
-
1 февраля Ельцин Центр откроет прием работ на третий конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню» (первые два состоялись в 2021 и 2022 годах). Хотя пьесы уже начали поступать, не дожидаясь официальной даты, на адрес konkurspies@ycenter.ru.
Название «Зачем я это помню» придумал Олег Лоевский, театральный критик, директор фестиваля «Реальный театр», неоднократный член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска». С ним и поговорила Наталия Санникова о том, зачем нужен этот конкурс и в чем его принципиальное отличие от других драматургических конкурсов.
-
Сегодня, 5 января Театр им. Ленсовета играл «Малыша и Карлсона».
Сегодня, 5 января исполнялось 30 лет со дня, когда на сцену этого театра в этой роли вышел Александр Новиков.
Спектакль родился 6 декабря 1969 года, так что сейчас те, кто были тогда детьми, приводят своих внуков, чтобы испытать счастье возвращения, счастье вечного, стабильного, чего-то не меняющегося... Прикиньте, скоро «Малышу и Карлсону» стукнет 55 лет... Люди возвращаются в свое детство и юность. По нынешним временам — очень важно...
-
«Хармс-Шардам, или Полет в небеса».
Студия-театр Бызгу.
Режиссер Сергей Бызгу.Окутанному теплом стен института на Моховой, пригревшемуся на сцене Учебного театра актеру тяжело выходить из студенчества. Либо он оказывается бездомным, либо его пригревают в новых стенах другого театра, либо актеры и мастер создают свой театр. Выпускники курса Сергея Дмитриевича Бызгу 2022 года (одного из самых сильных, талантливых, успешных и в чем-то попсовых курсов) выбрали третий путь: оставшись без прежнего дома, построили свой новый дом. Забрали с собой накопившуюся за годы учебы фан-базу (накопившуюся заслуженно, между прочим!), забрали своих педагогов и пошли покорять просторы петербургского театрального мира.
-
«Барон Мюнхгаузен». По мотивам сценария Г. Горина «Тот самый Мюнхгаузен».
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Режиссер Роман Габриа, художник Анвар Гумаров.Спектакль еще не начался, но наш герой уже на сцене, сидит верхом на лошади (точнее той ее части, которая именуется крупом). На заднем плане ночное небо и яркая полная луна. Барон — Богдан Гудыменко похож на мальчика из заставки DreamWorks с саблей вместо удочки. Дымка тюлевого занавеса — облака.
Действие начинается, когда появляется прекрасная Марта — София Большакова. Луна уплывает, и теперь барон нежно смотрит на объявившуюся возлюбленную. Они оба в нижнем белье — только проснулись. «Час влюбленных, час свиданий, он и она». Вместе влюбленные собирают образ Мюнхгаузена на сегодня — примеряют на него лохматый парик, носы, очки, она красит ему одну бровь в белый. Образ эпатажного художника для утреннего телешоу готов.
-
«Наше сокровище».
Театр «Дочери Сосо» в пространстве «Внутри».
Режиссер Женя Беркович, сценография Жени Ржезниковой.Пространство «Внутри», созданное архитектором Олегом Карлсоном на задворках бывшего Гоголь-Центра, не зря сравнивают с Ноевым ковчегом. Это одна из последних независимых площадок Москвы, где находят приют все изгнанные из государственных театров, потерпевшие кораблекрушение, запрещенные, неудобные и без определенного места прописки, и в конечном итоге — самые интересные и талантливые. Эта библейская ассоциация стала еще явственней на последней премьере Жени Беркович и ее «Дочерей Сосо» — рождественском, почти вертепном по сути своей спектакле «Наше сокровище».
-
В Рождество все немного волхвы.
В Новый год волхования тщетны.
Мы сидим у замерзшей Невы,
И каналы — великолепны...
Но о чем нам сегодня гадать?
Кто способен хоть что-нибудь дать?...Мы — всего театральный журнал
На посылках у сумрачной сцены.
Да, весь год «ПТЖ» вам писал,
Да, привычно и обыкновенно.
Было трудно: сомнения, мрак:
Что писать? И сидишь, как дурак... -
Поздравляйте нас. Мы ждем подарков. Нам не страшно умереть (30 лет! В мелодраме «Тридцать лет, или Жизнь игрока» Жорж де Жермани превращался в дряхлого старца). Но хочется еще пожить и поработать. А пока... Наша юбилейная доска почёта!
-
Совсем недавно, холодным декабрьским вечером, я завернула в один из самых красивых петербургских дворов на Литейном — и оказалась в теплом, полном людей подвале Городского театра. Здесь пахло глинтвейном, в маленьком фойе, каждый сантиметр которого оборудован и обустроен, толпились зрители — и было видно, что это не случайные люди. Подвал Городского — место обжитое и заселенное постоянными фанатами. Здесь всегда аншлаги, на поклонах актерам преподносят сладости и игрушки — и видно, что люди ходят сюда все время, что это их маленький зрительский дом...
-
Номер 110 свидетельствует: журналу исполнилось 30 лет.
Поздравляйте нас. Мы ждем подарков. Нам не страшно умереть (30 лет! В мелодраме «Тридцать лет, или Жизнь игрока» Жорж де Жермани превращался в дряхлого старца). Но хочется еще пожить и поработать. Хотя бы для тех немногих муравьев, кто несет свою хвойную иголку, кто не стал кровожаден, не трясется от страха, не забил на все и не болеет конформизмом с летальным исходом. С днем рождения нас и вас, дорогие читатели! Номер вышел!
Содержание номера
Марина Дмитревская. К читателям и коллегам -
Какие спектакли были важны для вас в 2022 году? Спасал ли вас театр?
С такими вопросами редакция «ПТЖ» обратилась к себе самой и к некоторым авторам-коллегам.
Вопросы сколь традиционные, столь и нетипичные в самый трудный 2022-й. Хотелось услышать, хотелось назвать, хотелось не забыть.
Мы попросили ответить людей разных поколений и из разных городов, многочисленные гиперссылки поведут вас, читатели и коллеги, к текстам (почти все из перечисленного мы рецензировали — и это отдельный итог-22...). Нам ответили Дина Годер, Алена Карась, Алена Солнцева, Наталия Каминская, Татьяна Тихоновец, Александрина Шаклеева, Евгения Тропп, Алиса Фельдблюм, Ирина Селезнева-Редер, Анна Гордеева, Алина Арканникова, Алексей Исаев, Елена Строгалева, Марина Дмитревская.
-
О III Международном конкурсе-лаборатории современной драматургии для подростков «Своя территория», организованном Северным драматическим театром им. М. А. Ульянова города Тара
Третья лаборатория современной драматургии для подростков «Своя территория» в этот раз проходила в Омске на разных площадках. Конкурс драматургический, а стало быть, были представлены новые пьесы. Директор Северного драматического театра Анджей Неупокоев решил не просто заказать драматургам пьесы и ждать, когда их напишут, а пригласил троих драматургов и троих режиссеров к себе в Тару, позвал школьных психологов и подростков подростков из детских домов, СОШ, Педуниверситета и запустил коллаборативный процесс. Примерно за полгода до показов режиссеры, драматурги, психологи встретились с подростками и стали обсуждать волнующие их темы — травлю в школе, суицид, насилие, отношения в семье и с друзьями, любовь — все то сложное, что замалчивают, обходят стороной или обсуждают как-то не так, как видят это подростки. Эти диалоги и стали основой для будущих пьес.
-
«Преступление и наказание». По роману Ф. М. Достоевского.
Театр ARTиШОК (Алматы).
Режиссер Антон Болкунов.Какую цену за искусство готовы заплатить его создатели? Время, силы, разрушенные отношения? А если целые человеческие жизни? Кажется, над этим вопросом предлагают поразмышлять авторы спектакля «Преступление и наказание» в Театре ARTиШОК — студенты курса при театре под руководством Антона Болкунова. Спектакль, в котором каждый персонаж по-своему творец и ради искусства готов на все.
Раскольников здесь — не неудачливый студент юридического, он — художник, автор, для которого нет ничего важнее собственных работ. Марк Куклин играет его самовлюбленным кудрявым хипстером в кожаной куртке и модных очках. Ему не до размышлений о «твари дрожащей». В одной из первых сцен он сначала пытается медитировать, завернувшись в пластиковый мешок, как в древнеримскую тогу (Цезарь ему явно милее Наполеона), а потом «дрожит», мастурбируя на автопортреты, которые специально заранее расставил. Только что здесь важнее — такое поклонение искусству или самолюбование? Позднее он оставляет миниатюрные копии своих художеств семье Мармеладовых вместо денег — широкий жест, ведь он так оставляет часть себя.
-
В эти дни все, кто учился на Моховой, начиная с середины 1950-х и по самую пандемию, вспомнят свою юность. И попрощаются с нею. Потому что умер Чирва.
Юрий Николаевич Чирва. Великий преподаватель великой русской литературы. Когда-то в рубрике «Учителя» о нем писала Татьяна Москвина, а к 80-летию театроведческого факультета в книге «Учителя» мы тот текст перепечатали, дополнив и другими. Это я так, для случайных читателей, потому что среди нас, «моховых», кто же не знает Чирву...
-
«Мудрец|ы». По пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
Театр на Литейном.
Режиссер Сергей Морозов, художник Александр Орлов.Написанная целых полтора века назад сатирическая комедия Островского все никак не потеряет своей актуальности. А ведь наш главный драматический писатель писал буквально на злобу дня! Вывел в своей острой пьесе фигуры, в которых современники легко узнавали типичных представителей периода «пореформенного похмелья» (так конец 1860-х позже назовут историки). Однако, похоже, пьесе не грозит перейти в разряд «чистого искусства», ее злободневность не угасает. Островским талантливо, зло, язвительно схвачены неумирающие обстоятельства российской действительности.
-
«Ромео. Джульетта. Шекспир». Вольные сценические сочинения по мотивам пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Екатеринбургский государственный театральный институт.
Мастерская Натальи Гараниной, руководитель постановки Дмитрий Зимин.Чудеса случаются. Например, когда спектакль вдруг знает о тебе больше, чем ты сам. Он достает вытесненное и бьет тебя наотмашь. «Ромео. Джульетта. Шекспир», ты ждешь от действия с таким названием чего угодно — красоты, любования, волнения, печали, неизбывной надежды в финале: «просыпайся скорей»! Но только не этого, не того, что потерялось у тебя в кишках.
-
«Афазия». Текст А. Плотникова по фрагментам романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Краснодарский Молодежный театр.
Режиссер Александр Плотников, художник Константин Соловьев.«Бабушка полагала, что чтение вслух русской классики может помочь дедушке Вите с его нарушением речи, с его афазией. Она читала все, что было в доме: Пушкина, Тургенева, Чехова, Достоевского, но особенно — Толстого, а именно „Войну и мир“».
Александр Плотников откровенно делится историей собственной семьи, в основном через бабушку и дедушку, проводя параллели участи своих близких и толстовских персонажей Лысых Гор — Болконских.
-
«Саша, не бойся!». По книге Е. А. Ельчина «Сталинский нос».
А-Театр.
Режиссер Сергей Азеев, инсценировка Константина Федорова и Сергея Азеева.На сцене площадки «Скороход» — два человека, актеры Анна Лебедь-Кочеткова и Стас Демин-Левийман, и две куклы (автор Татьяна Стоя). Одна из них — Саша, мальчик, мечтающий стать пионером, другая — бюст Сталина, который большую часть спектакля повернут спиной к зрителям, но его присутствие важно для всего спектакля. Он — как охранник в Паноптикуме: не важно, смотрит ли он на самом деле, важно, что он может смотреть в любой момент.
-
«Илья Муромец».
Кабаре «Шум».
Режиссер Эдгар Закарян.Фарс и абсурд прочно закрепились в реальности. Формы осмысления действительности в искусстве — все больше комические. Вот и древнерусский былинный эпос режиссер Эдгар Закарян решает в актуальном преломлении — с китчем и клоунадой. В конце побеждает любовь. Может, и у нас так будет?
В баре «Кабаре ʺШумʺ» молодой режиссер Закарян, известный по Minecraft-спектаклям БДТ и работе с Константином Богомоловым, ставит спектакль, заигрывая с жанром кабаре.
-
18 декабря стало известно, что в результате несчастного случая погиб Алексей Стрельников, один из самых известных исследователей и кураторов независимого, нового театра Беларуси, театральный критик, человек, которого знали и любили по обе стороны границы, кажется, все, кто так или иначе был причастен к современному независимому театру в России и Беларуси, кто следил за белорусской драматургией, наш автор. Поток горьких, трагических слов его товарищей, друзей, коллег в соцсетях говорит лишь о том, что к смерти привыкнуть нельзя, а пространство, которое он занимал в жизни многих людей, огромно. С разрешения авторов мы публикуем несколько постов памяти Алексея Стрельникова.
-
«Гамлет. Эпизод первый. Призрак». По трагедии У. Шекспира.
Арт-пространство «Третье место».
Режиссер Мария Милютина, сценография Алексея Порай-Кошица, художник по костюмам Юлдус Бахтиозина.Спектакль «Гамлет. Эпизод первый. Призрак» родился в театральном институте на Моховой, в знаменитой 51-й аудитории — как выпускная работа режиссера, актрисы и педагога Марии Милютиной. Вышел за «учебные» пределы, обосновался в арт-пространстве «Третье место» — в бывшем особняке XIX века на углу Литейного и Невского — и, кажется, зажил новой жизнью, самостоятельной и взрослой.
комментарии