трансформируются-превращаются, обеспечивая-обозначая перемену ситуации в пространстве и во времени. Это касается спектаклей и самого Льва Эренбурга, и его бывшего ученика, преподавателя его курсов и режиссера Вадима Сквирского. В полной мере свойство это характерно и для спектакля их вчерашнего студента Артема Злобина, уже введенного в репертуарные постановки НДТ в качестве исполнителя, а ныне представляющего свою дебютную режиссерскую работу.
-
«Летели качели». К. Стешик.
Тамбовский академический театр драмы.
Режиссура и сценография Романа Чиркова.Тамбовский театр драмы привык к постановочной классике — режиссер Роман Чирков рискнул и предложил труппе отойти от мейнстрима. Вместо рюшей и кринолинов — белые кроссовки и берцы. Вместо комедии нравов — сиги и пацанские шуточки под выпивку. Вместо любовной интриги — жена-истеричка и связь со странной школьницей. А в целом — черно-белая драма о человеке, который никак не может построить свою жизнь.
-
О Лаборатории игрового театра в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского
Первая режиссерская лаборатория в Театре имени Маяковского (с момента прихода нового художественного руководителя Егора Перегудова) была посвящена игровому театру и творчеству Шекспира и Мольера. Для экспериментальной лабораторной формы намеренно выбрали комедийные тексты мировых классиков. Создатели и участники лаборатории задались вопросом: насколько уместно сегодня ставить комедии? И если есть такая необходимость, где тот художественный язык, который способен обнажить смешное и приблизить к нам тексты, далекие от современной реальности?
-
Сегодня начинает свою работу Театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина. И откроется он в 19:00 на сцене Театра на Литейном спектаклем Олега Липовецкого «История от Матвея» в исполнении артистов Театра драмы Кузбасса. А пока вы раскупаете последние билеты, публикуем в блоге рецензию на этот спектакль Марины Дмитревской.
-
«Все клоуны делают это».
Театр «Организмы».
Режиссеры Александр Бянкин и Владимир Антипов, художники Александр Брежнев, Антон Батанов и Мария Белоплотова.Творчество «Организмов» зиждется на слове — сложно представить их спектакли без авторского текста. В интервью «ПТЖ» (№ 109) Александр Бянкин и Владимир Антипов шутили, что следующий свой спектакль сделают без слов и музыки (мол, злоупотребляют выразительными средствами). «Щас будут деньги и силы — сделаем красиво», — сказал Антипов, а Бянкин добавил: «Без песен!» Шутка «Организмов» переросла в антиклоунаду (так авторы обозначили жанр) «Все клоуны делают это» — спектакль для маргинального хип-хоп-тандема Бянкина и Антипова антитипичный...
-
К 90-летию со дня рождения Игоря Кваши
«Шанель аллюр спорт», неизменная пачка «Парламент лайт», голубой мерс — такого цвета, будто лазурь зимнего московского неба опустилась в густой квинтэссенции на землю, обязательно Арбат, хотя по факту давно уже Тверская, «лапа» в обращении к людям самого разного ранга — это все он. Игорь Владимирович Кваша. Легенда и простота в одном человеке. Совесть театра «Современник» и ныне, и присно, и во веки веков.
-
IV Фестиваль коротких пьес «Stories» в театре «Суббота»
Уже в четвертый раз в театре «Суббота» прошел фестиваль коротких (не более 12 страниц!) пьес «Stories». Его создатели — театровед Татьяна Джурова и главный режиссер театра Андрей Сидельников — не позволяют этому событию исчезнуть из театральной жизни города. Да и кажется, что сейчас все больше обостряется желание высказаться, это подтверждает количество присланных пьес — около четырехсот. В шорт-лист было отобрано двенадцать, из них режиссеры выбрали шесть и за три дня создали по ним эскизы с актерами театра.
-
23 января 2023 года на нескольких сценах РАМТа состоялись итоговые показы замыслов, рожденных в ходе большого проекта под названием «Мастерская инсценирования: большая литература для большой сцены». РАМТ остается верен себе и своему принципу, провозглашенному Бородиным в 2008-м во время первой подобной лаборатории: «Молодые режиссеры — детям».
-
«Отелло». Сценарий Н. Рощина и М. Смирнова по одноименной трагедии У. Шекспира.
Александринский театр.
Постановка, сценография и свет Николая Рощина.На первый взгляд, сходство премьерного спектакля Николая Рощина «Отелло» с фильмом Акиры Куросавы «Расёмон» кажется абсурдным — он нигде и никак не фигурирует в качестве референса. Однако при ближайшем рассмотрении эти два произведения обнаруживают в себе общие черты, позволяющие поставить их рядом для сравнения.
-
В Санкт-Петербургском отделении СТД РФ до 10 февраля проходит Рождественская выставка петербургских художников, куратор выставки — Марина Азизян.
Гостей выставки встречает холст с прозрачными кармашками, к каждому прикреплена картинка размером с ладошку, и на ней написаны желания: например, «хочу понимать, о чем думает моя собака» или «хочу быть кудрявым и добрым». «Хочу стать невидимкой». «Хочу стать художником». «Хочу, чтобы меня осенило» — и нарисован человечек, хлопающий себя по лбу. Желания разнообразны, из области материальной тоже есть: «хочу море денег».
-
«Космос». А. Житковский.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Нина Григорьева, художник Михаил Гербер.Эскиз этого спектакля был создан осенью 2022 года в рамках экспериментального проекта МХТ — лаборатории «АРТХАБ», и, согласно решению зрительского жюри, независимых экспертов и руководства театра, принят к постановке для включения в репертуар театра. В январе состоялась премьера.
Согласно сюжету, 42-летняя учительница английского языка Татьяна Викторовна Гизатуллина, или просто Татьяна, живет одна с сыном в маленьком татарском городке Бугульме, преподает английский язык в той же школе, где училась. Строга, но любима детьми, потому что работает не за страх, а за совесть, и верит, что знание языка откроет детям двери в большой мир. Муж Ильдар погиб 20 лет назад на Чеченской войне. Все остальные одноклассники мужского пола умерли от пьянства или передоза и похоронены на местном кладбище. Непутевый сын играет в каком-то самодеятельном музыкальном ансамбле, бегает от армии, нигде не учится. Словом, реальная жизнь скучна, однообразна и бесперспективна. Но у Татьяны есть еще одна — параллельная — жизнь, где все иначе...
-
«Друг мой». К. Стешик.
Театр «Суббота».
Режиссер Андрей Сидельников, художник Мария Смирнова-Несвицкая.Монолог главного героя пьесы Константина Стешика «Друг мой» невероятно полифоничен — в нем можно расслышать около десятка других персонажей. История простая: два друга выходят ночью из дома, чтобы стрельнуть сигарету у кого-нибудь из прохожих, а дальше с ними случается череда странных, порой даже опасных происшествий и встреч. Поначалу создается впечатление динамичной, насыщенной событиями истории-бродилки, но постепенно начинает закрадываться подозрение, что происходящее не имеет ничего общего с реальностью, а все герои пьесы — заперты в голове одного человека, как в черной коробке.
-
«Царь-Девица». М. Цветаева.
Театр Романа Виктюка.
Режиссер Дмитрий Бозин, художник Владимир Боер.Поэму «Царь-Девица» Марина Цветаева написала в красной Москве за два месяца летом 1920 года, своеобразно переработав фольклорный сюжет.
В неких царствах правят: в одном — старый царь-пропойца, от беспробудного пьянства забывший, что имеет юного сына и женат вторым браком на молодой царице; в другом — безмужняя и бездетная Царь-Девица. Исполинская великанша радуется войску, коню, свободе и битвам и не помышляет о замужестве, пока не встречает хрупкого Царевича — посреди океана, сходя со своего корабля на его лодочку.
-
«Ремарк». По романам Э. М. Ремарка «Три товарища», «Триумфальная арка», «Ночь в Лиссабоне» и «Жизнь взаймы».
Проект «Звучит».
Режиссер Дарья Завьялова.Зима 2022. Открыв дверь старинной парадной, с промозглой темной питерской улицы мы неожиданно попадаем в атмосферу теплого, почти семейного вечера. Лофт-пространство Villa del Vento на Васильевском острове — идеально найденная площадка для ожидающего нас литературного перформанса.
Культурный слой бывшей коммуналки очищен до старинных кирпичей исчезнувшей барской квартиры. Островки неровной штукатурки, оставленные там и здесь, — теперь часть эстетики. Это не запустение больше, но игра. Искусная, рукотворная игра со временем и историей — преодоление и приручение стихии разрушения.
-
«Сын». Ф. Зеллер.
Театр «Красный факел».
Режиссер Алексей Слюсарчук, художник Ольга Фарафонова.Спектакль «Сын» Алексея Слюсарчука в программке назван «лирической драмой», с чем согласиться трудно. Я бы назвала его, скорее, метафизической драмой, потому что никакой лирики в нем нет, слишком уж эта история (в интерпретации петербургского режиссера при поддержке художника) сближается с притчей и мифом. Возможно, наименование «лирическая» — это часть игры со зрителем, горькая авторская ирония, заключенная уже в определении жанра.
-
Мюзикл «Крысолов».
Проект «Театральный дом» на Новой сцене Александринского театра.
Режиссер Дмитрий Крестьянкин.Спектакль «Крысолов» — первый мюзикл от команды проекта «Театральный дом» совместно с фондом «Подари мне крылья». Как и «Одиссея 2К19» и «20Иллиада20», новый проект «Театрального дома» рассчитан на социальную адаптацию воспитанников детских домов и приютов Санкт-Петербурга. Но в «Крысолове» участвуют еще и друзья ребят из детских домов, подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, актеры, друзья и знакомые профессиональных артистов. Получилась такая коллаборативная история. Режиссер в программке не указан, но играющий на гитаре у задника Дмитрий Крестьянкин явно не только гитарист и участник проекта.
-
«Кто боится Вирджинии Вулф». Э. Олби.
Театр Наций.
Режиссер Данил Чащин.Данил Чащин впечатляет своей работоспособностью и востребованностью от Москвы до самых до окраин, равно как и всеядностью. Только в первой половине этого сезона, с сентября по декабрь, и только в Москве вышло три его постановки: «Леди Макбет Мценского уезда» в Театре Ермоловой, «Кто боится Вирджинии Вулф» в Театре Наций и «Красавец мужчина» в Театре имени Пушкина (это Островский, что бы вы ни подумали). Справедливости ради, он и раньше, до массового исхода режиссеров из страны, работал так же споро и скоро. Каждый месяц Данил Чащин публикует свою личную афишу — почти ежедневно, а то и дважды в день где-нибудь в России (чаще в Москве) идет его спектакль.
комментарии