Карло Гольдони «Трактирщица».
Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова (Новая сцена).
Режиссер Андрей Прикотенко, художники Ольга Шаишмелашвили, Пётр Окунев
БДТ открыл новый сезон и новую площадку, и сделал это красиво, если не сказать изящно. Премьера состоялась в Каменноостровском театре, об открытии которого после нешуточной реконструкции так долго говорили, в памятнике русского деревянного зодчества, изрядно перекроенном изнутри и зарывшемся подсобными помещениями вглубь островных болот.
Хитрый Андрей Прикотенко во-первых сместил акцент прославленного театра в качественную антрепризу, пригласив из разных петербургских театров актеров, которые ему подвластны и приятны. Во-вторых, он превратил Большой Драматический — в театр драмы и комедии, поставив комедию с такой изрядной долей иронии и актуализации, что от привычной чопорности БДТ здесь и следа не осталось. Даром что на новой сцене и весьма оригинально сыграно.
Но сначала обывательское. Зал, когда он театральный (а этот чудо-зал-трансформер может быть бальным, годится для конгрессов и чего угодно прочего, помпезного), — на 400 мест. Парковка вокруг — максимум на 50. Что делать остальным, прибывшим на автомобилях, непонятно — на элитном Каменном острове повсюду знаки, запрещающие остановку и стоянку. Не позаботились пока и о безлошадном зрителе: ему, бедному, приходится топать пешком от «ближайшего» метро примерно полчаса.
Лепнина в зале, напоминающем уютные домашние театры, увы, рисованная (хотя гигантская люстра, кажется, сверкает натуральным хрусталем), на полу не паркет — ламинат. Кресла старинные, не раскладные, однако если сидишь, например, в пятом ряду, то это даже не середина — почти конец зала.
Теперь — зрительское. «Простой зритель» радостно хрюкал, аж заходился, когда видел знакомую ситуацию: мужик баб ненавидит, баба мужиков охмуряет — «Дом-2», как говорится, отдыхает.
Эта самая «баба», хозяйка гостиницы Мирандолина, в исполнении Ксении Раппопорт становится гимном феминизму и женскому (и человеческому) надтреснутому и зашоренному бытию. При этом Раппопорт походя демонстрирует не только пресловутое свое недюжинное знание итальянского, но и — в первую очередь — мастерство во всех ипостасях.
«Мужики» — кавалер Рипафратта (Игорь Ботвин), маркиз Форлипополи (Михаил Морозов) и граф Альбафьорита (Василий Реутов), а также примкнувшие к ним слуга Мирандолины Фабрицио (Александр Кудренко) и слуга кавалера (Тарас Бибич) выступают слаженным ансамблем: вокально-танцевальным, успевая играть так, как давно не играли — со вкусом и смаком.
У Прикотенко сотоварищи вышла очень славная вещица: смешная и бесстрашная, вся в удовольствие, с прискоком и с причмоком, под отменную музыку, да еще с примесью цирка: как в клоунских репризах, в первом действии происходит «подзвучка» каждого ляпа, падения или ужимки ударными инструментами, для чего приглашен и усажен в ложу у самой сцены соответствующий артист оркестра.
Собственно решение — условно-шпаргалочное (в том смысле, что по этому спектаклю можно в некотором роде изучать историю театра): декорации нарисованы на кусках ткани, картона, фанерки; повадки у персонажей сперва балаганные, затем мультяшные: во втором действии с намеком на заломы и гримасы немого кино, а под финал и вовсе — «вас снимает скрытая камера». Что начиналось как средневековый балаганчик, стало современной драмой эмансипации, тотального взаимного непонимания и извращенной формы одиночества. Мирандолина поселяется в социальной сети, но тем не спасается и рыдает под дрожь проводов. Метафора, разумеется, лежит на поверхности, но в качестве от того не теряет.
Круто! Некоторые пункты невероятно тонко подмечены!
Я ценю, что ты сочинил эти посты ,
а также остальные материалы
они вполне хороши.