«Страшная сила».
Цирк Чинизелли.
Художественный руководитель постановки Аскольд Запашный, режиссер Дарья Пурчинская.
«КороЛЕВство».
Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского.
Художественный руководитель и автор идеи Аскольд Запашный, балетмейстер-постановщик Дарья Пурчинская.
«Акварель».
Цирк Никулина на Цветном бульваре.
Автор проекта Максим Никулин, режиссер Евгений Шевцов, балетмейстер Ольга Полтарак, режиссер клоунады Андрей Шарнин.
Весна и осень — главные поставщики премьерного контента в цирке. Основное внимание при этом справедливо направлено на флагманские цирки в Москве и Петербурге. После ажиотажа новогодних праздников или летнего затишья приходит время творческой активности, не связанной ни календарным циклом, ни интенсивностью представлений. Зачастую именно весенние премьеры перекочевывают в лето и предназначены для длительного проката. Сезонная ротация программ — привычный механизм функционирования циркового конвейера, с которым в нашей стране приходится считаться практически всем. Собственно, именно поэтому оказывается важным проследить, кто где оказался, кто что поставил и что нынче в тренде на манеже.

Сцена из программы «Страшная сила».
Фото — Александр Глуз.
Для компании Росгосцирк и ее опорного цирка — Цирка Чинизелли в Петербурге, вопрос создания новых спектаклей практически не стоит. Имея в распоряжении более тридцати коллективов, компании в состоянии обеспечить новизну программ элементарной ротацией и выпуском даже одной премьеры в год. Сложнее оказывается тем, кто не вписан в конвейер Росгосцирка: актуальный процесс требует и от них смены программ, фактически вынуждая к созданию нового. По этой причине объем и интенсивность премьер последних лет и Большого Московского государственного цирка, и Цирка Никулина на Цветном бульваре значительно выше и качественнее того, что предлагает Росгосцирк.
Весна-2023 в этом смысле обнаруживает параллели и рокировки, вскрывающие как раз творческие искания и Росгосцирка, и БМГЦ, и Цирка на Цветном.
Незадавшаяся осенняя премьера («ПТЖ» писал о ней в блоге) вынудила Росгосцирк обратиться к варягам из Москвы, надежно обеспечивающим кассу: в очередной раз в Петербурге выступает коллектив БМГЦ с программой «Страшная сила». В качестве ответного жеста в БМГЦ отправлен один из опорных артистов Росгосцирка Владислав Гончаров со своими львами и приросшей к его аттракциону водяной установкой для участия в программе «КороЛЕВство». Тем временем совершенно независимым образом Цирк на Цветном бульваре выпустил премьеру «Акварель», опять же с использованием водяной установки.

Сцена из программы «Страшная сила».
Фото — Александр Глуз.
Программа «Страшная сила» претендует на прозрачный каламбур: на громадной афише перед цирком она значится как «Страшная сила братьев Запашных». Доля истины в этом есть — Запашные перенесли в петербургский цирк созданную весной 2022 года программу практически без купюр, с сохранением и коллектива артистов, и костюмов, и большинства постановочных аттракционов. При этом в Петербург прибыли почти все самые титулованные артисты БМГЦ, фактически обнажив на ближайший прокатный период московский стационар. Помимо собственно братьев Запашных с тиграми и львами на манеже Цирка Чинизелли можно увидеть уникальных и единственных в своем роде акробатов на лошадях под руководством Якова Экка, жонглерскую группу под руководством Елены Бараненко, а также акробатов на подкидных досках под руководством Сергея Трушина — коллективы, постоянно развивающиеся и активно работающие над трюковым арсеналом в лучших цирковых традициях. Собственно, именно высокий исполнительский уровень и определяет достоинства этой программы — уровень мэтров качественно поддержан артистами без титулов и регалий: внимания заслуживают и канатоходцы, и гимнасты на ремнях, и эквилибристы. «Страшная сила», наверное, впервые за последние годы, предлагает петербургскому зрителю максимальный жанровый диапазон при максимально сжатом темпе представления.
Режиссерские искания Аскольда Запашного, взявшего для этой программы в соавторы Дарью Пурчинскую, узнаваемы и напоминают давние стадионные опыты цирка братьев Запашных. Трудной весной 2022 года творческая фантазия постановщиков оказалась направлена в сторону заокеанских мотивов. «Страшная сила» представляет собой, как это, собственно, всегда прослеживается в режиссуре Аскольда Запашного, симбиоз кинематографических реминисценций и геймерских сюжетных ходов. На этот раз фоном становится экзотическая страна, в которой, лавируя между жестокими папуасами и расчетливыми колонизаторами, тотемными животными и магическими символами, безобидным Джейсону, Эмилии и Софии приходится преодолевать несчетное количество препятствий. Эстетика «Индианы Джонса» и «Джуманджи» использована и возведена в степень — количество придуманных постановщиками прихотливых драматургических извивов постановки тянет на многосезонный сериал, и разобраться в них удается не вполне. Постановочный размах при этом роднит «Страшную силу» с постановками Цирка дю Солей: костюмы, грим, реквизит, видеопроекции и общее визуальное решение призваны захватить внимание зрителя.

Сцена из программы «Страшная сила».
Фото — Александр Глуз.
На манеже появляются мотоциклы, автомобиль и даже большой, громоздкий для Цирка Чинизелли, но, наверное, очень выгодно смотревшийся в Цирке на проспекте Вернадского, самолет. При этом артисты остаются совершенно неузнаваемыми в причудливых фантазийных костюмах, и даже братьев Запашных (а программки не печатали удивительно долго) зритель узнает только в самом финале, когда те снимают с себя пышные шлемы-маски. Очевидно, что «Страшная сила» оказалась опорной постановкой БМГЦ в прошлом сезоне. В ней чувствуются длительная скрупулезная подготовка и умозрительный подход. Аскольд Запашный (а на финальном слайде программы его фамилия пишется как «Zапашный») создает программу, максимально отвлеченную от сегодняшних реалий, опирающуюся на экзотическую эстетику.
Но если «Страшная сила» безусловно качественный и долгоиграющий продукт цирковой индустрии, то нынешняя постановка БМГЦ, режиссером которой также числится Аскольд Запашный, напоминает скорее бабочку-однодневку. Понятно, что при переводе всех ресурсов в Петербург Цирку на проспекте Вернадского оказалось непросто, но поражает прежде всего вялое использование главного козыря — упомянутой водяной установки, которая легко могла бы стать гвоздем программы.

Сцена из программы «КороЛЕВство».
Фото — Ирина Селезнева-Редер.
Собственно, здесь речь идет не столько о цирке на воде, сколько о цирке с водой. Вода вообще нынче очень в тренде — достаточно вспомнить феерический номер цирка Гии Эрадзе на ноябрьском фестивале в Цирке Чинизелли. Другое дело, что установка, созданная несколько лет назад усилиями Росгосцирка, видимо, несовершенна в техническом отношении и ограничивает постановочные ходы в пределах шоу фонтанов, да и оно скорее разочаровывает, нежели восхищает. Сюжетная канва «КороЛЕВства» угадывается с трудом. Персонажами волшебного сюжета становятся принц, заколдованный принц, фея, фея воды, девочка, алхимик, волшебница и ее страстный слуга-почитатель Тореадор-Теодор. Но если последние двое в исполнении Ксении Зубовой и Артема Бобцова (последних осколков некогда блестящей клоунской группы цирка) в ответе скорее за экшн — шумят, бегают, вовлекают зрителя и призваны неким образом все-таки веселить зрителя антагонизмом своих отношений, — то остальные персонажи оказываются в тисках очередных «магических» перипетий, суть которых сведена к многозначительному мимированию.
О том, что на всем лежит заклятие злой Волшебницы, приревновавшей Принца к Фее воды, а снять его под силу только Девочке в компании с Феей, приходится только догадываться (или читать программку). Сюжетные ходы не выстроены, нагромождаются друг на друга, суть волшебства и магии сводится к маханию волшебными палочками и жезлами, и главным «магическим» инструментом режиссера оказываются многозначительная музыка да изредка выстреливающие струи фонтанов. Примечательно, однако, что в ролях Феи и Девочки на манеж выходит младшее поколение семьи Запашных (дочери Аскольда и Эдгарда Ева, Стефания, Глория и Эльза играют в очередь), и, в отличие от прошлых постановок, в «КороЛЕВстве» они пробуют себя уже в полноценных ролях.

Сцена из программы «КороЛЕВство».
Фото — Ирина Селезнева-Редер.
У программы любопытный пролог с участием воздушных гимнастов на кольцах, новаторский для отечественного цирка ход с появлением музыкантов оркестра на манеже. Василий Тимченко блистает со своей все растущей группой северных морских львов, по-прежнему очаровательны попугаи Александра Оноприенко, Владислав Гончаров показывает свой известный аттракцион со львами. Набирающий силу и харизму молодой гимнаст на ремнях Тимур Гончаров явно нуждается не только в сопряжении с кордебалетом, но и в режиссерской огранке собственно трюкового содержания номера. Раскрученное некогда в Цирке дю Солей совмещение нескольких номеров давно стало традиционным и для режиссуры Аскольда Запашного: в «КороЛЕВстве» эффектно сочетаются соло-эквилибр Андрея Каткова и групповой эквилибр на тростях под руководством Анастасии Трушиной, придуманное в эстетике шахматной партии состязание двух трупп акробатов с подкидными досками Анатолия Рубана и Алексея Зарипова.
Но если для БМГЦ и в особенности для режиссуры Аскольда Запашного всегда было свойственно погружение в сюжет, то Цирк на Цветном бульваре издавна любого сюжета чурается. Максим Никулин придерживается проверенной формулы циркового дивертисмента, и в этом смысле перешедший в Цирк на Цветном из БМГЦ режиссер Евгений Шевцов — настоящая находка. Уже в дебютной программе «Все будет хорошо» просматривалось владение Шевцовым важным для циркового искусства единством формы, облекающей разноплановые номера в стильное, объединенное общим визуальным и художественным решением зрелище. Новая программа «Акварель» продолжает эту тенденцию, опирается на изобретательные уникальные технологии и в принципе позиционируется как амбициозный проект: к созданию программы привлечены верный соавтор Шевцова и хореограф Ольга Полтарак, выдающиеся художники Надежда Русс и Анатолий Нежный, признанный режиссер цирковой клоунады Андрей Шарнин. В спектакле участвуют художник-моменталист (песчаные картины) Надежда Соколова и лучшее на сегодня отечественное клоунское трио «Без носков». Водяная установка в Цирке на Цветном самоценна и для шоу фонтанов, решенного как отдельный номер ближе к финалу, и как площадка-трансформер: ее сегменты могут опускаться то частями, то одновременно, превращая манеж или его части в водную гладь бассейна.

Сцена из программы «Акварель».
Фото — Светлана Мельникова.
Евгений Шевцов с коллегами создают зрелище, в котором вода не просто эффектный элемент. Уже в номере «Ловцы фантазии, или Сон рыбака» акробаты на батуте завершают свой эффектный, разноплановый, совмещающий участие акробатов, воздушных гимнастов и кордебалета номер под потоками обрушивающейся на них и искрящейся в свете софитов воды. Замечателен и номер с хула-хупами: стоя на чашках, расставленных между фонтанами, артисты вместе с режиссером превращают в общем-то скучное зрелище в изобретательную непринужденную игру. Оригинальный элемент представления и клоунский выход с долгой изобретательной и тонкой репризой, опирающейся как раз на произвольную работу фонтанов: раз за разом троица клоунов пытается заткнуть вдруг бьющие из-под земли струи воды.
Зрелищная часть затмевает содержание не в ущерб последнему. После хулиганского выхода кордебалета в совершенно немыслимых, кричаще ярких и напичканных толщинками костюмах под ритмическую аранжировку «Собачьего вальса» с текстом про собаку, которая за время пути могла подрасти, на манеж выбегают пятеро лоснящихся сенбернаров немыслимой красоты, и весь номер приобретает совершенно иной стиль: работу делают собственно пудели под руководством Виктории Елисеенко, но без сенбернаров все это было бы еще одним общим местом в длинной веренице номеров с пуделями.

Сцена из программы «Акварель».
Фото — Светлана Мельникова.
Тема русской живописи, найденная Шевцовым еще во времена БМГЦ, продолжает реализовываться и в Цирке на Цветном: грандиозный многоуровневый воздушный полет решен как парение людей в пространстве над миром и городами в духе картин Марка Шагала. Гвоздем программы и опорой режиссерского решения, позволяющего обходиться без ведущего, в программе «Акварель» является клоунское трио «Без носков», и здесь Шевцов как нельзя более соответствует концепции дивертисмента, в отличие от стремящегося к сюжетности и не жалующего своим вниманием клоунов Аскольда Запашного. Опора на клоунскую работу оказывается движущей силой и позволяет увидеть, насколько выросли в мастерстве, казалось бы, недавние новички на манеже Артем Бабинов, Максим Карпов и Константин Копейкин. Помимо давно опробованных и обкатанных номеров, среди которых, конечно, выделяется «Фотоаппарат», трио продолжает работу над новыми репризами, теперь уже в сотрудничестве с режиссером Андреем Шарниным, и не смущается осваивать непривычный реквизит, подбирается к разговорной репризе, готово к пластическим и трюковым экспериментам.
При всем различии весенние премьеры обнаруживают, с одной стороны, общие черты режиссерского подхода, выраженного в стремлении создать многослойное действие — в одном номере могут быть переплетены два и даже три жанра или независимых исполнителя. То, что когда-то было камнем преткновения и раздражающим фактором в Цирке дю Солей, становится, с опозданием на пару десятилетий, общим местом и в нашем цирке. Индивидуальное мастерство уступает место коллективному ансамблевому, в котором стираются и имя артиста, и его индивидуальный почерк (и проблема с программками только укрепляет это предположение). С другой стороны, передовой режиссерский подход странным образом упирается в архаичные шаблоны — клетка с хищниками по-прежнему позиционируется как опора циркового спектакля, несмотря на то что трюковой потенциал и у Багдасаровых, и у Гончарова, и даже у берущих количеством Запашных буксует на месте уже который год и фактически обнаруживает кризис жанра.

Сцена из программы «Акварель».
Фото — Светлана Мельникова.
«Страшную силу», «Акварель» и даже совсем наспех сделанное «КороЛЕВство» объединяют постановочный размах и отвлеченность сюжетов, превращая цирк в искрящийся цветущий всеми красками мира оазис, за пределами которого хоть трава не расти. Но при всей масштабности и дороговизне проектов отечественный цирк в который раз оступается на простейшем и экономит на драматурге. А ведь необходимость его присутствия в цирке осознал еще легендарный Адольф Франкони в далеком 1827 году.
Комментарии (0)