Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ЧЕРНЫЕ НАЧИНАЮТ И ВЫИГРЫВАЮТ

    А. П. Чехов. «Чайка». Театр-фестиваль «Балтийский дом».
    Режиссер Йонас Вайткус, сценография и костюмы Йонас Арчикаускас

    Спектакль продуман и красив красотой изящной шахматной партии, хотя начало е2е4 традиционно и даже банально. С первого же хода — антидеревенской сценографии и экстравагантных, буффонных костюмов со средневековыми деталями — режиссер открещивается от традиционного прочтения и решительно переводит Чехова в фаустовскую систему координат, не меняя, впрочем, и не сокращая почти ни одной реплики, уже на первых минутах не остается сомнений — перед нами «сюжет из области отвлеченных идей».

    К чрезмерной, нарочитой театральности, поначалу раздражающей, привыкаешь, и открывается новый, другой Чехов, упорно называвший комедиями настоящие трагедии. Вайткус и не скрывает, что дело кончится плохо — и ружье висит, и гроб с часами на крышке уже заготовлен, и зловещая тень несостоявшегося «другого» Дорна в прозрачном цилиндре зорко наблюдает за развитием событий, и отличная музыка Гедрюса Пускинигиса делает саспенс. А белые фигуры, прорезанные на черном занавесе — кабаретные, развеселые, женские скульптурные ножки и нарисованные огромные губки говорят — смейтесь пока.

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ЗАХУДАЛЫЙ РОД БУДДЕНБРОКОВ

    Томас Манн «Будденброки». РАМТ.
    Инсценировка и постановка Миндаугаса Карбаускиса, художник Сергей Бархин

    Не буду прикладывать тонкие пальцы к высокому лбу и делать вид, что живу с «Будденброками» Томаса Манна в душе. Нет, я читала их в студенчестве по списку обязательной литературы, и детали этой книги давно стерлись из памяти, как и детали «Саги о Форсайтах», «Дела Артамоновых» — иноземных родственников нобелевского романа. Остались «Будденброки», как что-то массивное, плотное, многофигурное, тяжелое, как бюргерская Германия, как само слово «Будденброки»...

    Миндаугас Карбаускис создал спектакль грациозный, почти балетный, как это часто бывает у него, музыкальный. История семьи разбивается на наших глазах звонко — словно тонкая фарфоровая мейсенская тарелка, изображенная на программке: с богатой синей росписью и надписью «Buddenbrooks».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ОБ АННЕ ЯБЛОНСКОЙ

    24 января 2011 года, в теракте в аэропорту Домодедово погибла драматург Анна Яблонская. Она прилетела в Москву из Одессы, чтобы получить премию (пьеса «Язычники» победила в сценарном конкурсе журнала «Искусство кино» ).

    Летом 2010 года на наш редакционный ящик пришел текст от Анны Яблонской. Мы заказывали ей эссе для рубрики «Карта местности» 61-го, «молодежного» номера «Петербургского театрального журнала». Аня прислала текст-воспоминание и еще извинялась за то, что эссе вышло не слишком удачное, даже наивное, но это именно то, что она думает про свой город и театр в нем. В № 61, как мы планировали, текст не вошел — не встал среди других, да и концепция номера изменилась. Но сам текст никуда не делся, лежал в папке «Карта местности» на рабочем столе.

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • «НЕ МОГУ НАПИТЬСЯ С НЕПРИЯТНЫМИ ЛЮДЬМИ...»

    Седьмой Володинский фестиваль «Пять вечеров» объявил программу

    На стенках и заборах, а также в театральных кассах Петербурга появились афиши Седьмого фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина. Он пройдет с 5 по 10 февраля. Нынче не пять вечеров, а шесть, не влезла программа в пять, все начнется с «нулевого», а закончится, как всегда, в день рождения Александра Моисеевича: с утра все желающие могут поехать в Комарово, превратить володинскую могилу в клумбу из живых цветов, а вечером посмотреть закрытие фестиваля и замечательный спектакль Алексея Паперного «Река» — подарок, которому Володин наверняка был бы рад.

    Словом, мы приглашаем всех на фестиваль, убедительно просим обращаться в театральные кассы города и кассу БТК (+7 812 273-66-72), а также на сайт www.volodin-fest.ru, где опубликована программа фестиваля.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КАК И ПОЛАГАЕТСЯ — ЖДЕМ ГОДО

    Сэмюэль Беккет. «В ожидании Годо». «Такой Театр».
    Режиссер Адриан Джурджиа, сценограф Вера Мартынова

    Спектакль «В ожидании Годо», что называется, чистый. Все здесь «на месте»: и два дуэта (Баргман — Бызгу и Агеев — Вартаньян), и сценография Веры Мартыновой, и режиссерское решение Адриана Джурджиа, который придумал контрастные отношения между первым и вторым дуэтами.

    Эстрагон и Владимир сделаны Александром Баргманом и Сергеем Бызгу в уже ставшей «классической» манере: это два неудачника, чьи ближайшие родственники — Чаплин, Питер Пень (из «Сна в летнюю ночь») и бесчисленные комические босяки. Несмотря на открыто-комический подход к героям, актеры находят в них и «глубины» драматического: сквозь маски неудачников просвечивают трагические образы, достойные персонажей Пиранделло.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ВЫБОР ТРИДЦАТИ ТРЕХ — 2010

    В Санкт-Петербурге подведены театральные итоги 2010 года

    Год назад Комитет по культуре Санкт-Петербурга принял решение несколько отойти от сугубо профессиональных оценок театральной жизни города по сезонам и провел свой опрос, в ходе которого о театральных итогах 2010 года судили 33 эксперта (поэтому опрос назвали «Выбор тридцати трех»).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗВЕЗДЫ, КОТОРЫЕ ЕЗДЯТ В МЕТРО

    Выставка «Правила игры» в лофт-проекте «Этажи». Номинанты премии «Прорыв-2010» на фотографиях Дарьи Пичугиной и Натальи Келлер

    В «Этажах» открылась выставка «Правила игры», в рамках программы ежегодной молодежной премии «Прорыв». Премия, в лице своих учредителей и экспертов активно манифестирующая независимость и демократичность, и акцию осуществила вполне неформальную: на стенах кафе разместилось нечто вроде краткого фоторепортажа из повседневной жизни номинантов «Прорыва-2010».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА АЛЕКСАНДРОВИЧА СКЛЯРСКОГО

    Это был первый звонок 2011. 1 января: «Вчера умер Владимир Александрович». Склярский. Директор «Бродячей собаки». Человек, который очень много помог «Петербургскому театральному журналу». То есть, больше всех помог. Хотя мы не были близки, не дружили. Странность вот такая...

    3 января на Смоленском кладбище мы прощались с ним. Ему было всего 64 года.

    Когда же вообще мы впервые встретились с В. А.? Кажется, это был конец 1980-х, проходил какой-то съезд соотечественников, и неизвестные мне люди Склярский и Колчин позвали прийти в подвал «Бродячей собаки» на «явление теней Серебряного века»? В подвал абсолютно голый, на полу еще, кажется, стояла вода и мы (точно!) ходили по доскам... Вот тогда я и увидела Владимира Александровича (до того зам. директора Малого оперного), поставившего целью своей жизни превратить это бывшее бомбоубежище в обитаемое помещение, возродить «Бродячую собаку».

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • С НОВЫМ СТАРЫМ ГОДОМ

    С новым старым годом, читатели и коллеги!

    Вернее — со старым годом.

    Утром 1 января, оглядев комнату все с теми же вещами, я вдруг реально, просто до физической жути, почувствовала: наступил 1984 год...

    Ощущение застоя с его тусклой (теперь энергосберегающей) лампочкой под потолком, вечной осенью, слякотью под ногами, тупым телевизором и полным отсутствием каких-либо целей. Абсолютное дежавю...

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • ЛАБИРИНТ ВАРИАЦИЙ

    Хулио Кортасар. «Цари». Александринский театр.
    Сценическая композиция, режиссура и концепция пространства — Евгения Сафонова, художник — Екатерина Андреева, музыкальное оформление — Роман Цепелев, художник по свету — Александр Кулешов

    Кортасар, конечно, не драматург. Такой вывод напрашивается, когда в малом зале Александринского театра рассеивается эхо его слов; когда читаешь пьесу «Цари» — тем более. «Ряды поэтических мыслей» аргентинского магического реалиста — это слишком извилистые, слишком хитросплетенные для драмы ряды. Потому, трактуя классический сюжет о Минотавре, Кортасар создает пьесу без правил; но (естественно) пьесу пленяющую, утягивающую в лабиринт смыслов. И путеводную нить дает, однако, спутывает ее так, что поди расплети. Каждый из героев «Царей» мог бы стать протагонистом трагедии. Но не в правилах Кортасара отказываться от полифоничности жизни в угоду литературе (или театру). В пьесе четыре центра притяжения. Четыре царя. И каждый — как дуэлянт, вышедший против трех противников. У каждого — свой вид конфликта с миром и с собой. А значит, это очень неправильная  и (опять-таки, естественно) трудная для постановки пьеса.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ,  ИЛИ ДОСТОЕВСКИЙ ПОНЕВОЛЕ

    Пьер Бомарше. «Севильский цирюльник». Молодежный театр на Фонтанке.
    Режиссер Жан-Даниэль Лаваль, художник-постановщик Анна Руо

    Вопреки основной задаче критика — анализировать то, что видишь, а не тосковать по несбывшимся ожиданиям, я, признаюсь, довольно часто становлюсь рабой стереотипа. Моим сознанием владеет неискоренимое и наивное убеждение, поселенное туда советом нашего «всего», — откупорить шампанского бутылку — иль... Все ассоциации, что навевают слова «Фигаро» и «Бомарше» связаны у меня с ощущением праздника, свободы и французского мышления — философии, поданной не в безысходном тоне черных мыслей, а в светлом прикиде веселой комедии (словосочетание это, впрочем, сегодня уже можно считать оксюмороном). Однако для французов Бомарше, видимо, был и остается буревестником революции, навроде нашего Горького. Во всяком случае, для этой постановочной команды из Франции самым важным оказалось подчеркнуть в комедии мрачные казематные мотивы.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • В ОЖИДАНИИ ИНСАЙТА

    «Лето одного года» (фантазия на темы пьесы Эрнеста Томпсона «На Золотом озере»).
    БДТ им. Г. Товстоногова.
    Режиссер Андрей Прикотенко, художники Петр Окунев и Ольга Шаишмелашвили

    Спектакль, показанный в канун Нового года, блистательно сыграл роль доброй рождественской сказки. В основу положена американская драма Эрнеста Томпсона «На Золотом озере», повествующая о том, что все и было-то неплохо, а стало еще лучше. Два главных героя — семейная пара «среднего возраста»: Этель (Алиса Фрейндлих) за семьдесят, Норман (Олег Басилашвили) на пороге восьмидесятилетнего юбилея. Их главная драматическая проблема — дочь. Челси (Варвара Владимирова) долгих восемь лет не переступала порог родительского дома. Сложные отношения с отцом. На самом-то деле они глубоко любят друг друга, но разговор-дружба-понимание не клеились с детства. С появлением Челси, наконец, завершается полуторачасовая экспозиция спектакля.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • С НОВЫМ ГОДОМ, ЧИТАТЕЛИ И КОЛЛЕГИ!

    С 2011 годом, дорогие читатели и коллеги!

    Как поздравить вас? Вкусы, как известно, бывают разные. Коллегиально редакция решила не мучиться, не выбирать, а опубликовать два поздравления, из которых каждый может выбрать то, которое ему больше понравится. Если не понравится ни то, ни другое, поздравьте себя собственными сочинениями! Лишь бы вам было хорошо, и вы оставались с нами!

    Ваша редакция «ПТЖ»

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • НОВЫЙ НОМЕР — № 62

    Дорогие читатели и коллеги!

    Вышел новый номер «Петербургского театрального журнала» — № 62.

    Обычно мы получаем последний номер года буквально к «юбилейному столу», 30 декабря, в день рождения журнала.

    В этом году, на самом-то деле, четвертый номер года вышел еще в середине декабря и неделю назад ушел подписчикам по иногородним адресам, а для Петербурга мы его на время утаили: пусть допродается предыдущий.

    № 62 появится в продаже в первых числах января. Как всегда. Ну, а в редакции он, конечно, уже есть.

    На его обложке — покосившаяся башня культуры, рисунок Резо Габриадзе. Так и сюжеты номера рассыпаны деталями этой покосившейся башни — спектаклями многочисленных осенних фестивалей, премьер (от Невы до самых до окраин).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ «ПТЖ»

    30 декабря «Петербургскому театральному журналу» исполнилось 18 лет. Это много. Мы достигли совершеннолетия и призывного возраста. В армию «ПТЖ» не пойдет, поскольку с рождения — солдат.

    Почему 30 декабря, 22. 00?.. Потому что именно в это время когда-то Марина Дмитревская привезла из типографии сигнальные в номера. В редакции на площади Искусств 5 ее ждали потерявшие веру в то, что журнал когда-нибудь выйдет, гости и члены редакции. Они на фотографии. А фотографировал, кажется, Леонид Попов.

    С тех пор именно 30-го журнал и празднует свои дни рождения. Вот и нынче, до самой ночи, тянулись гости: авторы, актеры театра «Мастерская», режиссеры.

