
-
«Русский роман». Марюс Ивашкявичюс.
Театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Миндаугас Карбаускис, художник Сергей Бархин.Горстка клоунов с красными носами-шариками мерзнет на вокзале. Железная дорога. Анна Каренина погибла на станции Обираловка, Лев Толстой умер на станции Астапово. Кити (она же Соня) сошла с ума и стала причиной гибели мужа. «Русский роман» — это когда страсти разрывают душу и небывалое счастье оборачивается небывалой же трагедией. Поэтому в начале спектакля Театра имени Маяковского и появляются клоуны — о драме лучше рассказывать легко, даже весело, иначе получится плач.
-
Продолжаем рассказывать про лабораторию в Новокузнецке...
Идею лаборатории, посвященной Маяковскому, Александр Вислов вынашивал давно. Но только в Новокузнецком драматическом театре к ней отнеслись с интересом. Потому что стихи поэта «через четыре года здесь будет город-сад» — это про них. Маяковский прославил новое имя старинного сибирского города Кузнецка. И с тех пор в городе его считают «своим».
-
В Новокузнецком драматическом театре прошла лаборатория «Маяковский зажигает... звезды»
Гениальный поэт-новатор — лидер пассионарного русского авангарда начала прошлого века, пронзительный лирик, остро-гротесковый сатирик, политический трибун, творец эпических утопий в стихах и пьесах, а еще большой красивый человек, неуемный страстный любовник, голос и символ эпохального энтузиазма, «крупнейший, талантливейший поэт советской эпохи», чей трагический выстрел 14 апреля 1930 года стал предчувствием и символом грядущей катастрофы и этого энтузиазма, и этой эпохи, — стал героем захватывающей недельной творческой дискуссии режиссеров, актеров, критиков и зрителей.
-
На прошлой неделе на Новой сцене Александринского театра прошла вторая лаборатория «Новая пьеса для детей»
Год назад в программу первой лаборатории вошло порядка десяти пьес современных авторов. В этом — всего три. Но и программа была переакцентирована. Первую ее часть составили тексты взрослых авторов, вторую — те, что написали сами подростки. Подобное членение мне кажется важным, потому как дает возможность сопоставить взгляд «со стороны» со взглядом «изнутри», форму подачи, в чем они расходятся, а в чем совпадают.
-
Кто такой Кацман — как будто не надо объяснять никому. Без А. И. Кацмана трудно представить ЛГИТМиК, Моховую, театральный Ленинград, нашу театральную педагогику. Мастер, воспитавший плеяду выдающихся актеров, в том числе курсы «братьев и сестер», «звезд», «трех сестер» (по имени их учебных спектаклей). «Кацманята», «кацманавты» были и остаются такой же театральной легендой, как старшие — «зоновцы».
-
«Корабль дураков». Средневековые французские фарсы ХV—ХVI вв.
Театр-студия «Грань» (Новокуйбышевск).
Режиссер и художник Денис Бокурадзе, костюмы Елены Соловьевой.Этот театр рождался тихо, но возник внезапно. И, с первого своего спектакля завоевав Фестиваль малых городов (что ни год — лауреатство по нескольким номинациям), в этом, 2016-м, номинирован на «Маску» с «Таней-Таней».
Это все важно. Но не менее важно то, что каждый следующий спектакль театра-студии «Грань» (а это авторский театр Дениса Бокурадзе) не похож на предыдущий. Увидев «Фрекен Жюли» (а я была едва ли не первой из заезжих критиков) и поразившись филигранной, прямо-таки балетной выделке спектакля, ты совершенно не понимал, куда театр двинется дальше. Спектакль «P. S.» по пьесе Сартра «За дверью» позволял заподозрить, что Бокурадзе так и останется приверженцем классической интеллектуальной европейской драматургии с ее экзистенциальными загадками, что театр будет и дальше изысканно-высоколобым и потому откровенно контрастным советскому городу Новокуйбышевску, частью Дома культуры которого он является... А Бокурадзе — раз, и стал играть в Олю Мухину.
-
«Фабричная девчонка». А. Володин.
Русский драматический театр Уфы.
Режиссер Григорий Лифанов, художник Ирина Сайковская.Пьеса Александра Володина начинается со съемок киножурнала в отдельно взятой комнате некоего фабричного общежития. Образцовая обстановка — скатерть на столе, книги на полке, — и образцовые же работницы Женя, Леля, Надя размещены в пространстве так, чтобы создать идеальную картину. Оператор снял свое кино и устранился.
-
Михаил Хейфец, драматург, чья пьеса «Спасти камер-юнкера Пушкина» сейчас триумфально шествует по театрам и театральным фестивалям России, на несколько дней приехал в свой родной город. Родившийся и выросший в Ленинграде, эмигрировавший в Израиль в 1990-м, он посетил Петербург не только как город своей юности. Еще — и как сценическую площадку, в декорациях которой развертывается действие самой прославленной его пьесы. Незадолго до его приезда в Театре на Васильевском состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» в постановке Олега Сологубова. На нее драматург не успел. Зато побывал на двух премьерных спектаклях в театре «Суббота». А в промежутке между показами ответил на наши вопросы.
-
«Рикки-Тикки-Тави». По мотивам сказки Редьярда Киплинга.
Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.Поэт, сказочник и романист Редьярд Киплинг, считающийся писателем английским, родился, как известно, вовсе не в Британии — в одной из колоний, в индийском Бомбее. В столицу империи он впервые попал в возрасте пяти лет, однако же всю жизнь его преследовала тяга к путешествиям и приключениям. Киплинг успеет побывать в Соединенных Штатах, Африке и на Востоке (в частности, в Индии, Китае и Японии). Экзотика, впитанная, что называется, с молоком матери, окружающая писателя все дальнейшие годы, станет неотъемлемой частью его художественного мира.
-
В шорт-лист конкурса «Первая читка» вошли пьесы:
Анастасия Букреева «ЧУЖОЙ»
Ульяна Гицарева «АНТАРКТИДА»
Екатерина Мавроматис «МОЛОКО»
Юлия Поспелова «ЛЁХА...».
Юлия Тупикина «ДРУГАЯ ЗОЛУШКА»
Елена Шахновская «СНЫ ПАРМЕЗАНА»
Алёна Шварц «БЕШЕНЫЙ ПЕКИНЕС» -
Сформирован лонг-лист драматургического конкурса «Первая читка», который традиционно пройдет в рамках фестиваля «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ» им. А. Володина 6 — 10 февраля. В этом году в нем 22 пьесы.
-
В Государственном Русском драматическом театре города Стерлитамака я уже была восемь лет назад. Это было хорошо налаженное театральное дело. С крепкой труппой, с театральным лидером, который занимался строительством театра. Но за восемь лет многое изменилось. Тогдашний главный режиссер Игорь Черкашин уже давно руководит театром в Орле. После него сменилось несколько режиссеров. Только директор, Виктория Замесина, которая в мой первый приезд была еще почти новичком в директорском деле, за эти годы стала опытным руководителем и провела театр через все рифы, сопутствующие смене художественного руководства.
-
«Новое время». Т. Рахманова.
Новая сцена Александринского театра.
Режиссер и художник Марат Гацалов.Когда-то Анатолий Праудин давал молодым режиссерам, казалось, дельный совет: «Если у вас получается полная бессмыслица — пустите в глубине сцены человека с крестом, и сразу все приобретет хоть какой-то смысл».
Много лет хотелось проверить правильность праудинских слов, но никто не отваживался на проход человека с крестом...
И вот — случилось. В спектакле «Новое время» Марат Гацалов отважился и пустил в полумраке сцены человека с крестом...
Увы, Праудин был неправ. Смысла так и не возникло.
Впрочем, по порядку.
-
Заметки стороннего о телефильме Татьяны Архипцевой «Петр Фоменко. Легкое дыхание». 10 серий одного года
Смотришь фильм за фильмом, они действуют совершенно гипнотически, сочиненные так, как будто это сам герой фильма увлекает в кадр за собой, в круг своего жизненного карнавала. Татьяна Архипцева, режиссер, возвращает его нам, вернее, дает чувством осязания понять, что он никуда и не уходил, просто, наверное, уехал в другой город на постановку и вот-вот вернется, а мы без него вовсе не одни. Или новой шутки ради скрылся за театральной колонной на минутку. Теперь остается ответить на вопрос: в чем этот гипноз Фомы, секрет его театрального обаяния на все наши времена?
-
«Зойкина квартира». М. Булгаков.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Юрий Ядровский, художник Ирина Бируля.Юрий Ядровский определил жанр своего спектакля как «мистерия в 2-х действиях». На первый план в спектакле вышла тема чертовщины, жути, «мастерамаргаритовщины».
В этой «Зойкиной квартире» есть гулкий, темный объем сцены «Балтийского дома», реальных размеров которой мы не понимаем. Сцена театра кажется огромной, безразмерной. Персонажи здесь исчезают во тьму и из нее появляются. Ширмы-зеркала очерчивают место действия, устанавливают границы, служат то экраном для проекций, то собственно зеркалами, то дверцами платяного шкафа, на которых висят платья; ширмы передвигают, их танец — тоже про зыбкость сценического и несценического бытия, про превращения. Зойкина квартира, ставшая мастерской, обозначена несколькими швейными зингеровскими машинками и совсем неуместными в этом антураже стульями, уж очень сегодняшними, офисными.
-
«Бал у Чинизелли, или 1001 Золушка». Рождественская пантомима.
Цирк Чинизелли на Фонтанке.
Режиссер Виталий Салтыков.В Петербурге свистит декабрьский ветер, кружатся снежинки, сердится и набухает Нева. Дамы в вечерних платьях и мужчины в мундирах спешат к Фонтанке, где у Чинизелли идет «Золушка». Центральное событие зимних праздников нельзя пропустить, ведь с теми, кто не видел «Золушки», не о чем разговаривать в приличном обществе.
-
Должны мы рифмой новогодней
Сегодня радовать коллег...
Ну, что сегодня? Что сегодня?
Чуть-чуть подмерзло. Первый снег...
Год тоже был слегка «морозный»,
Военный, подцензурный, грозный,
Хоть тонус падал — евро рос...
А дальше будет високос.
Конечно, всем не до спектаклей,
Не до театра, не до книг.
Не радостный в Отчизне миг,
И спорить нечего — не так ли?
Кому живется на Руси?
Вот-вот у классика спроси... -
30 декабря 2015 года «Петербургскому театральному журналу» стукнуло 23 года. Прибавьте еще год — и получится 24 с начала деятельности, с того момента, когда к Марине Дмитревской пришел Александр Македонский…
30 декабря 2015 года вышел новый номер — № 82 под условным названием «В гостях и дома» (ну, помните раннюю пьесу Володина?.. Кстати, Володинский фестиваль «Пять вечеров», учредителем которого является «ПТЖ», уже обнародовал афишу 2016.
-
Открытие цирка случилось 15 декабря.
Его ждали почти с замиранием сердца, ведь в процессе реконструкции строители и руководство цирка не уставали повторять, что главная цель — вернуть цирку было величие времен Чинизелли. Цирк действительно предстал на открытии другим. И внешне, и внутренне он стал лаконичнее, лишился ненужной мишуры, расстался со всем случайным и допотопным на манеже и в фойе, и в своей торжественной простоте, совершенный и в смысле оборудования, и в смысле содержания, предстал перед петербургской публикой готовым к новому этапу в истории российского цирка.
-
«Идиот». Ф. Достоевский.
Театр Наций.
Режиссер Максим Диденко, сценограф Павел Семченко.У романа «Идиот» огромное количество сценических и кинематографических версий. Театр привлекает драматизм сюжета, герой-идеалист, инфернальные красавицы, страсти и страдания, убийство в финале... Сочиненные Достоевским сцены получали самые разнообразные интерпретации. Как правило, варианты отличались лишь набором сцен. Поэтому появление в репертуаре Театра Наций, которым руководит Евгений Миронов, создавший в фильме В. Бортко один из лучших классических образов князя Мышкина нашего времени, «Идиота» в жанре «клоунады нуар» сразу вызвало интерес.
Команда создателей спектакля — Максим Диденко, Павел Семченко, Иван Кушнир — заведомо предполагала смелость и неординарность решения. Интриговало и распределение ролей: князь Мышкин — Ингеборга Дапкунайте, а Настасья Филипповна — Роман Шаляпин.
комментарии