«Гамлет в Палестине». Документальный фильм Томаса Остермайера.
Премьера на XXIV Международном кинофестивале «Послание к человеку».
Впервые Томас Остермайер обратился к «Гамлету» в 2008 году, показав его в курдонере Папского дворца — на главной сцене Авиньонского фестиваля. Для постановки был взят шекспировский текст, обработанный Мариусом фон Майенбургом. Этот принц Датский — герой нашего времени: никакой поэзии — сплошная проза. Мир, в который он возвращается, прогнил до такой степени, что уже не поймешь, где пируют, где спят, а где хоронят — все одинаково смешано с могильной грязью. Обличение не условной Дании — современной сытой и благополучной Германии. Претензии, сомнения, вопросы, касающиеся религии, государственного устройства, общественной несправедливости, — все, что тревожило Остермайера, вошло в спектакль.
Из Авиньона режиссер перенес постановку в Театр Шаубюне. Позже сделал work-shop на тему «Гамлета» в Дженине. Прошло шесть лет. Теперь — «Гамлет в Палестине». Не спектакль — фильм, премьера которого состоялась в Санкт-Петербурге в рамках XXIV Международного кинофестиваля «Послание к человеку». Это фильм документальный. Никакой сатиры или гиперболизации. Все предельно выверено и точно.
Преодолевая боль, сомнение и страх (в том числе и банальный физический страх расправы, о котором Остермайер не стесняется говорить), режиссер рассказывает историю близкого друга — актера, режиссера и правозащитного деятеля Джулиано Мер-Хамиса.
В 2006 году Хамис совместно с Закарией Зубейди создает в Дженине «Театр свободы». Цель — просвещение детей и подростков, живущих в лагерях беженцев Палестинской автономии. Сцена здесь — не просто территория самовыражения, где можно все, это пространство вне войны. В театре молодежь читает, репетирует, участвует в постановках шекспировского «Гамлета» и «Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла (фрагменты спектаклей в качестве перебивок вошли в фильм); ездит на фестивали, в том числе и те, что организует и проводит Томас Остермайер; сам Томас приезжает к Хамису и проводит с детьми мастер-классы на тему все того же «Гамлета» (эти фрагменты также вошли в фильм). В городе, в котором у подростков, по признанию Зубейди, один путь — в террористы, люди впервые не разрушают — создают.
Длится «идиллия» недолго: ночью 4 апреля 2011 года выходящего из здания Джулиано Мер-Хамиса убивают выстрелом в упор… Нападавший скрывается. Известно лишь, что он ждал режиссера в течение нескольких часов и в момент убийства был в маске.
Спустя год, в 2012-м, Остермайер берется за расследование. Он снимает фильм, не обладающий особыми художественными достоинствами. В ход идут видеозаписи на фотоаппарат, айфон, съемки скрытой камерой. Красота не важна, важна идея: рассказать как можно большему количеству людей историю Хамиса.
Остермайера интересуют два вопроса: кто убил и зачем? Режиссер берет интервью у друзей Мер-Хамиса, сотрудников полиции и мэра Дженина. Один из наиболее важных фрагментов «Гамлета в Палестине» — беседа с Закарией Зубейди. Лидер «непримиримой оппозиции» в партии ФАТХ, руководитель организации «Бригады мучеников Аль-Аксы», лишившийся сначала отца, а затем и матери (она была убита снайпером во время одной из операций израильской армии в Дженине в 2002 году), был актером «Театра свободы». Именно он предоставил Хамису здание, в котором размещался театр, долгое время охранял Джулиано от нападок со стороны израильских активистов. Теперь он — один из обвиняемых по делу Хамиса. На момент съемок фильма Зубейди находился в тюрьме, куда пришел добровольно: по собственному признанию, это единственное безопасное место…
Остермайер не делает выводов, не ставит оценок, и на свои главные вопросы так и не находит ответа.
«Гамлет» образца 2008 года был слишком личной историей, в которой главный герой — отчасти сам Остермайер. Теперь время и место действия изменились. Изменился режиссер. Сейчас он — Горацио. Он больше не обличает, не «расставляет мышеловок» — скорее, рассказывает о жизни друга, делая это максимально объективно и честно. В фильме «Гамлет в Палестине» принципиально нет финальных титров — история еще не закончена, она продолжается до сих пор.
Комментарии (0)