Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

13 августа 2021

ПОЧЕМУ БЫ НЕ ЭМИГРИРОВАТЬ?

«Центр русской эмиграции».
Проект театральной компании «Невозвращенцы» в рамках VII Международного летнего фестиваля искусств «Точка доступа».
Команда проекта: Михаил Мещеряков, Андрей Быков, Анастасия Мощенко и Егор Татаренко.

Седьмая «Точка доступа» была богата на иммерсивные и мультижанровые проекты. Чтобы вместить всех желающих поучаствовать, мероприятия шли повторно, день за днем. Не стал исключением и «Центр русской эмиграции» — проект театральной компании «Невозвращенцы». С 13 по 17 июля почасовое расписание показов настырно мелькало таргет-рекламой, зазывая эмигрировать или иммигрировать.

Сцена из спектакля.
Фото — Александр Игнатович и Полина Назарова

Замысел создателей — Михаила Мещерякова, Андрея Быкова, Анастасии Мощенко и Егора Татаренко — прост: давайте вместе столкнемся с пародией на реалии госструктур и с подачи актеров-перформеров подумаем о своем отношении к родине. Раз какие-то соцопросы («Точка доступа» не уточняет в анонсе, какие именно) пришли к выводам, что среди россиян выросло число желающих эмигрировать, то можно провести театральное исследование и поговорить со зрителями об их позывах: да или нет, и почему. А заодно и мысли о судьбе России спровоцировать и зафиксировать.

Вот переделки с привычных анкет о согласии на передачу персональных данных, вот кабинеты «обходного листа», вот очереди из тех зрителей-посетителей, кто в этой игре решил уехать из России, и тех, кто решил вернуться (остаться, получается). Такая история о кафкианских процессах и рефлексии в ожидании.

На фоне массовой вакцинации, прививочных дебатов и талонных очередей подобным развлечением, кажется, никого не удивишь. Сами собой возникли споры и о судьбах родины, и о трактовках любви к ней. Одним словом, проект на злобу дня.

Помещение условного Центра русской эмиграции стилизовано под Фонд социального страхования или отделение Сбербанка. Там прогуливаются перформеры в костюмах менеджеров этих же заведений, встречая зрителей-посетителей. Сначала нужно заполнить стебные вопросники: немного провокативные анкеты о себе и психологический тест. После этого сотрудники выдают каждому пустую папку с надписью «Дело №», где находится «обходной лист» с шестью кабинетами и куда необходимо вписать фамилию, имя и отчество. Дальше — долгое сидение в очередях. И похожие один на другой кабинеты: «Знание экономических основ», «Тренажер социальных связей», «Оценка психологической готовности», «Проверка профессиональной идентичности»…

Сцена из спектакля.
Фото — Александр Игнатович и Полина Назарова

Внутри каждой комнаты-кабинета свой сценарий препарирования личности посетителя. Простые, иронично прочитанные вопросы про род занятий и знание законодательства, задание на скорость реакции (успеешь ли поймать мячик), кухонные разговоры об окружении и здоровье, тест «Россия или нет», где надо угадывать по картинкам. Еще нужно порассуждать на тему патриотизма и других философских категорий на камеру (ну точно создатели эмпирическое исследование проводят), а потом за барной стойкой выпить настойку или другие напитки по случайно выбранному названию под соответствующую музыку в наушниках (конечно, про Россию да за Россию).

А если кто притомился в очереди и забыл, куда пришел, его сагитируют на рефлексию и политическое самосознание сотрудники Центра. Проведут так называемый «соцопрос». То есть, спросят, каким должен быть президент нашей страны, что у нас плохо и как нам живется?

После каждого кабинета папка с «Делом №» толстеет от выданных посетителю характеристик — то поспешных и необоснованных (все-таки очереди, все торопятся), то просто забавных, сделанных на основе карикатурных тестов. Бюрократический мир Центра не пугает и иного взгляда на повседневность не дает. А рассогласованность кабинетов похожа скорее на недочет создателей проекта, чем на концепцию сконструированного мира. Разве может зрителя увлечь сценарий, если полученные им характеристики никак не учитываются следующими сотрудниками, одно и то же нужно повторять, и общего замысла в этих системах оценивания все-таки нет? Получается тренажер, но не история эмиграции/иммиграции. Об этом же говорят строгие рамки сценария, где любой дополнительный вопрос «психологу» или непредвиденная реакция посетителя на болезненные вопросы «тренера по социальным связям» вызывают у актеров-перформеров ступор. Симуляция Центра легко разваливается, стоит лишь в него поверить.

Сцена из спектакля.
Фото — Александр Игнатович и Полина Назарова

Еще много вопросов остается к системе деления зрителей на тех, кто хочет уехать, и тех, кто возвращается. Кабинеты те же, сотрудники путаются в данных посетителей, и от заданных обстоятельств будто бы ничего не меняется. Даже анкеты и то сделаны без «фильтров» (это когда последующие вопросы зависят от ответа на предыдущие). А они-то и могли бы помочь, раз в начале анкеты делят посетителей на «уезжающих» и «возвращающихся» (нужное подчеркнуть). И ладно, если бы в этом случае в очередях были заложены прямые предпосылки к обсуждению проблем и радостей России у тех, кто за то, чтобы уехать, и тех, кто за то, чтобы остаться. Но очереди как очереди. Может, мало в них сидели?

После всех кабинетов еще один — «Комиссия». Там роли переворачиваются, и посетители ненадолго становятся сотрудниками. Они решают, кому одобрить запрос на эмиграцию/иммиграцию, а кому отклонить. А те, чье «Дело №» изучается, в этот момент сидят в следующей зоне — в «Зале ожидания решения». Тут-то и происходит коммуникация тех, кто хотел бы уехать, и тех, кто решил остаться. Вот только спешка, очереди, время. А поговорить у посетителей наконец-то есть о чем.

На этом «Центр русской эмиграции» и заканчивается. В зале ожидания сообщают результат рассмотрения запроса комиссией. Если заявка одобрена, актриса-перформер абстрагированно, будто не вдумываясь, читает отрывок из книги Н. А. Бердяева «Судьба России» про необходимость любви русского народа к своей стране (наверное, звучит что-то иное, если заявка отклонена). О финальном делении на «уезжающих» и «возвращающихся» можно только гадать. Потом следует, как предлагает сотрудница, «присесть на дорожку». Присесть и подумать, почему эта тема насущна и мыслей в связи с ней много, а социальный эксперимент не получился.

Сцена из спектакля.
Фото — Александр Игнатович и Полина Назарова

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога