Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

18 июля 2022

ЧУДОВИЩЕ В ЖЕНСКОМ ОБЛИЧЬЕ

«Ричард III». У. Шекспир.
Актюбинский областной театр драмы им. Т. Ахтанова.
Режиссер Мейрам Хабибуллин, художник Айзат Айжакирова.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Придворные с интересом наблюдают, как старый и немощный король Эдуард IV (Кенес Кемалбаев) пытается взобраться на трон, представляющий собой телегу, установленную посередине сцены. Король сначала пробует затащить одну ногу, потом вторую, но и та, и другая, не слушаясь, предательски сползают вниз. Придворные смеются. Король совсем изнемог и устал: от его усилий с седой головы сползает корона и падает на землю. Придворные, опережая друг друга, бросаются за покатившейся неладной короной и, стараясь перехватить ее, спотыкаясь, падают один на другого. В динамиках мы слышим тяжелое дыхание короля. Он не в силах произнести речь. Не помнит. Также не помнит, что посадил в Тауэр своего брата Георга, герцога Кларенса (Аслан Толентай), труп которого давно уж лежит непогребенным тут же, рядом с телегой. Узнав и осознав, что тот был убит по его приказу, король вдруг начинает все понимать. Так актер Кенес Кемалбаев в крошечном эпизоде смог передать всю бурю душевных эмоций больного человека, который вдруг в одночасье прозревает. Подобно Лиру, он проходит путь от духовной слепоты к откровению: вот в его болезненном сознании что-то зашевелилось, прояснилось, и он с болью обретает себя. Но это обретение оказывается для него смертельным.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Мейрам Хабибуллин переносит место действия пьесы «Ричард III» на казахстанскую землю. Зрители располагаются прямо на сцене, являясь почти соучастниками происходящего. Актеры у ног зрителей строят замки из песка, что символизирует недолговечность правления Ричарда. Как море смывает песок, так одна эпоха сменяет другую, а история всегда повторяется, и нет тому конца, как будто хотят сказать авторы спектакля. На заднике во всю длину развешаны три огромных ковра с казахскими орнаментами. По центру свисает перевернутый шанырак, что в культуре казахов обозначает трагедию, катастрофу. Невольно вспоминаешь про «вывихнутый век» из «Гамлета», которого Мейрам Хабибуллин также ставил года три назад.

Шанырак — элемент, увенчивающий купол юрты, — является главным символом тенгрианства, в древности он не только поддерживал свод жилища, но и являлся источником, откуда в юрту проникал солнечный свет. Перевернутый шанырак обозначает тьму. Художник Айзат Айжакирова национальной символикой отмечает также одежду актеров и реквизит. Например, в ключевой сцене коронации Ричард сначала примеряет короны, сделанные в виде саукеле, традиционного казахского женского головного убора. Место действия очевидно, но создавая субъективную конкретику, которая дает творческую условность, режиссер ставит спектакль о глобальном и вечном. «Ричард III» Актюбинского театра — спектакль едкий, страшный, смелый, отчаянный и максимально безжалостный. Кажется, что недавние январские события в Казахстане и общая тревожная обстановка в мире стали поводом для подобного режиссерского высказывания. Сквозь национальные ковры, покрытые паутиной, и дымчатое пространство проступает древняя история человечества, никогда не знавшая мира. Герои трагедии в одеждах с национальной символикой и одновременно с галстуками на шее узнаваемы и современны.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Ричарда играет Фатима Бердибекова. Удивительно, как молодой актрисе удалось перевоплотиться в жуткого монстра. Вместе с режиссером и художником она сотворила гротескный образ Ричарда: это некое бесполое существо с лысенькой головой, со сморщенным лицом (кажется, что кожа хлопьями сползает от какой-то страшной болезни), с плетеной корзиной за спиной вместо горба. Вся извивающаяся пластика Ричарда напоминает насекомое, паука: полусогнутые ноги в тяжелых ботинках, скрюченное тело, длинные пальцы рук, которые так и тянутся к жертве. Актриса играет своего уродца мощно и бесстрашно, до предела заостряя рисунок роли. В определенный момент на обезображенном лице появятся характерные усы щеточкой, отсылающие к кровавой истории ХХ века.

Актеры, играющие народ и королевскую свиту, работают в едином эмоциональном ритме, подчас уходя в исступление и экзальтацию. Елизавета (Роза Ерболатова), Маргарита (Айгул Уразалина), герцогиня Йоркская (Майра Ильясова), леди Анна (Айымнур Сендибайкызы) представляют женский мир пьесы, но в балаганной стихии казахского спектакля, где все отмечено тленом, женские образы скорее похожи на ведьм из «Макбета»: спутанные волосы, ярко раскрашенные или выбеленные, как у мертвецов, лица. Ближе к финалу все меньше и меньше остается сторонников Ричарда, кроме Бекингема, но и тот ужасается, когда Ричард приказывает ему совершить чудовищное преступление — убить маленького Эдуарда. Бекингем Бекжана Кайроллина с яростью сбрасывает с себя одежду и начинает танцевать свой последний неистовый танец. (Музыку к спектаклю написали актеры Актюбинского театра Рахат Торежан и Серик Закария. Опираясь на национальные мотивы, горловое пение, они создали современные композиции, жалящие сильной казахской энергетикой и экспрессивным вокальным исполнением.)

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

В финале, после мучительного сна, где Ричарду являются все убиенные им люди, он просыпается другим — надломленным, одиноким, несчастным. С его головы сползает сценическая шапка, и длинные волосы актрисы мирно ложатся на плечи. Сняв с себя жуткую «кожу», чудовище превращается в хрупкую девочку. Возможно, это душа Ричарда, которая, вдруг пробудившись, ужаснулась от увиденного.

Мейрам Хабибуллин, безбоязненно прибегнув к неприятным, резким краскам, в финале возвращает нас к живому человеку, показывая самую неприглядную тьму, героически противостоя этой тьме и грозным опасностям нашего века.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога