Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ВО СЛАВУ СТРАВИНСКОГО

    «Похождения повесы». И. Стравинский.
    «Геликон-опера» (Москва).
    Режиссер Дмитрий Бертман, художник Хартмут Шоргхофер, дирижер Валерий Кирьянов.

    Свой 35-й сезон театр «Геликон-опера» завершил премьерой оперы Стравинского «Похождения повесы». Имя Стравинского очень важно для театра на Большой Никитской — создатель «Геликона» и его худрук Дмитрий Бертман, прославившийся в девяностых годах яркими и дерзкими режиссерскими работами (среди которых «Евгений Онегин» и «Аида», «Золотой петушок» и «Царская невеста»), в 1990 году начал свою работу с оперы Стравинского «Мавра» на старой крошечной сцене ДК Медиков. Именем Стравинского теперь назван главный зрительный зал в обновленной «Геликон-опере», возникшей на месте старого ДК, и в афише с тех пор всегда пишут, что тот или иной спектакль играется в Зале Стравинского.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МОН ТОНЬ ВЕЧКТЯН, МОН ТОНЬ КЕЛЬКТЕ

    «Новый маршрут».
    Творческое объединение «Худсовет» (Саранск).
    Автор проекта и режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    В черном-черном городе по черной-черной улице едет черный-черный троллейбус... На исходе века в оставшихся пионерских лагерях бытовала легенда о троллейбусе, который, бесшумно скользя по ночным дорогам, затягивает в распахнувшиеся двери немногих ожидающих на остановках людей. Все вокруг в этот момент меняется, и человек видит город в ином облике. На троллейбусе-призраке можно доехать куда угодно, но способ спасения из жуткого транспорта хранится в тайне. Ее раскрывает Веня Д’ркин в «Сказке про Тараканов»: все просто — нужно задать водителю-мертвецу такой вопрос, который ему еще никто никогда не задавал за все тысячи лет его блужданий.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ РОДИОНА ЩЕДРИНА

    Большая жизнь. Сын композитора, в десять лет рванувший из Москвы на фронт и пойманный только в Кронштадте. Блестящий выпускник Московской консерватории, еще на 4 курсе получивший первый театральный заказ. Много лет — председатель Союза композиторов, прикрывавший слишком запальчивую молодежь, спасавший карьеры и даваший возможности. Муж великой балерины с непростым характером, добавивший как минимум пару десятилетий к ее творческой биографии. В советские времена кто-то морщился от его ленинианы (а он первым ввел текст документальных свидетельств в музыку), кто-то от обращения к частушкам (народность тогда слишком часто связывалась с партийностью, но родней Щедрину были не комбайнеры партсъездов, а Шукшин). Он — работал, и музыка его звучала все чаще и чаще. Симфонии и песни из кинофильмов («Не кочегары мы, не плотники...» — это тоже Щедрин) останутся в истории. Сейчас давайте вспомним то, что он сделал для театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» В ИНТЕРНЕТЕ. КТО БЫ МОГ ПРЕДПОЛОЖИТЬ…

    Я подумала, что именно 1 сентября — та самая дата, к которой можно приурочить появление в интернете студенческого журнала «Представление». Да, так мы жили: никакого театрального журнала в Ленинграде не было с середины 1930-х годов, и поздней осенью 1986 года, заскучав от простого преподавания, я прикнопила листок на доске объявлений факультета (такая хлипкая, из реек, висела около деканата на третьем театроведческом этаже): «Кто хочет делать студенческий театральный журнал, приходите в 307 ауд. Такого-то числа». Числа не помню, кажется, стояло начало декабря, и в холодную, плохо отапливаемую батареями конца застоя аудиторию каким-то вечером приползли студенты разных курсов. Много лет я жила в убеждении, что это были Аня Иванова (ныне международно признанный авторитет в области театра кукол Анна Иванова-Брашинская), Ира Бойкова (ныне доцент кафедры русского театра РГИСИ Ирина Ивановна Бойкова), Надя Маркарян, Инна Маликова (ныне доктора искусствоведения, профессора зарубежной кафедры РГИСИ Надежда Александровна Маркарян и Инна Анатольевна Некрасова) и Оля Каракаручкина. Иру, Надю и Олю я учила критике, Аню и Инну один семестр — какой-то там стилистике...

    На самом деле все было не совсем так, и, изучив несколько лет назад наши старые журналы в отделе редкой книги Театральной библиотеки, я установила, что тем холодным вечером пришли только Аня Иванова и Инна Маликова (потом в капустной пьесе «Протокол нашей жизни, или Дни одного заседания» я писала: «Декабрь 1986. Институт. Всюду — холод и следы разорения, социальной пассивности, профессиональной апатии и неясности целей. Среди всего этого в пустой аудитории сидит Пугель и дышит слабым пламенем. Над его головой витает Идея. Входят Аня и Инна. Увидев Идею, садятся и ждут. Постепенно сцена заполняется народом».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЫСЯЧА И ОДИН ГОД

    О V Театральном фестивале «Сенокос» в Суздале

    В прошлом году «Сенокос» был посвящен тысячелетию Суздаля. Наступил тысяча первый год. Что такое один год на фоне тысячи? Организаторы фестиваля решили сконцентрироваться на современности и зафиксировать нас в настоящем моменте.

    Суздаль — странный город. Не сразу открывающийся, изменчивый, многоликий. Говорят, даже мистический, посылающий испытания своему гостю. Древнерусское наследие, советская надстройка, туристический плакат — нелегко пробиться к сущности Суздаля. В выходные складывается впечатление, что в городе никто на самом деле не живет, только ряженые кони в упряжках. Среди древних церквей, ресторанов «традиционной русской кухни», унифицированной русскости вопросы идентичности и идентификации напрашиваются сами собой.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЖИВЕШЬ, ЖИВЕШЬ — И НЕ ВИДИШЬ НИЧЕГО ВЫДАЮЩЕГОСЯ»

    О читках пьес «Сокровища донских степей» в Ростовском частном театре «Человек в кубе»

    Фразой, вынесенной в заголовок, сокрушался один из героев рассказа Светланы Ломакиной. Еще определеннее на эту тему высказался повидавший жизнь старик Фирс: «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего».

    Про то, что «все враздробь», а человек все равно пытается угнездиться в доставшейся ему реальности, рассказывают почти все пьесы и прозаические произведения, которые входят в афишу Фестиваля театральных читок, на проведение которого театр выигрывает грант Президентского фонда культурных инициатив. В афише имена Чехова, Шолохова, представлены и ныне живущие драматурги, которые после читок встречаются со зрителями. При понятной разнице в художественно-весовых категориях есть у них общее — все они из наших краев.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ПОИСКАХ ВЫХОДА

    О режиссерской лаборатории Театра Наций в Майкопе

    Режиссерская лаборатория Театра Наций, которая проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, это часть большой программы по поддержке театров малых городов России. Летом 2025 года эта кочующая программа приехала в столицу Адыгеи — Майкоп: живописный город на берегу реки Белой, окруженный горами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АПОКАЛИПСИС В ДЕТСКОЙ

    «Идиот». Ф. Достоевский.
    Пермский академический Театр-Театр.
    Режиссер Марк Букин, сценограф Евгений Терехов.

    Один и тот же вопрос возникает у меня к режиссерам, которые решаются сейчас на постановку романа Достоевского «Идиот». Живет ли среди нас хоть один Лев Николаевич Мышкин? И если живет, то каков он? Ведь без ответа на этот вопрос невозможно браться за текст романа. Про всех остальных — понятно. Все остальные персонажи были, есть и будут. Ведь жизнь в России мало изменилась с позапрошлого века.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЮБИЛЕЙ НА УЛИЦЕ

    О V Фестивале уличных театров в Альметьевске

    В год основания свидетелями стартового карнавального шествия самого первого Фестиваля уличных театров в Альметьевске были лишь пару десятков человек. Тогда при поддержке компании «Татнефть» его затеял Уличный театр «Легкие крылья». Спустя пять лет казалось, что на открытие фестиваля собрался весь город.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВКЛЮЧЕННОЕ СМОТРЕНИЕ

    О фестивале автофикшна «Я-ТЕАТР» в Театре.doc

    «Я-ТЕАТР» задумывался как фестиваль работ в новом направлении, которое смыкается с литературным автофикшном и документальным театром. В «затакте» фестиваля — круглый стол, на котором была озвучена главная проблема: размытость феномена — в том числе из-за перенесения отдельных свойств литературы автофикшна в театр. Среди задач фестиваля, безусловно, попытка отмежеваться, дать определение автофикшна на сцене. Определить автофикшн в театре оказывается сложнее не только потому, что он синтетичен, но еще и потому, что он в каком-то смысле свободнее существует. Предпринимая попытки расширить собственные границы, чувствуя потребность экспериментировать, театр может сиюминутно пробовать и проверять успешность опыта. Автофикшн в литературе предлагает смешать действительность и вымысел в любых пропорциях.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАБЛУДИЛСЯ КАРАВАН

    «Битва жизни». По мотивам повести Ч. Диккенса.
    Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина.
    Режиссер Андрей Гончаров, инсценировка Нади Толубеевой, художник-постановщик Константин Соловьев.

    Проза Чарльза Диккенса известна мотивами самопожертвования, долга и историями печальных судеб героев, разворачивающихся на фоне более или менее мрачных английских пейзажей и городских кварталов. «Битва жизни», определенная автором как повесть о любви, входит в цикл «Рождественских повестей» и, любопытно, в России издавалась также под заголовком «Невидимые миру битвы». Андрей Гончаров поместил действие во вневременное и потому вечное пространство — дом счастливой, на первый взгляд, семьи, выстроенный на костях (когда часть декораций убирается, открывается толстый слой земли, усеянной человеческими скелетами); битва жизни в спектакле у каждого своя и при этом у всех общая — за контроль над своей жизнью и право на счастье.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИГРА ПО СТАРЫМ ПРАВИЛАМ

    «Игроки». Д. Шостакович.
    Большой театр.
    Режиссер Эдем Ибраимов, сценограф Анастасия Бугаева, дирижер Айрат Кашаев.

    Большой театр закрыл сезон премьерой на самой маленькой из своих сцен — Камерной сцене имени Б. А. Покровского на Никольской улице (до присоединения в 2018 году к Большому это был самостоятельный театр со своим репертуаром). Премьера неоконченной оперы Шостаковича «Игроки» по одноименной и также неоконченной комедии Гоголя в афише возникла спонтанно. Новых «Игроков» присоединили к выпущенной в декабре «Женитьбе» Мусоргского, еще одной неоконченной опере тоже по комедии Гоголя. Постановки обеих опер осуществил Эдем Ибраимов, который с начала нулевых был штатным солистом (бас) Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского, а позже помощником режиссера этой оперной труппы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЕЛАГИН НОН-СТОП

    О XIII Фестивале уличных театров «Елагин парк» в Санкт-Петербурге 18–20 июля 2025 года

    Открытие Фестиваля уличных театров «Елагин парк» продолжило намечавшуюся в последние годы традицию: затактом грандиозного действа на дюжине площадок парка становился грандиозный по визуальному воздействию спектакль в вечер пятницы. Он предвосхищал и настраивал на то, что уличный театр может быть в том числе концептуальным, а его размах — соотноситься с пространством Большой площади.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ УЖАС УТИХАЕТ ПОСЛЕ 100 ГРАММ

    «Москва — Петушки». В. Ерофеев.
    Малый театр кукол.
    Режиссеры Владислав Романов и Ольга Ведерникова.

    Обращение к поэме Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» и его безнадежному романтику Веничке, мятущемуся по пригородной железнодорожной ветке, случается в жизни разных режиссеров. Кто же не грустил о «бездомном и тоскующем шатене» внутри себя, не искал на дне бутылки смыслы, не панковал и не отрекался от социальных лестниц? Архетипический сюжет о вечном возвращении в недоступный рай, где не отцветает жасмин, страшно популярен в театре из-за романтического флера 60-х, когда страна села в электрички и поехала искать лучшую жизнь. Юмор, меткие замечания, узнаваемые ситуации... к тому же, текст сценичен: много героев, драматические коллизии, прослеживаемая завязка, кульминация и развязка. Постмодернизм подарил многослойность и неисчерпаемость текста — широкое поле для интерпретации.

    И вот поэма добралась до театра кукол.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТР СИНЕГОРЬЯ

    Парад премьер в Акмолинском областном русском драматическом театре в Кокшетау

    Кокшетау расположен в северной части Казахстана, на берегу большого озера Копа, воспетого в повести «Старость и молодость» Анастасии Цветаевой, младшей сестры знаменитой поэтессы, чья судьба была связана с этим городом. Кокшетау означает «синегорье». Как говорят сами казахи, когда Аллах сотворил мир, он летал над ним и раскидывал озера, леса и горы. А когда добрался до казахских степей, то обнаружил, что в его сумке почти ничего не осталось, кроме горсти природных богатств. Аллах кинул эту горсть на землю и создал удивительное место с причудливыми горами и кристально чистыми озерами — райский уголок в степи, оазис.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖЕНЩИНЫ В ПЕСКАХ. И МУЖЧИНЫ ТАМ ЖЕ

    «Брух. Сюита». На музыку М. Бруха.
    Театр балета им. Леонида Якобсона.
    Хореограф Игорь Булыцын, художник Альона Пикалова.

    Задник — плотного смутно-желтого цвета, будто мы в эпицентре песчаной бури. По этому заднику ездит вверх-вниз горизонтальная электрическая полоса — линия горизонта? Уж больно сильно она колеблется, разве что мы то и дело ныряем в яму, а затем снова поднимаемся на бархан. Периодически «день в песках» сменяется «ночью». В фонограмме звучит Макс Брух — один из последних немецких романтиков (1838–1920), вкладывавший в свои сочинения столько энергии восстания, революции, победы, что в наше время усталости и упадка его опусы воспринимаются с несомненным уважением, но чувство это несколько музейного толка. Вот так вот люди думали и чувствовали? В самом деле?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДВА СОЛНЦА ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

    «Залетные». По рассказам В. Шукшина.
    Театр «Мастерская».
    Режиссер Михаил Гаврилов, художник-постановщик Николай Слободяник.

    На известном снимке Юрия Рыбчинского — Афимья Быстрова — Куделиха, мать Егора Прокудина в «Калине красной». На стене за ней висит журнал «Советский экран» с портретом Василия Шукшина на обложке, которого Быстрова принимала за своего без вести пропавшего сына. Рыбчинский сделал это фото, когда Афимья Ефимовна узнала о смерти Шукшина. В ее плачущем лице — всеобщая родственная любовь к Шукшину как данность, как сама сущность, вне которой он немыслим, вне которой немыслим ни один его герой.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАБЕРЕЖНАЯ, УЛИЦА, МАГАЗИН

    О фестивале «Специфик» в Нижнем Новгороде

    Спектакли, созданные вне театральных зданий, в стране становятся все популярнее. Их так много, что уже можно выделить коммерческое направление (приведем публику в ресторан или пятизвездочный отель, дадим девушкам сфотографироваться для соцсетей), направление ригористское (ради искусства надо все претерпеть, найдем самые жуткие руины, и если вы не сломаете ногу, добираясь до зрелища, — будьте нам благодарны) и «средний класс» — с попытками сотворить именно художественное высказывание, при этом не слишком терзая зрителей.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧТО ВО МНЕ ЖИВЕТ? СКОЛЬКО МНЕ ГОДКОВ?..

    «Утиная охота». А. Вампилов.
    Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина.
    Режиссер Александр Фонарев, художник Алена Ромашкина.

    Время ли?

    Время ли писать об «Утиной охоте» в Магнитогорске, о спектакле недавнего выпускника курса Льва Эренбурга Александра Фонарева, о всего третьем его спектакле после окончания РГИСИ, — когда все театральное внимание сейчас приковано к «Утиной охоте» в БДТ нашего хедлайнера Антона Федорова?..

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НЕВИДАННЫЕ ВЕЩИ

    «Видимо-невидимо». Театрально-педагогической проект.
    Театральная площадка MOÑ, Фонд «Живой город» при поддержке Министерства образования Республики Татарстан. С использованием гранта ПАО «Татнефть».

    Вот девочки и мальчики в летней легкой одежде и босиком, словно только выбежали с лужайки, рассказывают личные истории вперемешку с собственно сочиненной сказкой. Вот девочки в привычных для школьниц костюмах «белый верх, черный низ» медитируют и выполняют пластические этюды. А вот подростки постарше разрывают набитый до отказа зал стендап-выступлениями. Все это было на сцене казанской Театральной площадки MOÑ, куда сельские и деревенские школьники выходят уже третий год благодаря театрально-педагогическому проекту «Видимо-невидимо».

    Читать дальше | Комментарии (0)