Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

22 мая 2023

К ЗВЕЗДАМ — СКВОЗЬ КРОЛИЧЬЮ НОРУ

11–15 мая в Базеле проходил Международный цирковой фестиваль Young Stage Basel. В его жюри были представители ведущих цирковых компаний мира, а сам фестиваль отразил тенденции, которые существуют сегодня не только в швейцарском, но и — шире — в немецкоязычном цирке.

Чтобы оценить масштаб события, достаточно представить большую арену, построенную в огромном здании местной Messe, которая более всего знаменита проходящей здесь ярмаркой современного искусства Art Basel. Все шесть представлений буквально яблоку негде было упасть. Интересно, что на большие цирковые мероприятия в Швейцарии публика ходит самая разнообразная, от трехлетних младенцев до глубоких старцев — причем вели себя почтенные господа в приличных костюмах весьма раскованно: свистели, кричали и даже топали ногами. Представление членов жюри, сидящих в центре зрительного зала, вылилось в отдельное развлекательное шоу: бодрый ведущий в белом костюме сыпал шутками и сулил молодым участникам всевозможные контракты, ведь цель фестиваля — не только показать зрителям восходящих звезд цирковой арены, но и обеспечить их работой на ближайшее время.

На фестивале Young Stage Basel.
Фото — архив фестиваля.

Главное, что бросается в глаза по итогам фестиваля, отличие немецкоязычного цирка от франкофонного. Если французский, бельгийский и отчасти канадский цирки тяготеют к рассказыванию историй, неважно — сентиментальные они, героические или простодушные, то здесь мы увидели торжество сложных и оригинальных трюков. Первое место в итоге занял Hng Thean Leong — малазийский жонглер, работающий с diabolo: зал буквально взревел от восторга, когда вместо привычных двух снарядов он стал работать с тремя, причем пропуская их под ногой и за спиной. Конечно, когда выполняешь трюки такой сложности, уже не до артистизма. Но отсутствие последнего юноше легко простили, тем более что в личном общении он оказался крайне обаятельным (до или после выступления артисты давали интервью — либо вживую, либо по видео, — что позволило зрителям увидеть в них не только совершенные цирковые машины, но и живых людей).

На фестивале Young Stage Basel.
Фото — архив фестиваля.

Вторая особенность — поощрение номеров с ярко выраженным национальным колоритом. Здесь, конечно, следует отметить получившую серебряную «звезду» китаянку Yaoyao Guo, не просто абсолютно гуттаперчевую и гнущуюся во всех направлениях, но и использующую специфические движения, характерные для китайской оперы. Естественно, и музыка в номере тоже была китайская, как и стилизованный под цветок костюм, но при этом восточные мотивы угадывались и в нем. Хороши были также эфиопские Gamo Brothers, самоучки-акробаты, выступающие в жанре «Икарийские игры» (номер с таким названием придумали в XIX веке братья Котрелли, которые использовали ноги партнеров как трамплин и перелетали от одного нижнего к другому, выполняя при этом различные трюки) и в стиле «бедно, но безбашенно».

Вариации на тему «Алисы в Стране чудес».
Фото — архив театра Cirque du Cercle.

Но больше всего нас удивило отношение немецкоязычных швейцарцев к юмору в цирке. Так, немецко-швейцарская пара, напомнившая нам далеко не лучшие образцы советской клоунады, сорвала громкие аплодисменты. На фоне изобретательных конкурентов клоуны, щеголявшие допотопным номером с игрой на пиле вместо скрипки, выглядели как минимум архаично, но именно такие поверхностные и очевидные шутки понравились местной публике и жюри больше всего. В то время как изящные, остроумные и ни на кого не похожие номера — вроде репризы международной команды Hoops Désolé, изобразившей борьбу за жизнь пациента, атакуемого мухой, или страстного финского танго в исполнении Ada Forsberg, Anselmi Aisanlathi и Armas Lintusaari, — не вызвали особого энтузиазма. Как ни парадоксально, высоко ценя оригинальность формы, в «большом» швейцарском цирке не очень ценят оригинальность содержания.

Но для тех, кто любит поэтические истории, в стране есть крохотные цирковые компании. Такие, как, например, Cirque du Cercle, совместный проект швейцарца Паскаля Херинга и валлийки Эстер Фуге. Они играют свои вариации на тему «Алисы в Стране чудес» — спектакль «Падение в кроличью нору» по мотивам Льюиса Кэрролла — в крохотном зале, буквально в двух шагах от зрителей. Постановка не блещет разнообразием реквизита: пара кусков ткани, подвес, гигантский деревянный стул и множество обручей разной величины. Зато артисты, которые одновременно являются и клоунами, и акробатами, и жонглерами, полны обаяния и находятся в постоянном контакте со зрителями. Спектакль полон волшебных превращений и юмора, но в то же время поднимает важные проблемы. Провал в кроличью нору — это наше ежедневное существование в информационном пространстве, полном противоречивых и часто недостоверных сведений, крадущих время и внимание, пугающих и в то же время пробуждающих фантазию. Этот спектакль про разнообразие, как про разнообразие и сама Швейцария, дающая возможность увидеть и высокотехнологичное, яркое шоу, и скромный, вдумчивый перформанс.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога