Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

24 мая 2023

ПОСЛАЛИ ТАК ПОСЛАЛИ

«Послание».
Фестиваль Context. Diana Vishneva.
Идея Ивана Естегнеева, музыкальная концепция Владимира Горлинского, режиссер Филипп Гуревич, хореографы Ольга Васильева, Илья Манылов, Татьяна Чижикова и Елена Чурилова.

В пространстве ДК Рассвет на Красной Пресне проектом «Послание» открылся новый сезон фестиваля Context. Diana Vishneva. С некоторых пор этот фест раздвинул временные границы и проходит в Москве и Петербурге в течение нескольких месяцев с весны до поздней осени. Данный проект был приурочен к Международному дню танца, который отмечается во всем мире 29 апреля. Идея заключалась в том, чтобы четыре российских хореографа переложили на язык тела известные высказывания-послания хореографов всего мира, приуроченные к этому самому Дню танца (каждый год право на торжественную речь получает один хореограф). В команду постановщиков вошли Татьяна Чижикова и Елена Чурилова, которые сотрудничали с фестивалем впервые, а также Илья Манылов и Ольга Васильева. Тексты читали актеры Елена Шанина и Александр Горчилин.

Сцена из спектакля. Хореограф Т. Чижикова.
Фото — Владимир Луповской.

Открывала коллективную работу композиция, придуманная Татьяной Чижиковой. Хореограф создала для своей части опуса собственную «Партитуру счета» (2023). На стене мелькали тексты, но для команды артистов, представляющих собой группу быстрого реагирования, имели смысл только цифры, произносимые голосом откуда-то сверху. У каждого танцовщика, затянутого в модную экологичную прозодежду марки WHO/AM, были свои телесные ассоциации с числом: один на число пять делал растяжку, другой выгибался, третий двигался на шаг вперед, четвертый манипулировал стулом и так далее. Объединяющим всех числом была семерка — когда ее объявляли, все поднимали в воздух стул и стучали им по полу, создавая таким образом группу ударных. В какой-то момент стало понятно, что в индивидуальной грамматике каждого участника процесса есть ключевое, доминирующее движение, закрепленное за определенной цифрой. К финалу цифры посыпались как из рога изобилия, загнанные артисты делали свои движения с остервенением и яростью. Потом диктующий цифры голос затих, артисты взяли стулья и ушли. По своей простоте и ясности послание Чижиковой превзошло остальные, куда более насыщенные движениями и смыслами. Хореограф высказалась сразу по нескольким наболевшим вопросам. Она прошлась по дисциплине, ведущей к определенного рода закрепощению духа артистов, превращенных командами и приказами в солдат. Заставила сомневаться в нужности движения и танца без хорошей музыки. И в целом напомнила, что мы все сейчас находимся на территории несвободы, слушаем команды и приказы, стараемся их не выполнять и печалимся, когда их вынуждены выполнять другие.

Сцена из спектакля. Хореограф О. Васильева.
Фото — Владимир Луповской.

Темы вынужденного пребывания на территории несвободы коснулись так или иначе все хореографы проекта. Ольга Васильева, которая выбрала для своей части композиции «Living Room Music» Джона Кейджа (1940) и мотет «Воздух-воздух» Владимира Горлинского (2020), сначала поместила артистов в некое замкнутое пространство, где они должны были максимально взаимодействовать друг с другом, а затем оставила каждого наедине с музыкой, которую слышит только он. Создалось даже впечатление, что артисты «едят» и «пьют» ноты, настолько выразительной была их пластика. Новый сезон фестиваля Context. Diana Vishneva посвящен диалогу музыки и танца, и хореограф интересно движется в этом направлении, предлагая артистам вдохновляться музыкой, звучащей внутри и снаружи, даже если это барабанная какофония.

Илья Манылов, использующий Электронную композицию Михаила Мясоедова (2023) и «Арию» Джона Кейджа (1958) в исполнении Ольги Власовой, верит в силу движения и задает танцовщикам сложные экспрессивные комбинации, постоянно меняя ритм танца. В своей работе Манылов осмыслял идею Охада Наарина о необходимости сопротивления консервативному мышлению. При этом артистам он «прописал» не импровизацию, а достаточно строгий набор телесных экзерсисов. Его работа стала самой энергичной и танцевальной в традиционном понимании этого слова.

Сцена из спектакля. Хореограф И. Манылов.
Фото — Владимир Луповской.

Завершала коллективный опус постановка петербургского хореографа Елены Чуриловой. Она выбрала для свой работы Спектральный мадригал Владимира Горлинского на тему Джезуальдо (2019) и мадригал «Dolcissima mia vita» Карло Джезуальдо (1611). Чурилова передавала послание культового японского хореографа и танцовщика, одного из создателей танца буто Кадзуо Оно. Он рассказывал, как с ним говорили волосы его умирающей матери, когда он гладил их рукой. Семеро танцовщиков Чуриловой неистово трясутся, получая импульсы из земли, затем люди как будто отрываются и летят. Они двигаются по залу группой, создавая композиции замысловатой формы, похожие на бутон цветка. Их опора на пол минимальная, они как будто парят, по очереди поднимая на руки одного из участников и имитируя его полеты в полной невесомости. Через какое-то время полетавшего «космонавта» бережно укладывают на пол. И так происходит до тех пор, пока двое оставшихся «носильщиц» сами не ложатся на землю в изнеможении. Спящий коллектив пробуждается под звуки оригинального Джезуальдо, артисты танцуют как ни в чем не бывало, вот только жизнь ли это?

Сцена из спектакля. Хореограф Е. Чурилова.
Фото — Владимир Луповской.

Несмотря на интересный сплав музыки и танца, представленному в ДК Рассвет проекту, в котором солировали скорее музыканты и вокалисты (в том числе сопрано Анастасия Бондарева, специалист по барочному пению), в целом не хватило какой-то витальной энергии, которую должны вроде бы излучать танцовщики. И конечно не хватило свободы, идущей от самого танца в самой депрессивной ситуации. С другой стороны, фестиваль проявил раннюю активность, и есть надежда, что следующий проект будет более успешным и жизнеутверждающим. В спектакле «Дуо» Павла Глухова, премьера которого пройдет 10 и 11 июля в Санкт-Петербурге на сцене БДТ, встретятся балерины Диана Вишнева, Дарья Павленко и ансамбль Novoselie.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога