«Прощание в июне». А. Вампилов.
Учебный театр «На Моховой».
Режиссер Валентин Захаров, сценография и костюмы Ксении Бондаренко.
Курс Ларисы Вячеславовны Грачёвой выпустился в июне 2019 года. В октябре 2019-го Грачёвой не стало, и на сцену Учебного театра в декабре, в память о мастере, вышли уже молодые актеры. Конечно, в первую очередь думаешь о жестоком совпадении названия и реальности. Но есть в красках, лицах, в настроении спектакля и удивительно точно схваченный всеми создателями образ молодости, которая была дана и прожита как момент истины, а значит, все было не напрасно.

А. Обжигина (Таня), Ф. Федотов (Колесов).
Фото — Андрей Семенов.
«Прощание в июне» в Учебном театре из тех спектаклей, которые долго не отпускают, побуждая вновь и вновь вспоминать — и не только сам спектакль или то, что знаешь о 60-х, о Вампилове, но и свои студенческие годы. Для сегодняшних студентов это история их ровесников, для школьников — намек на будущую студенческую жизнь, а для старших — возможность заново окунуться в воспоминания юности. Пьеса как нельзя лучше подходит для выпускного курса, почти все ее герои — студенты. Они влюблены, ссорятся, дружат, выясняют отношения, попадают в истории и пытаются разобраться, что же такое жизнь и как же стоит жить.
Для кого-то 60-е — это споры о физиках и лириках, для других — чтение стихов в переполненных залах и на площадях, для третьих — танцы стиляг и устрашающие (или вдохновляющие?) комсомольские собрания, для четвертых — самиздат и отчаянные политические дискуссии на кухне, для пятых — поездки на байдарках, скалолазание, турпоходы по неизведанным далям Отечества с песнями у костра. Для театральных людей — это «розовские мальчики», дерзость «Современника», хлынувший на сцену кислород. Но не совсем все так у Вампилова, да и не о том… Неудивительно, что пьеса не сразу попала на сцену.

Сцена из спектакля.
Фото — Андрей Семенов.
Как ее играют сейчас?
Вроде бы, бытовой спектакль. Отчаянно бытовой. Декорации реалистичны, в той мере, в какой это возможно для театра. Если по сюжету застолье — то все сидят, пьют и напиваются. Если попавший под арест герой отрабатывает пятнадцать суток на кладбище, то стоит могильный крест, рядом с которым Колесов (Федор Федотов, выпускник предыдущего курса Л. В. Грачевой) разгребает кучу деревянного бруса. Если действие в саду, то вот она теплица, цветы и садовая скамеечка… Цветов в спектакле много. На клумбу во время разговора аккуратно присаживается ректор Репников, и ты боишься, не помял бы, хотя догадываешься, что все это бутафория. Аромат принесенного букета вдыхает жена ректора Репникова (Томасина Москаленко), когда осаживает спорящих мужа и дочь репликой: «Всем скорей. Скорей бы весна, скорей бы экзамены, скорей бы лето. Скорей бы, скорей. А куда?.. К гипертонии? К склерозу?» Действительно, цветы — чудо как хороши, но быстро вянут, зачем торопить время и события?
Только это не бытовой спектакль. Каждое слово или ситуация здесь словно намекают еще на что-то. Цветы — разве не символ молодости, полноты и скоротечности жизни? Или вот, в течение спектакля все время говорят, что в город приехала артистка Голошубова — какая несуразная фамилия-оксюморон!.. А в сцене свадьбы жених Букин (Матвей Паксяйкин), пытаясь развлечь гостей, изобразит с помощью галстука висельника. Свадьба с похоронными мотивами стремительно перейдет в размолвку. Тема смерти снова возникнет, когда действие перенесется на кладбище…

Т. Москаленко (Репникова), А. Обжигина (Таня).
Фото — Андрей Семенов.
В спешке начинается эта история. Колесов спешит привести на свадьбу друга самую красивую девушку города Иркутска. Девушку, как известно, Колесов находит, приглашает, да еще и красивую заезжую артистку хочет увидеть на свадьбе. Только, пока искал да приглашал, свадьба расстроилась, а Колесова преследует милиция. И превращается Колесов в глазах администрации вуза из успевающего студента в хулигана, достойного не диплома, а отчисления. Эх, молодость, молодость!
Колесов — Федотов в спектакле похож на заблудившегося щенка — обаятельный, открытый к диалогу, он со всей непосредственностью предполагает, что на его чистосердечные объяснения все должны отвечать полным и скорейшим взаимопониманием, и со своей версией ЧП он пытается войти в дом к ректору. В прямом, не переносном смысле, но, надо же, «самая красивая девушка города» Таня оказывается дочерью ректора, да еще сразу симпатизирует «хулигану». Колесов, чтобы не запачкать ковры ректорского дома, то снимает ботинки, то снова обувается, то опять разувается, так что это уже кажется смешным.

Ф. Федотов (Колесов), В. Захаров (Золотуев).
Фото — Андрей Семенов.
Ректора Репникова, заподозрившего выпускника в далеко идущих намерениях, играет Игорь Волков (педагог курса, артист Александринского театра). В компании молодежи его персонаж кажется особенно значительным: высокий, в очках, авторитетный, он не заигрывает, не угрожает, общаясь, сохраняет дистанцию, но может и за компанию увлеченно станцевать со студентами, наслаждаясь молодежными ритмами. И хотя все происходит в прошлом, это очень узнаваемый персонаж, представитель сегодняшней жесткой вертикали власти, который в глазах других хочет выглядеть добрым и демократичным, но, случись что, равнодушно поблескивая стеклами очков, переступит через человека и даже не заметит его.
«От сессии до сессии живут студенты весело» — пелось в студенческой песне. Вместе с героями, вместе с Репниковым мы как бы участвуем в нескончаемом студенческом веселье. И даже в антракте в театральном буфете красивые девчонки сядут рядом со зрителями за столик и будут петь песню за песней…

Ф. Федотов (Колесов), И. Волков (Репников).
Фото — Андрей Семенов.
Конечно, у Вампилова звучат гоголевские и чеховские мотивы. Вот Золотуев (Валентин Захаров, режиссер спектакля, педагог курса и артист Александринского театра) взахлеб, очень убедительно рассказывает о судьбоносной встрече с ревизором. Это как у Гоголя «к нам едет ревизор»: в биографии Золотуева он был, да уехал, оставив в душе «садовода» незаживающую рану. Наказание неприятного Золотуева кажется излишне суровым, ему начинаешь сочувствовать, как и Колесову: он виноват, но стоит ли наказывать так жестко? Еще важнее тема внутреннего ревизора, который для Колесова станет мучительнее всех приезжающих и приходящих… Или вот — ружье, но вместо чайки убита сорока. И если у Чехова убитая чайка была предвестьем трагических развязок, то вертлявая болтушка сорока вызывает другие ассоциации…
Прекрасное время молодость: все в ней прозрачнее, чище, однозначнее. Уж если глупость, так вселенская. Если неуклюжесть, то как у медведя. Если позволил себе подлость, так и расплата за нее грозит самая горькая. 60-е — время, когда об ученых снимали фильмы, писали книги, науку прославляли и верили, что ее успехи способны дать всем счастливое будущее. Колесов чувствует в себе талант ученого и ради него готов поступиться личным счастьем. С каждой минутой история все больше напоминает дуэль между ним и ректором — администратором от науки, намекающим, что ему в молодости тоже были свойственны ошибки и заблуждения, но он сумел преодолеть в себе наивного мальчишку.

Сцена из спектакля.
Фото — Андрей Семенов.
Смысл слова «прощание» тут многозначен — это прощание и с весной, вузом, и с юношескими иллюзиями… Колесова поставили перед выбором, за который в любом случае последует расплата. И, как у классика, Татьяна — милый идеал (Анастасия Обжигина) в следующий раз уже не откликнется на зов возлюбленного. Таня кажется младше Колесова, она почти девчонка, к парню ее ведет не только взаимная симпатия, но и желание быть старше, и мы видим, как Таня меняется, взрослеет на глазах.
«Прощание в июне» режиссера Валентина Захарова выполнено акварелью, если учесть, конечно, что акварель бывает не только нежной и бледной, но и звонкой, чистой, а вот такой свежести у других красок не бывает. Здесь свежесть возраста героев, времени года и места действия — Севера.
Сегодняшним молодым этот вечер в Учебном театре принесет с собой добавочный опыт тех, чья студенческая молодость миновала много лет назад, заставит вспомнить какие-то свои ошибки и глупости, позволит что-то переоценить, а что-то вдруг оценить с благодарностью. Это как листать альбом с фотографиями прошлых лет…
Комментарии (0)