    Мы смотрели обнаруженные недавно архивные видео — телепередачи о первых шагах «ПТЖ». Хотели выложить их в блоге. Это оказалось технически невоплотимо, но со временем мы обязательно пополним этот пост старыми записями.

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • ИДУЩИЕ ВМЕСТЕ

    Гильерме Фигерейдо. «Лиса и виноград». Театр «Приют комедианта».
    Режиссер Андрей Корионов, художник Софья Тюремнова

    В спектакле «Лиса и виноград», выстроившись в линию и возложив руки на плечи соседей, персонажи танцуют сиртаки — но это вовсе не танец свободы и братства, как можно вообразить, а демонстрация равнодушия к ближнему, апофеоз довольства жизнью. Объединение людей, устроенное как циничный и простейший сговор: ты не мешаешь мне, я не мешаю тебе. Танцуют, в итоге, все.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТАЛЛИНСКИЙ ВОЗДУХ ДЛЯ КРАСОТЫ

    27-го декабря в Таллинском Линнатеатре открылся VI международный театральный фестиваль «Сон в зимнюю ночь», впервые посвященный одному мастеру — Дмитрию Крымову. По воле директора театра Райво Пылдмаа фестиваль сконцентрирован вокруг феномена театра одного художника (в прямом и переносном смысле этого слова). В течение пяти дней в Линнатеатре покажут спектакли Лаборатории Дмитрия Крымова при Школе драматического искусства: «Сэр Вантес. Донкий Хот (см. № 42), », «Смерть жирафа» (см. № 61), «Сны Катерины», «Торги» (см. № 44), «Опус № 7» и новогоднее представление от студентов курса Крымова-Каменьковича (РАТИ). В биографии Дмитрия Крымова таллинский фестиваль событие исключительное — первая «выставка» его театральных работ.

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • МСЬЕ ВЛАДИМИР, ИЛИ РУССКАЯ ДРАМА

    Анатолий Мариенгоф. «Циники». Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Анатолий Праудин, художник Александр Орлов

    Когда-то в давнем разговоре Анатолий Праудин говорил, что они были учениками «последнего киника эпохи», Александра Александровича Музиля.

    Нет, школа заключалась не в том, что «полагала смысл жизни исключительно в добродетели», как советовали древние греки-киники и как сообщают словари. Музиль учил сомнениям и тягостным раздумьям над каждой фразой, над любым обстоятельством, требовал ничего не принимать на веру и подвергать тщательному анализу любое слово автора.

    Все это я вспоминала, отправляясь 25 декабря на праудинских «Циников». Как он, ученик киника, поставит «Циников»? Как он, по сути романтик, отомкнет роман без вранья о романтиках (циники — разочаровавшиеся романтики, а герои Мариенгофа — романтики, вообразившие себя «последними циниками эпохи»)?

    Читать дальше | Комментарии 19 комментариев
  • «ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН ЗАВАРИТЬ ТАКОЙ БУЛЬОН, ОТ КОТОРОГО ВСТАВИТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ»

    Кристиан Смедс на [ТПАМ]: о пользе Аристотеля, безумной Финляндии и неудавшемся расстреле Муми-мамы

    Кристиан Смедс — один из ведущих европейских театральных режиссеров и уж точно самый известный режиссер Северной Европы. Помимо своей родины, Финляндии, он сделал ряд проектов в Бельгии, Литве, Эстонии. Список фестивальных наград, полученных Смедсом по всему миру, не умещается на странице. За постановку книги Вяйне Линна «Неизвестный солдат», в свое время взорвавшей тихую Финляндию (см. № 54), его до сих пор называют «провокатором». Но если судить по выступлению Смедса, он, прежде всего, профессионал, которому есть чем поделиться с коллегами по цеху. Видеозапись мастер-класса Кристиана Смедса, происходившего на фестивале «Театральное пространство Андрея Могучего» можно посмотреть здесь. В блоге мы попытались обозначить самые интересные моменты разговора.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЮБИЛЕЙ ИРИНЫ СОКОЛОВОЙ

    Сегодня 70 — Ирине Соколовой.

    Дата ни о чем не говорит.

    Потому что у Соколовой никогда не было возраста.

    Нет и сейчас.

    Так что просто — с днем рождения, любимая артистка!

    О ней всегда было трудно писать (хотя «Петербургский театральный журнал» пытался. В № 16, в № 48). Так сложно бывает писать об исключительных, необъяснимых явлениях природы, а Ирина Соколова — точно исключительное и необъяснимое.

    Читать дальше | Комментарии 11 комментариев