Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

8 декабря 2023

ЗИМЫ НЕ БУДЕТ

«Хармс.doc Revival».
Клуб «Космонавт».
Режиссер Войцех Урбаньски.

«я видел доски ангельских глаз
они глядели сверху на нас
читая годов добрые числа»

Д. И. Хармс

«Люди живые
Счастливые птицы
Как интересно
Смотреть из глазницы»

Г. В. Лубнин

15 октября не стало Гавриила Лубнина и Бориса Архарова. Поэт, художник, музыкант, легенда питерского андеграунда Лубнин сочинял стихи-картинки, схожие по духу со стихами обэриутов и Олега Григорьева. Борис Архаров был директором музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, автором и участником многих петербургских музейных проектов. Сад Фонтанного дома стал одной из первых площадок для музыкально-поэтических перформансов «Хармс.doc» еще в 2016 году, а портрет Хармса для афиши нарисовал Лубнин. Проект «Хармс.doc Revival» вписан в широкий петербургский, хармсовский контекст. 15 октября участники проекта посвятили концерт двум своим большим друзьям — «Хармсам современности» Борису Архарову и Гавриилу Лубнину.

Сцена из спектакля.
Фото — София Кушина.

Этот не-совсем-спектакль корнями уходит в фильм Ивана Болотникова «Хармс» (2016). Фильм рассказывает о судьбе Даниила Ювачева-Хармса, его жизни в абсурдистском Ленинграде, любви и творчестве, аресте и смерти. В биографическую линию вплетаются цитаты и сценки из хармсовских произведений. Город населяют не только реальные друзья и враги поэта (товарищи по ОБЭРИУ Леонид Липавский, Александр Введенский, Яков Друскин, первая жена Эстер и вторая жена Марина, энкавэдэшники), но и его персонажи (например, вываливающиеся старухи — соседки Хармса по коммуналке). В фильме монтируются жесткая монохромная реальность и красочный сочиненный мир. В конце поэтический мир как будто побеждает: Хармс, который на черно-белых кадрах умирает в тюрьме от холода и голода, уходит из блокадного Ленинграда в чистую снежную даль. «И с той поры исчез»… «Есть ли чудо? Вот вопрос, на который я хотел бы услышать ответ». Это последние слова нашего героя, исчезнувшего в волшебной снежной пустыне. А после — темнота и короткие записки о том, что на самом деле стало с обэриутами той холодной зимой.

Главную роль в фильме сыграл Войцех Урбаньски. Он же написал сценарий, соединивший тексты Хармса в нечто музыкально-поэтически-театральное, и поставил «Хармс.doc» с крутейшей командой. Композитором проекта выступил Николай Бичан (вместе с музыкантами играет на сцене). В музыкантах оказались легендарные Дмитрий Озерский, Николай Рубанов, Михаил Коловский, Владимир Волков (группа «АукцЫон») и Олег Шарр (экс-«Аквариум»). Тексты Хармса читают актеры Андрей Феськов и Григорий Чабан, сыгравшие в «Хармсе» поэтов Леонида Липавского и Александра Введенского, Вячеслав Коробицин и Роман Кочержевский (или Иван Бровин).

Сцена из спектакля.
Фото — София Кушина.

«Хармс.doc» — это что-то вроде музыкального альбома. Проза, стихи и дневники Хармса разделены на треки. Трек про добро и зло (по рассказу «Власть»), трек про любовь (записи о первой жене Эстер), трек про искусство («стихи, ставшие вещью, можно снять с бумаги и бросить в окно, и окно разобьется»), трек про детей, сингл «Дочь Патрулева». Так же, как в фильме «Хармс», здесь переплетаются биография поэта и его произведения. Наглядно этот прием монтажа демонстрирует видеосопровождение (Виктор Сафрошин), которое проецируется на большой экран за музыкантами. Видеоряд иллюстрирует текст и в то же время создает атмосферу. Он представляет собой живой коллаж. Наслаиваются, словно вырезанные и склеенные, обрывки журналов и газет, отрывки из черно-белых фильмов и советской хроники, фотографии Хармса, анимированные картинки. Эти коллажи напоминают и обложки альбомов группы «АукцЫон», и некоторые кадры фильма Болотникова (снятый в цвете герой сидит у окна, а по форме окна аккуратно вклеена монтажером черно-белая кинохроника; монохромный Ленинград, на небе нарисованы маленькие медленно плывущие дирижабли).

Представление сделано как джаз-рок-концерт с присущей ему живой энергией и драйвом. Иногда атональная, созвучная тревожно-издерганному саундтреку Сони Петровского к фильму «Хармс», смеющаяся и плачущая, иногда ревущая музыка, напоминающая «аукцыоновскую». Группа исполняет песню, музыканты зажигают, импровизируют — зрители аплодируют и свистят; музыканты немного настраиваются — следующая песня… Но что тут делают четыре актера, сидящие перед зрителем и читающие с листа? Актеры-чтецы в «Хармс.doc Revival» тоже музыканты. Они не разыгрывают Хармса, а работают со словом и ритмом, читают хармсовские тексты как ноты.

Сцена из спектакля.
Фото — София Кушина.

Можно расслышать и индивидуальную манеру чтецов. Роман Кочержевский — интонационно немного клоунский рассказчик, иногда он горбится и наклоняет голову вбок, будто виновато-жалостливо или грустно-шутовски. Григорий Чабан — иногда заикающийся, волнующийся рассказчик. Андрей Феськов в некоторые моменты превращается в пафосного чтеца-декламатора. Но эти интонации не определяют артистов как персонажей — есть в них что-то текучее и необязательное. Такие же свобода и необязательность во внешнем виде. Кто-то выступает «в своем», как Кочержевский и Чабан; кто-то — в «странном», будто сценическом: Феськов в спортивном адидасовском костюме и панаме, Вячеслав Коробицин в зеленой блузе и твидовой кепке.

Проект «Хармс.doc Revival», как заявляют его участники, это признание в любви Даниилу Ивановичу Хармсу. Артисты, не скрывая, читают текст с планшетов, телефонов или листов бумаги, не присваивают слова автора себе. Так выделяется фигура Хармса — он будто сам пишет нам письма (неспроста рефреном становится письмо — не раз в исполнении чтецов звучит «Дорогой Никандр Андреевич»).

Последний трек альбома — про трагичный конец жизни поэта. Он чувствует, что пришел «конец скавке». «Боже, теперь у меня одна единственная просьба к тебе: уничтожь меня, разбей меня окончательно, ввергни в ад, не останавливай меня на полпути, но лиши меня надежды и быстро уничтожь меня во веки веков»… На сверкающем белом фоне его портрет — улыбается. Актеры хором зачитывают законспектированный Леонидом Липавским список интересов Даниила Хармса. Чудо? Это бессмертие.

Сцена из спектакля.
Фото — София Кушина.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога