Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

21 декабря 2011

РШФТ. ПО ТЕКСТАМ БРОДСКОГО…

«Шесть лет спустя».
Русская Школа Физического Театра

На закрытии III Фестиваля neverбальных премьер «Точка отсчета», проходившего с 9 по 18 декабря в музее современного искусства «Эрарта», лофте «Светоч» и на других театральных площадках города, был показан первый спектакль Русской Школы Физического Театра — «Шесть лет спустя».

Спустя шесть лет после окончания мастерской Г. М. Козлова Максим Диденко совместно с Алисой Олейник основал собственную театральную школу с громким названием «Русская Школа Физического Театра». Задача этого проекта — не только обучить студентов традиционным и авангардным техникам пластического движения, но и попытаться найти новые методы работы с актером.

Весь педагогический состав РШФТ (кроме основателей школы в него также входят Татьяна Лузай и Сергей Хомченков) — это бывшие артисты театра «Дерево». Помимо «Дерева», Диденко, выпустившись из академии, несколько лет сотрудничал с «АХЕ», организовал Протеатральное Объединение «The Drystone», периодически проводил мастер-классы в различных театральных центрах и, наконец, пришел к самостоятельной, серьезной преподавательской деятельности. «Шесть лет спустя» — это не только выпускной экзамен для студентов РШФТ, прошедших первый этап обучения, но и, в какой-то мере, " вступительное испытание" для Максима Диденко и других педагогов.

РШФТ начала свое существование всего три месяца назад. По словам Диденко, главным критерием отбора студентов было их желание заниматься физическим театром. Курс РШФТ объединил людей совершенно разных профессий, национальностей и убеждений, желающих освоить язык танца. Многие из поступивших попали на сцену впервые, некоторые пришли в Школу уже с дипломом Театральной Академии.

Сцена из спектакля.
Фото — Светлана Карлова

Но, несмотря на то, что студенты имеют разный уровень физической подготовки и не в равной степени владеют профессиональными навыками, педагогам удалось учесть силы и возможности каждого и правильно расставить акценты, выведя на первый план более ярких артистов, которые, при этом, не затмевали работу своих менее опытных коллег. Действительно, здесь уже применимо слово «артисты« — спектакль не имел практически ничего общего с «учебной работой«. Только вооруженным глазом можно было разглядеть среди сценического действия задания из классических тренингов.

Сами авторы определяют свою постановку как «вольные интерпретации впечатлений от прочтения стихов И. А. Бродского, выраженные языком танца». Выбор такой литературной основы представляется смелым, но не удивительным — стихи Иосифа Бродского настолько пластичны и музыкальны по своей природе, что не возникает никакого сомнения в том, что его поэтические образы могут и должны быть воплощены в танце. Тем не менее, складывается (возможно, сугубо личное) ощущение, что от Бродского можно было взять больше, либо обойтись без него вовсе. Впрочем, то, как формулируют жанр постановки ее создатели, конечно, страхует их от упреков в расточительности по отношению к поэзии автора.

Сцена из спектакля.
Фото — Ники V. Demented

Как рассказывает Максим Диденко, работа над спектаклем была начата со стихотворения «Шесть лет спустя«, которое поэт посвятил годовщине супружеской жизни с Мариной Басмановой — именно этот текст стал толчком к созданию первых этюдов, затем студентами были освоены и другие тексты. Личные ощущения, эмоциональные образы, возникшие в процессе работы со стихами Бродского, студенты РШФТ попытались выразить пластическим языком. И здесь не столь важно, что масштаб лирических переживаний, глубина чувств, облекаемых актерами в физику, совершенно иные, чем те, что заложены в поэтике автора. Используя тело как инструмент общения, с нами говорят хоть и по-другому, но о том же: о поисках себя, о любви, разлуке и одиночестве, о семейном счастье и его отсутствии, о доверии и предательстве — в общем, о жизни. В танцевальных этюдах обнажаются и те эмоции, которыми мы привыкли делиться с другими, и те, с которыми обычно предпочитают оставаться наедине. Манера исполнения колеблется от яркой, экспрессивной до тонкой, легкой, почти импрессионистской. Наряду с нервными, острыми, неподдельно драматичными сценами с резкой, изломанной пластикой вроде той, где юноша (Ник Хамов), эффектно спускающийся по плоскости белого щита, закруживший возлюбленную (Жанна Багизова) в танце, также легко взбирается по нему обратно, оставляя девушку корчиться на полу в муках, есть и картины, представленные в светлых, теплых красках — очень трогательная и выразительная сцена, где семейная пара (Оля Зубова и Владимир Павлов) с птичьими повадками танцует " утиное" танго.

Сцена из спектакля.
Фото — Ники V. Demented

Отсутствие связного сюжета не ощущается в спектакле как его нехватка. Из целого спектра емких образов, многогранных эмоций и живых ассоциаций, облекаемых в танец, складывается единое целое. И поражают здесь не только и не столько сроки, сколько высокое качество работы, проделанной педагогами и студентами.

Первый спектакль РШФТ кажется весьма многообещающим. Что будет спустя — покажет время.

Комментарии (1)

  1. I.Zwetkow

    молодец Максим добился своего!!!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога